День рождения Церкви нашей

День Святой Троицы

Приближается всенародно любимый православный праздник — Троица, или Пятидесятница. День, когда устилаются храмы свежескошенной травой, украшаются зелеными веточками и цветами. «На Троицу земля именинница» — так издавна говорят в народе. На пятидесятый от иудейской Пасхи день, в традиционный праздник Пятидесятницы апостолы были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго. Так рассказывает об этом событии книга Деяний апостольских (2, 1–4). «Ныне Утешительный Дух на всякую плоть излияся: от апостольских бо ликов наченший, от тех по причастию верным благодать простре» — поется в стихире на Великой вечерне на Троицу.

…Совсем недавно ученики расстались с Учителем, увидев его в последний раз на сороковой день после Воскресения из мертвых, в момент Вознесения к Отцу (см.: Лк. 24, 50–51; Деян. 1, 9–11). И вот, произошло то, что Он обещал ученикам: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14, 16–17). Утешитель, Дух Святой, третье лицо Пресвятой Троицы, сошел на апостолов и через них, как сказано в стихире, «на всякую плоть». Что это означает для всех нас? О богословском значении праздника, то есть о том, что именно мы празднуем в этот день, наша беседа с заведующим кафедрой богословия Саратовской православной духовной семинарии, настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Саратове протоиереем Димитрием Полоховым

— Митрополит Вениамин (Федченков) в своих заметках о богослужении православных праздников пишет, что сошествием Святого Духа на апостолов завершилось домостроительство нашего спасения и произошло возвращение падшего человека в Царство Троицы. Для этого понадобилось Боговоплощение, Крестная Жертва Сына, Его Воскресение, Вознесение к Отцу и затем — сошествие Святого Духа.

— Да, именно так. Во Христе спасается вся полнота человечества. Все мы спасены во Христе. Чтобы спасение через благодать Святого Духа, через Крещение, через миропомазание, которое есть печать дара Духа Святого, через Таинства Церкви стало реальностью для конкретного человека, для каждого из нас, требуется наш личный труд, личная вера, жизнь во Хрис­те. Словом, наш собственный хрис­тианский подвиг. Но без благодати Духа Святого спасение невозможно. Причастными к этому спасению мы становимся через благодать Духа, пребывающего в Церкви.

Господь в Евангелии неоднократно говорит о Себе как Источнике воды живой. Источник живой воды — источник благодати, а благодать есть действие Божие в человеке. И каждый человек, верующий во Христа, сам становится источником воды живой, текущей в жизнь вечную. Христос говорит самарянке: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Чуть позже, в главе 7, святой апостол и евангелист Иоанн приводит слова Христа, сказанные в Иерусалимском храме: Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин. 7, 37–39). По сути, Христос говорит здесь о том, для чего Он пришел: чтобы люди могли быть причастны благодати — Божественной жизни. И это исполняется в день Пятидесятницы.

— Потому и называют этот день днем рождения Церкви?

— Как неоднократно говорит в своих Посланиях апостол Павел, Церковь есть Тело Христово (см.: Еф. 1, 23; Кол. 1, 24). Понятие «тело Христово» подразумевает единство человеческого и Божественного. Человеческая составляющая — это все мы, верующие во Святую Троицу, молящиеся и приходящие в храм, а Божественную являет Собой Святой Дух. С момента сошествия Духа Святого на апостолов благодать Божия действует в Церкви, спасает, просвещает нас, о чем свидетельствует опыт святых Божиих. О том, как это происходит и что это такое, можно узнать, прочитав, например, беседу преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым «О цели христианской жизни», когда преподобный не только на словах, но и своим видом показал, что значит пребывать в Духе Святом: «Лицо его как бы вышло из-под молниеносного света, и свет остался только кругом лица его, на далекое пространство».

Дух сошел — Церковь родилась. Святой Дух являет нам в Церкви всю полноту домостроительства — замысла Божия о спасении мира и человека, и всю полноту Божественной жизни.

— А с чем связан обычай украшать в этот день церкви зеленью: свежескошенной тра­вой, полевыми цветами?

— Это обычай, по всей видимости, древний, ведь у иудеев Пятидесятница была праздником урожая, Богу в благодарность приносили начатки плодов. Но в христианской Церкви этот обычай переосмысляется: Дух Святой все животворит, всему дает жизнь. Он действует не только в человеке: все бытие мира поддерживает живительной благодатью Божией. Свежескошенная трава, цветы, веточки — это напоминание о действии благодати Божией в мире. Но есть и иные символические толкования этого обычая: у некоторых авторов можно прочитать, что зеленые ветки напоминают о Мамврийском дубе, под которым Авраам и Сарра встретили Троицу в виде трех путников, трех Ангелов (см.: Быт. 18) — все мы помним Троицу преподобного Андрея Рублева.

— Некоторые прихожане стремятся унести пучки, а иногда и целые охапки травы, которой устлан храм, к себе домой: они уверены, что трава обладает целительной или некоей иной благотворной силой. Кто-то ее заваривает и омывает больные места, кто-то даже детей в этом отваре купает. То же и с березками: «А можно веточку, ну хоть листочек…». Что бы Вы сказали этим людям?

— Живая зелень на Троицу — это традиционное украшение церкви в праздничный день, но не святыня. Трава и ветки на Троицу не освящаются, нет такого чинопоследования. То, что трава, принесенная из храма домой, обладает какой-то целительной или иной благотворной силой — всего лишь околоцерковное поверье, каких много. Есть, конечно, и добрые традиции, связанные с Троицей, например, спать в ночь накануне праздника на подушке, набитой свежей травою, вдыхая ее запах. Когда-то эти обычаи прочно входили в быт, в уклад жизни, особенно жизни крестьянской: люди старались, чтобы все было «по-Божьему» устроено. Но сейчас этот уклад жизни утрачен, и мы чаще сталкиваемся не с добрыми обычаями, а с такими вот перекосами, как заваривание принесенной из храма травы.

— Почему в День Святой Троицы вечерня с ее коленопреклоненными молитвами совершается сразу после Литургии и почему именно этот день становится днем усиленной длительной коленопреклоненной молитвы?

— Мы не переносим в этот день вечерню на вечер, потому что смысл ее молитв неразрывно связан с самим содержанием церковного торжества. Люди в этот день всегда хотели приобщиться к празднику во всей его полноте. А сугубая молитва с земными поклонами, которых не было со Страстной седмицы, обусловлена тем, что это день, когда благодать Духа Святого пришла в мир, и мы молим о благодати, о том, чтобы и нам дары Святого Духа стали доступны; чтобы мы были едины с апостолами и первыми христианами: «…услыши ны, воньже аще день призовем Тя, изряднее же в день сей пятдесятный, воньже (…) низпосла Святаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы». В переводе: услышь нас в любой день, но особенно в этот, пятидесятый, когда «…весь род человеческий боговедение своим языком в слух уха приимше, светом Духа просветихомся, и прелести якоже тмы изменихомся (т. е. избавился от мрака заблуждений), и чувственных и огненных язык раздаянием, и преестественным действом, еже в Тя веры научихомся, и Тебе богословити со Отцем и Святым Духом, во едином Божестве, и силе, и власти озарихомся». В этот день мы испрашиваем милости для всех, в том числе и для тех, кто умер и не достиг вечного блаженства:«…о иже во аде держимых (…) великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я скверн, и утешению Тобою низпослатися».

— Сразу за Троицей следует еще один праздник — Духов день. У него свое неповторимое обаяние: меньше становится в храмах народу, вянет трава, распространяя сладковатый запах, наступают некая особая тишина и мир… Но с какой целью установлено празднование Святому Духу?

— Это день почитания ипостаси Духа Святого как одного из Лиц Пресвятой Троицы. Святой Дух — это не какая-то вспомогательная или служебная ипостась, это не функция Бога, не безличная сила, посредством которой Бог действует, это именно Личность, Лицо, и мы именно так Его почитаем. Это тот самый Дух Святой, который открывался и говорил через пророков Ветхого Завета, который повелевал апостолам отделить Варнаву и Савла (Павла) на дело, к которому Он их призвал (см.: Деян. 13, 2). Католическое толкование Святого Духа как исходящего от Отца и Сына, а не от одного только Отца, как сказано в православном Символе веры, приводит именно к такому Его восприятию: некая вспомогательная субстанция. Любое догматическое изменение приводит к искажению духовной жизни, и именно с этим, возможно, связано преобладание чувственного, душевного над духовным в католичестве. Потому с вероучительной точки зрения очень важно, что день этот идет следом за днем Пресвятой Троицы.

Фото А.С. Савушкина

Газета «Православная вера» № 10 (510)

Беседовала Марина Бирюкова