Что такое пост.
Пост начался из послушания и благоговения к Богу в первобытной ветхозаветной Церкви Божией. Подобно Церкви Божией ветхозаветной, и Церковь христианская от самого начала своего освятила пост, который примером и учением Самого Совершителя веры – Иисуса Христа и святых Его учеников и апостолов, вместе с прочими средствами ко спасению, положен в основание здания Церкви Божией. Иисус Христос Сам постился сорок дней. По примеру и настоянию Иисуса Христа апостолы и ученики Его и сами также постились и заповедали верующим посты, которые Церковь Православная доселе непрерывно соблюдает.
Пост совершенный и истинный служит необходимым средством, во-первых, к нашему освящению и единению с Богом. Ибо в Писании пост изображается спасительным орудием к одолению искушений от дьявола, который «изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17, 21), у обузданию страстей (см.: Пс.58, 24), к смирению (см.: Пс.34, 13), к покаянию (см.: 2Цар.12, 16, 22), к угождению Богу (см.: Лк.2, 37), к общению с миром духовным (см.: Мф. 4, 11).
Во-вторых, пост служит средством к живому участию в жизни, страданиях, смерти и славе Богочеловека Иисуса Христа и святых Его. Всякой душе христианской при воспоминании поста, страданий и смерти Иисуса Христа, Иоанна Предтечи и иных угодников Божиих необходимо явить живое участие собственным постом, особенно в те дни, когда Спаситель и святые постились или страдали. Святой Амвросий Медиоланский говорит: «… желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос. Он, не имея греха, постился 40 дней, а ты, грешник, не хочешь поститься, пресыщаешься в то время, когда Христос за тебя алкал…»
Церковь считает пост одним из действенных средств, посредством которого можно преложить гнев Божий на милость или преклонить волю Господню к исполнению молитвенного прошения.
Высокий образец поста явлен нам Иисусом Христом и апостолами; они постились сами и своим примером показали значение поста, который в собственном смысле, есть воздержание от пищи. Впрочем, пост не есть обыкновенное воздержание, он есть воздержание высшее и священное. Где пост, там и воздержание, но не всегда там пост, где воздержание. Воздержание обыкновенно ведёт к сохранению телесного здоровья и приличия, пост – к благочестию и спасению.
Пост, как говорится в уставе церковном, определяется мерою, правилом и временем и по строгости бывает различен. Он состоит или в совершенном неядении, в чём полагается строжайший пост; или в сухоядении, состоящем в ядении только хлеба, воды, сухих овощей и т.п.; или в ядении варёной пищи, с елеем (растительным маслом) или без елея, по обстоятельствам; или, наконец, в ядении ещё и рыбы.
Пост телесный непременно требует и поста духовного. В этом союзе постов телесного и духовного состоит полный, истинный пост, который возводит постящихся к общению с Господом по телу и душе, тело очищая и освящая строгим воздержанием от пищи и пития, а душу – молитвою и другими добродетелями. Один пост телесный без духовного ничего не даёт для спасения души. Без истинной молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прощения всех обид, воздержания от супружеской жизни, исключения увеселительных мероприятий и просмотра развлекательных телепрограмм, без глубоких размышлений о путях своего духовного развития пост становится всего лишь диетой. «При телесном посте, - пишет святитель Василий Великий, - чрево постится от пищи и пития; при духовном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел, слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы, мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всяческого зла…»
Воздержание от пищи нужно для того, чтобы ослабить силу плоти и сделать этого коня нам послушным. В пост нужно обуздать гнев, приучиться к кротости, снисходительности, обрести сокрушенное сердце, испытать свою совесть. Отказывая себе в пище и питии и в прочих удовольствиях, мы должны в эти дни особенно стараться питать неимущих, используя средства, сбережённые во время поста.
Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и заключённый в тюрьме, и просто нищий. Нигде не говорится о посте изолированно, как о неядении мяса и прочего скоромного. Всюду (т.е. в Церкви) один призыв: «Постимся, братие, телесно, постимс и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединён с духовными упражнениями.
В чём должен состоять телесный пост конкретно для каждого? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть от состояния здоровья, от возраста и условий жизни, от опыта пощения, от уровня духовности человека. Пожилым, больным людям, детям, а также беременным женщинам разрешается ослабить пост. Но надо непременно «задеть за живое» своё плотоугодие и сластолюбие.
Нам, современным людям, кажутся недостижимыми те уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми русскими семьями. В настоящее время в полном соответствии с этим уставом постятся немногие. Церковь рекомендует, как известный минимум, лишь переход постом на постную пищу в согласии с её указаниями для каждого из постов и постных дней, и для большинства христиан это считается обязательным. Но в тех случаях, когда по болезни, при тяжёлом физическом труде или по большому недостатку в продуктах питания христианин не может соблюдать обычные номы поста, то пусть делает в этом отношении всё, что сможет. Например, откажется от всяких развлечений, от сладостей и лакомых блюд и т.д. Словом, пусть в той или иной мере всё же приобщится к посту. Однако о конкретных мерах послабления поста следует посоветоваться со священником и испросить благословение на совершение поста с учётом своего физического и духовного возраста, условий жизни, работы, реального состояния здоровья и прочее.
Надо помнить, что неприлично кающемуся и скорбящему о своих грехах есть постом сладко и обильно, хотя бы и постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если постящийся будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами с чувством переобременения желудка. Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насытиться.
Как и для всякой добродетели, и для поста нужна рассудительность. Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста и пресыщение чрева. Вместе с тем пост – это не обряд, а тайна души человеческой, которую Господь велит скрывать от других. Нужно бояться всякого выявления своего отличия от окружающих и уметь благоразумно скрывать от них свой подвиг и свои лишения.
О правильности нормы поста преподобные Варсонофий и Иоанн дают такой совет: «Касательно поста: осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием, и если нет, осяжи вторично, не делает ли тебя пост немощным и в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть». Всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит о превышении его нормы.
Ослабление поста отцы Церкви советуют вознаградить внутренним чувством сокрушения. И если по немощи тела приходится ослаблять установленную Церковью норму поста, нужно в молитве просить за это прощения у Господа: «Господи, прости меня, что я по немощи своей нарушил святой пост». С другой стороны, гордиться своим воздержанием – значит полностью извратить смысл поста.
Из книги: Азы Православия для новоначальных. О посте, молитве и смирении. М.,2004.