Абхазия богата не только своими прекрасными и живописными горными хребтами, чистым воздухом, синими реками и голубыми озерами, или лесами, что покрывают свыше 52% площади республики.
Есть и православные святыни в этом крае, с которыми воочию познакомился отец Димитрий во время семейной поездки-паломничества в Абхазию. В селе Команы, в 15 километрах от города Сухуми, расположен Команский православный мужской монастырь. Он находится на автомобильной дороге Сухум-Ацра, в 20-25 минутах езды от Сухуми, но из-за разрушения моста во время паводка добираться возможно по небезопасной дороге, ведущей к монастырю от центральной трассы через село Верхняя Эшера. Ежегодно монастырь посещает до 50 тысяч паломников и туристов.
Известный всему православному миру и широко за его пределами святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах в этом монастыре. В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя были перенесены в столицу. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем!».
В сегодняшней Абхазии имя иерея Виссариона Апплиа известно всем — абхазам и неабхазам, православным и неправославным, друзьям Республики и её недругам. Словом, всем...
"Человек-легенда", "Столп веры", "Страж Православия в Абхазии", "равноапостольный Виссарион" — и это ещё не все громкие эпитеты, которыми его щедро наделяют благодарные ему люди, от Президента до рядового пастуха.
Сегодня он достойно представляет абхазское Православие на всех уровнях как внутри Республики, так и за её пределами.
Путь к вере отца Виссариона был тернист. Его предок ставил подпись под документом о присоединении Абхазии к России в далеком 1810 году. Сегодня отец Виссарион управляющий Сухумо-Абхазской епархии.
Удивительным образом, по Промыслу Божиему, произошла встреча отца Димитрия с отцом Виссарионом на святой Абхазской земле, когда отец Виссарион и его помощник отец Игнатий совершали святое Таинство Крещения, на котором присутствовал также вице-президент Абхазии Сергей Миронович Шамба. Столь чудесная встреча на святом месте произошла несомненно по промыслу Божиему. По благословению отца Виссариона, отец Димитрий совершил таинство святого Крещения на источнике, для совершения которого отец Виссарион благословил дать ему необходимые облачения.
Источник в честь святого Василиска, которому в 308 году правитель Агриппа приказал отсечь голову, а тело его бросить в реку. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: "Завтра будем вместе". На этом месте до сих пор можно найти камешки красного цвета, говорят, что на них осталась кровь мученика.
В 2008 году в интервью отец Виссарион несколько слов рассказал о духовной жизни Абхазии, об отношениях между нашими странами. Вот некоторые выдержки:
- Остаются ли пустынники в горах Абхазии? Что старцы говорят о будущей этой земли?
- Пустынножители могут обладать Божественным даром, когда уходят от людской суеты в определенные места. Они молятся в горах. Некоторые дошли до аскетизма, не общаются ни с кем, приняли затворничество. Они, действительно, достигают высочайших дарований, данных Господом человеку в религиозной форме. Им открывается воля Божья, потому что чем ближе мы к Богу, тем становимся более разумными и предотвращаем конфликты даже на уровне замыслов. Пустынники подсказывают людям, как избежать ошибок, козней и ловушек, расставленных врагом.
Старцы находятся в горах Абхазии, и будут находиться. Есть и те, которых не удается найти. Их преследовали светские власти, вылавливали в советское время, но все тщетно. По этим святым местам ходили Андрей Первозванный, Симон Кананит, Иоанн Златоуст. Дорог в те места не было. Уровень моря был на 90 метров выше нынешнего. Здесь произошло третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.
Здесь кипела духовная жизнь, потому что когда были гонения, люди уходили в эти места, не прекращая обращаться к Истинному Творцу, ко Христу. Это настоящий подвиг, который только может совершить человек. Так что всем жителям Абхазии надо радоваться, что есть такие подвижники, которые молятся за благополучие этой страны, всего Кавказа, России.
Что же касается предсказаний, то прислушались ли к предсказаниям Иоанна Кронштадтского, который предупреждал накануне революционного бунта? И в Евангелии написано о том, сколько будет знамений, но все равно не поверят им. Но главное — иметь веру. Даже верующий с горчичное зерно сможет творить чудеса. Творец Господь требует от своего творения немного — верить и жить по его закону. Сколько лет уже государство отделено от церкви. Это означает игнорирование закона Божьего, не образование человека в этом образе в школах, институтах, колледжах и т.д. Церковь выбита и не вмешивается в образовательную систему, где человека учат в духе дьявольских козней. Отсюда и катаклизмы, и революционные бунты, и коммуны. Все, что началось с Французской революции, продолжается до сих пор.
Вместо образа и подобия Господа мы получаем и даем нашим детям безобразие. Поэтому образ, который остался в этих горах — великое счастье и великая радость для всех нас. Пустынникам нужно только помогать. Я делал это, еще не будучи священником, продолжаю делать это и сейчас.
- 15 лет неопределенности Абхазии подорвали надежду людей?
- Надежда остается. Есть вера и любовь. В Абхазии знают, что такое своя страна. Нам не важно человеческое признание. Главное для Абхазии — признать Бога и жить по его законам. Это наша главная задача. Остальное — игрушки и выдумки человеческие. Но молитва и труд все перетрут. Нужно восстановиться духовно. Прежде всего, ищите Царствия Божьего, а все остальное приложиться. То же самое касается и государства — и Абхазии, и России…
Над президентами и государями нужна молитва. Россия — третий Рим. Первый и второй пали от неправильных действий и захвата чужих территорий. Мы обязаны молиться за Россию. Если, не дай Господь, упадет Россия, упадем мы все.
Удивительное паломничество по святой земле Абхазии продолжалось. Батюшка с семьей побывали на красивейшем голубом озере Рица, которое находится высоко в горах, куда не просто можно доехать даже на машине. Побывали в сталактитовых пещерах и видели подземное озеро. Посетили живописные города Абхазии: Гагру, Пицунду, Новый Афон, где находится небольшой крестовокупольный трехапсидный храм – памятник древнего зодчества – Церковь Симона Кананита.
Гагра — живописный курорт в Абхазии, город расположен в 36 км от аэропорта Сочи на берегу спокойной бухты. Гагрские отроги Большого Кавказского хребта подходят здесь к морю наиболее близко. Горы создают свой микроклимат, защищая город от холодных ветров и удерживая тёплый морской воздух. Благодаря этому Гагра - самое теплое место Черноморского побережья.
В Пицунде расположен Патриарший собор, основанный в начале X века во времена правления Баграта III - великого грузинского царя из династии Багратионов. Его построили в честь Святого Апостола Андрея Первозванного. В середине X века обитель стала кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь проводили рукоположение епископов и выборы Католикосов-Патриархов Абхазии. В XI — XV веках храм неоднократно перестраивали. В начале XVII века кафедру католикосов Абхазии перенесли в Гелати под угрозой нападения со стороны турок, и собор был заброшен.
В конце XIX века обитель вновь была отстроена и освящена в честь Успения Богородицы. Патриарший собор относится к типу трехнефных, трехапсидных и крестовокупольных храмов. Его возводили из кирпича и камня, в распределении этих материалов существует определенная закономерность. От цоколя стены собора сложены исключительно большими каменными блоками, а его кладка имеет смешанный характер - ряды камня чередуются с кирпичными прослойками.
Внутри храма, в его западной части, расположена усыпальница, в которой находятся две огромные гробницы, устроенные апостолам Симону Кананиту и Андрею Первозванному, о чем свидетельствуют две фрески с изображениями святых.
Материал подготовила Ирина Табакова