День Святой Троицы. Пятидесятница.

Сошествие Святого Духа на апостолов  (Троица).

 О.В.Глаголева.

 Апостолы, Богоматерь и некоторые жены-мироносицы, собравшись в Иерусалиме, ожидали  исполнения обещанного Спасителем: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14,26). Все они собирались в Сионской горнице, где  «единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян.1,14). По предложению  апостола Петра вместо предателя Иуды они по жребию избрали Матфия, так что число ближайших учеников  Христа осталось тем же – двенадцать.

На десятый день после Вознесения, в пятидесятый день после Воскресения Христова, слова Учителя исполнились.

В этот день иудеи праздновали Пятидесятницу – один из великих иудейских праздников, в память  дарования Богом на горе Синай Своему народу  через пророка Моисея  Десяти Заповедей.

В Иерусалим, как это было принято, собралось  большое количество паломников как из самой Иудеи, так и изо всех стран, где ещё со времён вавилонского плена жили так называемые иудеи рассеяния – из Вавилона, Персии, Сирии, Крита, Египта, Малой Азии, Рима.

Утром, в девятом часу,  «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деян.2,2). Появившиеся вслед за тем разделяющиеся огненные языки  «почили  (остановились – О.Г.) по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого…» (Деян.2,3-4). Огненное крещение апостолов, как пророчествовал когда-то  святой Иоанн Креститель: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3,11), свершилось!

Апостолам, а в их лице всему человечеству, открылись три ипостаси (отсюда  «Троица»)  Единого Божества – Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа.

Необычный шум с неба привлёк всеобщее внимание – скоро у Сионской горницы собралась большая толпа паломников. Апостолы вышли к ним навстречу – и вдруг … «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2,4). Каждый из пришедших неожиданно услышал  обращённые к нему слова апостолов на понятном ему родном языке. И  «все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты (обращённые из язычников – О.Г.), критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?... что это значит?» (Деян.2,7-12).

Ведь многие знали, что апостолы были простыми, неучёными людьми, которые и на своём-то языке говорили не совсем правильно – на галилейском наречии. И вдруг они все стали говорить  на разных языках, которым никогда не учились и до этого дня не понимали.

Чудо пытались объяснить по-разному, в том числе и тем, что апостолы  «напились сладкого вина». Тогда один из апостолов, самый горячий по натуре, Пётр, отвечая на это  «дикое» объяснение, неожиданно для самого себя произнёс первую в своей жизни проповедь. Он, не знавший ветхозаветных пророчеств, вдруг привёл собравшимся исполнившееся только что  у всех на глазах пророчество Иоиля: «… говорит Бог: Излию от Духа Моего на всякую плоть…» (Иоил.2,28). « То есть, - подытожил Пётр, - это чудо было совершено Самим Богом!»

Затем он стал рассказывать об Иисусе Христе, Который проповедывал Свое Божественное учение им и всему народу, был распят и на третий день воскрес. Теперь Спаситель, как и обещал, послал им с неба Духа Святого, Который и научил их говорить на разных языках. Заканчивая свою проповедь, Пётр сказал: «Итак твердо знай весь дом Израилев (народ иудейский – О.Г.), что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян.2,36). Так Пётр стал первым проповедником Учения Христова.

Поражённые вестью Воскресения Иисуса, люди чувствовали раскаяние. «Что же нам делать?», - сокрушенно спрашивали они. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2,37-38), - отвечал Пётр. Устами простого, неучёного рыбака говорил Сам Дух Святой, поэтому эти слова так глубоко проникали  в сердца слушавших апостола.

Сила слова Петра была столь велика, что уверовавших и крестившихся в тот день было около трёх тысяч человек. «И они постоянно пребывали  в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах… Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого… Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2,42,44-47).

Так было положено начало Христовой Церкви – образу Царства Божия на земле. А сам день Сошествия Святого Духа на апостолов со всей определённостью можно назвать Днём рождения Церкви.

После огненного крещения Святым Духом в день Пятидесятницы апостолы стали совершенно другими людьми  - они буквально переродились. Вспомните тех робких, боязливых и даже слабоверных учеников Господа, которые не выдержали первых испытаний: как они разбежались в Гефсиманском саду; как впали в отчаяние, когда узнали о крестной смерти и погребении Учителя; как долго потом не верили в Его Воскресение, хотя неоднократно были предуготовлены к этому величайшему чуду Самим Христом Спасителем.

Теперь это были уже люди крепкой, пламенной веры, бесстрашия, неутомимой ревности в благовествовании слова Божия. Силой Своей Благодати Дух Святой превратил слабых, маловерных, трусливых и неискушённых в Божественной премудрости людей в тех, кого позже апостол Павел назовёт  «столпом и утверждением Истины» - в Церковь Христову!

Кроме того, Дух Святой наделил  апостолов даром исцеления, их  «руками… совершались в народе многие знамения и чудеса…» (Деян.5,12). Так, апостол Пётр именем Господним изгонял бесов, исцелял недужных, воскрешал умерших. Даже его тень имела чудодейственную силу -  «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян.5,15).

От своего Божественного Учителя апостолы знали, что будут  «в мире печальны» (Ин.16,20): их жизнь будет полна насмешками, издевательствами, заключениями в темницы и побоями. Каждого из них ждёт своя чаша страданий. Всеведущий Господь провидел, что апостол Иаков первым примет смерть за Своего Божественного Наставника  (по приказу Ирода Агриппы его усекут мечами в 44 году в Испании); апостол Андрей в 62 году будет распят в римской провинции Ахайи; апостол Филипп – в Иераполе  (римская провинция Асии, на западе современной Турции); апостол Фома будет заколот копьями в Индии; апостола Петра по приказу  императора Нерона в 67 году предадут мученической смерти на кресте…

В этих грядущих страданиях в отсутствие Божественного Учителя необходимо было укрепить, поддержать и утешить апостолов, даровать им мужество и терпение. Поэтому Вознёсшийся  Иисус Христос и послал Своим ученикам Святого Духа-Утешителя. И теперь уже никто и ничто не могло остановить  Божиих вестников в их святом и великом подвиге исполнения заветов Учителя – распространения Его Божественного учения по всему миру. Распятые на крестах, сжигаемые на кострах, гибнущие под градом камней и ударами мечей, апостолы были необыкновенно сильны духом….

Со дня Сошествия Святого Духа на апостолов христианская вера стала быстро распространяться – число верующих  в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Сначала апостолы проповедовали  христианское учение только иудеям, а потом разошлись по всему миру, чтобы слово Божие услышали все народы земли. Жребий определил, кому в какую сторону следовало идти.

Быстрое распространение христианства вызывало страх и ненависть иудейских старейшин, законоучителей и первосвященников. Христиан стали преследовать, обвинять перед римлянами и восстанавливать против них простой люд. Первым мучеником за проповедь о Христе стал  архидиакон Стефан – его забили камнями…

Но несмотря ни на что, осенённые благодатью  Святого Духа ученики Иисуса Христа и их последователи возвестили народам Земли слово веры и спасения, основали ряд поместных Церквей, привели к Богу тысячи и тысячи людей. И уже к 64-ому году христианские Церкви существовали во всех главных городах Римской империи.

 Из книги: Глаголева О. Святые дни. М.,2009.