О самом требовательном апостоле, или Что такое скептицизм?

    Апостол Фома В первое воскресенье после Пасхи Церковь вспоминает один из важнейших эпизодов Евангелия — уверение Фомы. В народном сознании эта невероятнейшая по степени напряженности сцена, как водится, значительно упростилась, свелась до какого-то пренебрежительного афоризма — «Фома неверующий». И мы, уже вслед за поговоркой, совершенно забываем, кто такой был апостол Фома и какова была его роль…

     Фома Близнец — один из двенадцати!.. Двенадцать избранных, которые пронесут Слово Божие по всей Земле. И куда нам — сегодняшним людям — укорять Фому в неверии! Вынуть бы сначала из своего глаза все, что туда нападало за целую жизнь…

     У Святых отцов встречаются разные пояснения эпизода с апостолом Фомой. Главное, что Евангелие до нас доносит, — те, кто не видел чуда, но все равно поверил, имеют больше, чем те, кто нуждается в доказательствах. А именно — они имеют свою твердую веру, внутреннюю целостность… Но ведь тогда все апостолы видели Христа и уверовали, всем им он явился по Воскресении и показал свои раны. Не было среди них только Фомы. И когда другие ученики рассказали ему, что видели Господа, он не слушал их, он хотел сам увидеть, как увидели они… И ради него, одного этого отсутствовавшего, Господь снова приходит к ученикам, приходит к Фоме… Как он придет ради каждого человека, кто, как Фома, будет горячо желать — удостовериться…

     Что интересно, если вспомнить Успение Богородицы, то единственный, кто отсутствовал при Ее погребении, был снова несчастный Фома! Он опоздал к погребению… Но ученики снова, ради него одного, отвалили камень от гроба, чтобы он мог проститься с Божией Матерью. И благодаря этому все увидели, что тела нет в пещере, что Богородица вознеслась к Сыну Своему! Снова через Фому все узнают достоверно о свершившемся чуде. Такая роль у этого апостола — он самый требовательный, может быть, самый горячий… Не зря Павел Флоренский называет Фому «изумляющимся апостолом». Он верит, но ему нужно еще больше: «Я хочу увидеть Господа! Вложить персты в Его раны!» Это не неверие, это больше напоминает восторг и изумление. И это требование Христос не воспринимает как дерзость, но исполняет эту просьбу одного из самых близких своих учеников. Он всегда дает каждому право на выбор и право на собственную меру…

     Фразу «не поверю, пока не увижу на руках его ран от гвоздей…» Фома произносит как будто ради всех нас, всех современных людей. Сегодня у нас нет возможности зреть Христа в человеческом теле. Мы верим в Него, но нам так хочется каких-то подтверждений… Покажи нам какое-нибудь чудо, покажи огонь, сходящий на Пасху, покажи исцеление, покажи прозорливого старца! А Господь нам отвечает: «Люди, я, конечно, вам это все покажу. Вот, смотрите, огонь, вот старец… Но как хорошо бы было, если бы вы все-таки чувствовали Меня. На таинственном уровне, через Причастие, Исповедь, молитву, через Мой образ в каждом человеке. Я всегда с вами. Но если вы так просите, то и это дам вам, только не будьте неверующими, а будьте верующими…»

     Господь сказал тогда Фоме: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20: 29). Мы должны помнить эти слова Христа. Если кто-то из нас будет нуждаться в уверении, Господь готов дать нам его. Но блаженны не видевшие…

     Еще два слова о скепсисе... Фому часто награждают этим титулом — скептик. И у понятия этого вновь негативная окраска… Вспомните, как раздражает, когда рассказываешь какую-то историю, а собеседник спрашивает: «А ты уверен? А где ты прочитал? А покажи ссылку!» И думаешь: «Вот же! Ну не помню, где прочитал… И всюду ему надо докопаться!.. Фома неверующий…» А потом проверишь источник — и действительно, что-то ты переврал, что-то не вспомнил, исказил… Вот вам и скептик, и неверующий… На секундочку задумаемся, какое огромное количество информации сегодня попадает к нам в голову! Она не всегда откровенно лживая, просто иногда говорит не все…

     Поэтому здоровый скепсис сейчас не просто уместен — он необходим. И что касается духовной жизни — особенно. Вспомним, что апостолы призывали нас испытывать все: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4: 1). Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте (2 Кор. 13: 5). Испытывайте, что благоугодно Богу (Еф. 5: 10). Все испытывайте, хорошего держитесь (1 Фес. 5: 21)… Не доверять ничему и никому до конца, и особенно себе: «Не верь себе, пока не ляжешь в гроб…» (схиигумен Иоанн (Алексеев)) — тоже замечательно сказано… Все ссылки приведены для скептиков!

     Вот такая глубокая пропасть между верой и доверием (к которым нас призывает Господь) — с одной стороны и «слепой верой», фанатизмом, неразборчивостью и просто ленью — с другой… Хорошо бы научиться отличать одно от другого.

 

Юлия Гойко