Вопрос. Кто просит милостыню? В основном, это люди спившиеся, пропившие свои квартиры, наркоманы, дети, убежавшие от родителей, или те, кто принципиально не хочет работать. Нравственно ли поддерживать своим подаянием заведомых проходимцев?
Отвечает протоиерей Сергий Николаев.
- Вообще-то, все мы – проходимцы. Во всех своих несчастьях, по большому счёту, мы сами виноваты. По грехам нам и не то бы следовало. Однако, мы просим у Господа милости и в духовных страданиях, и в душевных, и в телесных, и в материальных нуждах. Просим и надеемся, что Он, Милостивый, сжалится над нами и не по грехам нашим рассудит, а по милосердию своему. Почему бы и нам не подражать Божиему милосердию? Святитель Тихон Задонский говорит, что «милость есть, когда делается добро недостойным, то есть тем, которые никак того не заслужили: иначе не милость, а воздаяние будет».
Среди осуждённых на «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его», Спаситель называет тех, кто не оказал милосердия людям, заключённым в темницы. А вы, должно быть, знаете, кого и за что заключают в темницы. Если уж уголовников Спаситель называет «братьями Своими меньшими», то что тут раздумывать о несчастных бомжах!
Журнал «Славянка», 2007, май-июнь.