8 июля - Православный день семьи и любви

8 июля – День семьи, любви и верности – общероссийский государственный праздник.
Память святых князя Петра и княгини Февронии Муромских, покровителей семьи и влюбленных на Руси по церковному календарю.

 

Протоиерей Артемий Владимиров.

Свеча любви.

Как тогда, так и ныне, истинная любовь, заквашенная горячей верой во Христа Искупителя, является царицей всех добродетелей, совокупностью всех нравственных совершенств. Умножаются на нашей земле беззакония – растление, блуд, измены – и скудеет, словно убегающая сквозь пальцы вода, умаляется не по дням, а по часам Богом заповеданная любовь.

Отчего нынче супруги не умеют жить дружно, почему так быстро теряют взаимопонимание и доверие, по какой причине разрушают своими руками то, что еще вчера так бережно созидали? Мне кажется, все исчисленные беды постигают нас потму, что наши лица не обращены к Солнцу Правды – Христу, имя Которому Любовь. Видя перед собой Господа и Спасителя своего, приковав к Нему, раскинувшему на Кресте Божественные объятия, молитвенный взор, супруги никогда не собьются с пути, не потеряют драгоценный дар, ниспосланный им в Таинстве венчания! А что это за дар, я и хотел бы поговорить с вами.

Представим себе жениха и невесту, находящихся в преддверии храма в брачных одеждах. Священник сводит их вместе и соединяет руки брачующихся так, что правая рука жениха покрывает руку его избранницы. Он – кормилец, добытчик, ответственный за достаток в доме хозяин, главной заботой которого отныне будет ежедневный жертвенный труд на благо семьи. Не скроем, что весьма часто именно легкомысленное отношение сильного пола к делу содержания семьи является причиной многих драм, доходящих до домашнего раскола.

Пастырь влагает в руки обручающихся горящие восковые свечи, которые, как и венчальные иконы, надлежит бережно хранить в течение всей совместной жизни.. Свеча любви! На вопрос, как жить счастливо в браке, ответим: будьте как эти сечи, умаляющиеся, медленно тающие, истощающие себя, свечи, которые согревают и освещают собою пространство. Такова истинная любовь: она всегда жертвенна.  «Светить всегда, светить везде – вот лозунг мой и Солнца», - так писал поэт. Настроив изначала лиру  своей души на самоотдачу, на служение своей второй половине, мы мало-помалу очистим себя от самолюбия и потребительства, того духовного яда. Который имеет силу отравлять  и убивать самые  возвышенные и прекрасные чувства.

А вот священник надевает освященные золотые колечки на дрожащие от волнения безымянные пальцы жениха и невесты. Пастыри трижды меняют положение колец, так что мужское кольцо оказывается на женском пальчике и наоборот. Для чего так? Брачующиеся должны помнить, что отныне жизнь их едина, им нечего делить, они – две  вместе сросшиеся половинки, у которых все – общее. Как это важно, ведь в наш прагматичный век корысти сребролюбия имущественные претензии и следом за ними идущие обиды – не последняя причина распада семьи. В молитве, читаемой священником, Церковь испрашивает брачующимся покровительства Ангела Господня, который  «предыдет пред ними во вся дни живота их». Это не метафора. Благочестивые муж и жена, чтущие воскресный день, посещающие храм Божий, прибегающие к Таинствам  Исповеди и Причастия, хранящие взаимную верность даже в мыслях, сами бывают хранимы Богом от бед и напастей. Таковым дано наслаждаться  «мирным и безмятежным житием» под сенью ангельских крыл, простертых над ними днем и ночью.

Пришло время Венчания. Священник, вновь соединив руки обрученных, поставляет их в середине храма на белый плат, знаменующий святые намерения тех, кого Бог возводит на высоту венчанного брака. Обеты взаимной верности и любви, они  золотыми буквами будут  написаны на сердцах супругов. Они подобны присяге воина на верность Царю и Отечеству:  «Ни шагу назад!» Лучше умереть, чем изменить! За сохраненные на земле обеты веры и верности Господь раскроет  пред христианскими супругами двери вечного Царства Своей любви. Вот чем отличается законный для христиан брак  от всех светских вариаций его: венчанные супруги несут ответственность за целость и целостность семьи перед Самим Богом!

После трех молитв, в которых поминаются святые покровители супружества, начиная с библейских ветхозаветных пар, священник возлагает на главы брачующихся венцы, украшенные крестом. Супругам должно быть свойственно и царственное благородство по отношению друг к другу, и мученическая решимость жертвовать ради мира в семье всем! Увы, лишенные христианского самосознания, нередко мы превращаем семейную жизнь в бесконечное  «выяснение отношений», ристалище, на котором скрещиваются копья амбиций и обид.  И это к ужасу детей, вовсе не заслуживших  подобной участи – быть свидетелями распрей отца и матери. Напротив, мягкость и человечность интонаций, спокойный, а главное, доброжелательный тон общения – идеал, заданный венчальным священнодействием.

Крестовидно трижды священник осеняет пару  благословляющей десницей со словами: «…Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.Аминь.» Божественная благодать во всей неизреченной полноте снисходит на жениха и невесту, претворяя их в мужа и жену, навеки спаянных между собой взаимной любовью и небесным благословением! Теперь, как две большие птицы, они полетят под небосводом навстречу своему спасению, будут с трогательной заботой вить гнездо свое, выкармливать птенцов, находя в этом подлинное Богом данное счастье. Любовь таких супругов, верных нравственному закону, благоговеющих перед даром материнства и отцовства, никогда не оскудеет и не изменит. Более того, она будет передана по наследству признательным и благодарным чадам, согретым с малых лет совместной домашней молитвой взрослых и детей.

Безусловно, нет семьи, которая не подвергалась бы искушениям и испытаниям в наше лихое время, когда земля, словно сетью, покрыта соблазнами.  «Жизнь прожить – по русской пословице, - не поле перейти». «Не ошибается тот, кто ничего не делает», - гласит народная мудрость. Без подвига не бывает и победы. И все же, если отдаешь все силы избранному тобою поприщу, проявляешь терпение и целеустремленность, чем больше препятствий подчас совершенно неожиданно возникает на твоем пути, если, наконец, всегда и во всем  ищешь в молитве помощи у Господа, повелевшему  «двоим стать во едину плоть», - никогда Бог не попустит венчанным супругам потерпеть поражение! Их взаимная любовь, осененная благодатью, будет разгораться все ярче и ярче и доведет их до Света невечернего в ином, лучшем мире, где уже не будет  «ни болезней, ни печалей, ни воздыхания».

 

С небольшими сокращениями – из журнала «Русский дом», 2010, №7.