Человек – это семья.
Протоиерей Димитрий Смирнов.
Все научные дисциплины есть произведения человеческого духа и, следовательно, являются ценностями духовными. Но целый ряд ценностей, причём именно тех, которые в наибольшей степени формируют традиционное национальное воззрение на мир и отсутствие которых приводит к появлению разных суррогатов, по известным причинам выпали из русского образовательного пространства. Это – религия, русская философия, русская культура (кроме некоторых фрагментов) и русская семья.
Бесспорно, что освоения математики, истории, литературы недостаточно для того, чтобы найти путь к счастью. А ведь стремление к нему инстинктивно присутствует в душе каждого человека как существа, некогда в Адаме потерявшего райское бытие. И если человек не находит счастья, то заменяет его «утешением» в виде алкоголя, наркотиков или острых ощущений, с помощью которых он ищет себе такую точку приложения, которая даёт иллюзию счастья.
Но есть ещё один предмет, изучение которого укажет человеку путь к земному счастью, ибо ни физика, ни ботаника, ни астрономия не научат его быть счастливым. «Семья как высшая духовно-нравственная ценность человека» – вот какой предмет должен быть главным в программах всех учебных заведений, потому что сейчас этому научить больше практически негде. Если раньше говорили, что религиозные или семейные ценности должны прививаться в семье, то теперь мы с ужасом констатируем, что самой семьи почти нет. Хорошая семья – единичный пример. Процесс распада семьи всё набирает и набирает обороты. А ведь её распад – это уничтожение человечества!
Сегодня навязывается мнение, что человек есть «свободная личность», «индивидуум». Но это не так. Человек – это семья. Именно семья есть отличительный фундаментальный признак, выделяющий человека из сонма других созданий Божиих. (Есть, конечно, и другие признаки: разум, дар слова, религиозность, – которые недоступны ни минералам, ни растениям, ни животным, а только человеку; нет человека стерильно нерелигиозного).
Говорят, что семья – это «институт». Нет, семья – это не институт и не «договорное объединение». И брак – это не просто гражданское состояние двух индивидуумов. Нет, это жизнь человека. Семья – это домашняя «малая» церковь, где есть определённые роли, или служения. Здесь муж – это священник, жена – помощник ему, по-гречески «диакон», а дети – народ Божий, который нужно привести ко спасению. Дети – это то, что даётся двум супругам от Бога, потому что в рождении каждого человека участвует Бог и каждого нужно привести ко спасению. Вот цель и смысл семейной жизни. И планировать семью должен Бог, а не грешный человек.
Но в наше время семьи распадаются, делая несчастными миллионы людей. 40% детей в России рождаются вне семьи. На три брака – два развода. В России миллион сирот при живых родителях. Почти столько же беспризорных. Почти миллион молодых людей сидят в тюрьме. Даже миллионеры у нас не хотят «плодить нищету». Ежегодно в стране делаются миллионы абортов.
Семья – это подвиг любви, а не стремление сохранить комфорт любой ценой. Мы на своём приходе проводили эксперимент: в родильном доме устроили пункт, где встречали каждую женщину, шедшую на аборт, и пытались отговорить. Согласилась только каждая 10-я. В результате этого годичного исследования выяснилось, что причина убийства младенцев – не материальные затруднения, а нежелание лишиться того комфортного состояния, в котором находились люди. Они хотели сохранить его, а ребёнок добавил бы излишних хлопот.
Вот какой ход мыслей нужно изменить в сознании наших современников, особенно людей молодых! Этому должны быть посвящены главные уроки в школе. Потому что в этом – спасение и нашей страны, и нашего народа. С этого нужно начинать возрождение духовно-нравственного воспитания, потому что иначе всё будет фальшиво, лукаво, лицемерно, всё будет ненастоящим. Ведь если человек говорит высокие слова, а потом через месяц-другой убивает собственного ребёнка, то это несовместимо ни с какой нравственностью. Это ниже уровня животных.
Семья не может существовать за счёт убийства своих членов! Эта мысль должна быть заложена в сознание каждого человека. Нужно говорить не о «безопасном сексе», не о «планировании семьи», а о том, что очень нехорошо убивать своих детей. Ведь о каких нравственных задачах можно вообще говорить, если абсолютно здоровые, сытые, одетые люди убивают собственных детей, потому что ребёнок, видите ли, зачат ими не в то время, когда им бы хотелось? В государстве со всех трибун декларируется, что высшая ценность – это человек! Тогда почему позволено его убивать, причём за счёт федерального бюджета?
Распад семьи есть распад человека, самоубийство, в котором мы все пребываем. Человечество – это большой организм, и он уже смертельно болен. Только выдающийся подвиг людей во Христе может повернуть этот процесс вспять.
Но даст ли Господь нам время, чтобы мы вернулись к той многоплодности, какая всегда была в России? Достаточно вспомнить, что за время царствования нашего последнего императора, население страны увеличилось на 29 миллионов человек. А за время правления президента Ельцина оно сократилось на 10 миллионов. Поэтому, если мы будем продолжать такими же «ударными» темпами, то всё в стране – реформы, научные разработки, строительство – мы будем готовить как базу для других народов. Это они будут ездить по нашим дорогам. Это они будут с помощью наших машин, которые мы завезли из Европы и Америки, добывать наши нефть и газ. А какую роль они отведут нам? Может быть, чистить снег, которого всегда в России было достаточно.
Один профессор МГУ абсолютно математически мне показал, что, чтобы только сохранить популяцию нашего народа на уровне 140 миллионов (то есть так, как у нас сейчас есть), каждая нормальная семья в России должна думать о рождении не 2-го ребёнка, а 8-го. Только тогда мы не то что увеличим население, а хотя бы сохраним популяцию! Это точные арифметические расчёты, а отнюдь не какие-то «страшилки».
Когда Дмитрий Иванович Менделеев исследовал статистику переписи населения 1913 года, то, видя тенденции в народе, пророчествовал, что к концу XX века в России должно проживать более 600 миллионов человек. Где они? Они просто не родились. Русская женщина по тогдашней статистике в среднем имела 5 – 7 детей. А сегодня о 8-м ребёнке мы чисто биологически не можем даже мечтать.
К сожалению, европейские христианские народы (и русский в том числе) к сегодняшнему дню выстроили чудовищную античеловеческую цивилизацию. Достаточно посмотреть на отношение ненависти к многодетным семьям. Многодетные матери, с которыми мне приходится общаться, постоянно жалуются на то, как относятся к ним люди. Самое мягкое выражение, которое они слышат себе в спину: «Вот, понарожали!» Как будто это какое-то преступление! Но ведь всё наоборот – многодетная мать имеет такое счастье, какое недоступно малодетным.
Очень многие наши проблемы связаны именно с малодетностью семей. Коснусь проблемы призывников. Многие государственные мужи ломают головы над тем, как сделать престижным служение в армии. Но никакая однодетная мать с желанием не отпустит служить единственного сыночка. Она Богом «запрограммирована» на семерых детей, а вся её материнская любовь обрушивается на единственного. И тот под тяжестью семикратной материнской любви часто готов куда-нибудь бежать из дома. А потом всё это отразится и на его семье, потому что он вырастет эгоистом и потребителем, привыкшим, что всё за него делает мама. И такой человек как гражданин, как воин оставляет желать много лучшего.
В одном из военных округов произошёл случай: 3 парня с Кавказа заставили 100 солдат отжиматься. Трое заставили сотню упражняться до изнеможения. О чём это говорит? Половина наших новобранцев не имеют отцов, потому эти полусироты психически неспособны сопротивляться парням, выросшим в нормальных многодетных семьях. И это русский солдат, имя которого приводило в трепет солдат европейской, турецкой, японской и прочих армий! Понимаете? И причина только а одном – в однодетности.
Когда человек растёт в семье одни, он вырастает неконкурентоспособным, потому что у него «монополия любви», ему не нужно сражаться за жизнь, ему не нужно конкурировать с братьями и сёстрами. И он только глотает всё разжёванное его матерью. А когда он вырастает и женится, эта же мать, продолжая реализовывать своё материнское чувство, будет вмешиваться в его семейную жизнь, будет учить его супругу и стремиться отобрать внуков, потому что её материнское чувство за 20 – 25 лет осталось нереализованным. Плоды искусственной однодетности, к сожалению, очень страшны.
Если мы уясним эти простые мысли, то это и будет как раз то вожделенное покаяние, о котором мы часто слышим. К сожалению, зачастую даже церковные люди на Исповеди говорят, что они во время поста съели булочку, с горечью подозревая, что пекарь положил туда яичного порошка, и поэтому они, к сожалению, оскоромились. Вот одна из «величайших проблем» религиозной жизни – сколько яичного порошка булочник положил в булочку! А на самом деле, главная проблема – это перемена мыслей. Покаяние – это именно изменение мыслей, и оно остаётся где-то там, «за кадром». Человек оправдывается: «Все так делают. Такая жизнь. Теперь время такое…» Но если весь наш народ с первого до последнего человека не переменит своих мыслей, наша участь ужасна.
В фильме архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи» (2008 г.) рассказывается о том, что произошло с тысячелетней Византией, – понятно, что этот фильм обращён к нашему времени. Когда-то прекрасная империя простиралась по всему Средиземноморью. В этом сердце цивилизации находились лучшие школы и университеты. Это был воистину центр мира – и что осталось? Уже несколько веков здесь живут турки, которые кроме того, что полностью разрушили Византию и изгнали всех местных жителей, не совершили больше ничего. Просто занимаются торговлей. Так и у нас, может быть, останется колокольня Ивана Великого, да два-три храма будут использоваться как музеи, которые можно показать иностранцам.
Но мы в состоянии это предотвратить. На основании чего мы делаем такой вывод? Сама собой рухнула безбожная власть. Значит, Господь даёт нам шанс – у нас есть время свободы, и мы его должны использовать. А Господь нам в этом поможет!
С небольшими сокращениями из книги: Муж и жена в христианском браке XX веков спустя. М., 2011.