Поездка в Углич

18 апреля 2013 года состоялась паломническая поездка в город Углич детей, проходящих лечение в отделении ДЦП (детского церебрального паралича) детской городской больницы № 3. Возглавил поездку клирик нашего прихода, иерей Димитрий Жуков, духовно окормляющий отделение ДЦП (детей, родителей и медиков), в паломничестве принимал участие благотворитель Илья.

С отцом Димитрием мы снова собрались,

С благотворителем Ильёю и детьми

В старинный город, что на Волге есть,

В прекрасный Углич быстро добрались.

В дороге выглянуло солнце нам

И небо голубое впереди,

Высокие до неба сосны там,

Зеленые, нарядные они.

В дороге кто-то выспаться успел,

Наверняка во сне он увидал,

То, что предстало вскоре наяву:

Среди домов высокий, дивный храм.

А храм этот был в честь иконы Божией Матери, именуемой «Корсунская». Мы приложись к иконе, и к святым мощам Иоанна Чеполосова,  6-летнего младенеца-мученика, похищенного и убитого слугой отца, имевшим на его отца «злобственное, в сердце скрытое ухищрение».

Еще в XIII веке при князе Романе на северо-западной окраине посада образовался монастырь cвятого Макария Египтянина. Первые упоминания о монастыре относятся к 1482 году, однако точное время создания этой обители неизвестно. Стоял монастырь на высоком валу и его мощные стены служили не только защитой для монахов, но и являлись еще одним укрепленным рубежом для защиты города от "ворога". Разрушен монастырь был в Смутное время польско-литовскими войсками и более никогда не восстанавливался, лишь возведен был в память о святом месте деревянный шатровый Покровский храм с приделом преподобного Макария Египтянина.

Во времена бурного каменного строительства деревянный храм убрали и возвели на его месте в 1730 году красивый каменный, посвятив главный престол Корсунской иконе Божией Матери. Эту чудодейственную икону нашли в свое время, разбирая развалины монастыря. А придельный престол освящен преподобному Макарию Египтянину. В Угличском музее хранятся резные царские врата из иконостаса Корсунской церкви. Храм оставался действующим до 1941 года, затем его закрыли. В 1976-1977 годах церковь хорошо отреставрировали. В 1994 году его вернули Православной Церкви.

Общее фото у Корсунской церквиКорсунская церковь

По благословению угличского благочинного и настоятеля этого храма протоиерея Иоанна Гощука к нам присоединились экскурсоводы и сопровождали в течение всего пребывания на Угличской земле. Спаси их Господи за помощь, поездка всем нам очень понравилась.

Нам солнце улыбалось, мы – ему,

И радость быстро тронула сердца.

Наверное, не скажем никому,

Что нам Господь вложил в сердца тогда.

Святые, сердцу милые места

Нас очищают, делая светлей,

И возвращаясь в мир, где много зла,

Нам нужно быть хоть чуточку добрей.

И вот, оставив всякие дела,

Мы поклониться Господу пришли

Сказать благодарения слова,

Его о чем-то важном попросить.

Потом у нас была экскурсия по городу. Мы проезжали церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, Воскресенский мужской монастырь, Алексеевский женский монастырь, ехали по мосту через Волгу, рассматривая Угличскую ГЭС, а также мимо завода минеральных вод.

Далее по плану нас ожидал Кремль. В настоящее время на территории Кремля один действующий храм: Спасо-Преображенский, а  церковь Царевича Димитрия «на крови» принадлежит музею, и вход туда платный. Нам удалось немножко погулять по Кремлю, а уже потом послушать экскурсовода. Удивительна история Углича.

Спасо-Преображенский собор

 Спасо-Преображенский собор первые два века своей истории, вероятно, оставался деревянным. Затем, уже в XV веке, при видном политическом деятеле угличском князе Андрее Васильевиче Большом, он отстраивается в камне. Это произошло в 1485-1487 гг. Новый храм вошел в комплекс выстроенного немногим ранее обширного и тоже каменного княжеского дворца. Он стоял к западу от Палат, замыкая с одного края внутреннюю дворцовую площадь. Из описаний известно, что собор был одноглавый четырехстолпный, поднятый на подклеть, окруженный с трех сторон галереей, и с двумя приделами.

Уже при Андрее Большом он был расписан и снабжен иконами. Спустя сто лет храму пришлось стать свидетелем драматических событий Смутного времени. Сначала в нем был погребен погибший в Угличе царевич Димитрий (его останки в1606 г. перенесены в Москву). Потом в1611 г., при взятии города поляками, в нем нашли последнее убежище многие жители. Ворвавшиеся враги всех перебили, а собор зажгли изнутри. Когда поляки ушли, собор восстановили прежде всех остальных угличских церквей. Заново украсили росписями и иконами. Но время брало свое – собор обветшал, его стены растрескались от огня.

Поэтому на исходе XVII века угличане обращаются к императору Петру I с просьбой разрешить построить новый собор. Получив разрешение, в1700 г. они приступили к строительству более крупного и видного храма. Новый храм ярко отразил черты своего времени – исхода традиционного русского зодчества, начала новой архитектуры, основанной на западноевропейских образцах.

    Главная храмовая композиция – «Преображение» – на северной стене является копией с одноименной картины Рафаэля. Мастера очень точно воспроизвели прославленную работу, но придали ей громадные размеры, повышенную экспрессию и слегка изменили цветовую гамму. С боков ее дополняют монументальные написанные колонны и разорванный фронтон. Другие сюжеты повествуют о земной жизни Иисуса Христа и иллюстрируют евангельские притчи.

Церковь царевича Димитрия на крови

На высоком мысу при впадении в Волгу Каменного ручья стоит церковь святого царевича Димитрия, – несомненно, самый известный угличский храм, который упоминается во всех путеводителях по Волге и Золотому кольцу, который видели уже не тысячи, а миллионы туристов и паломников. После трагедии 15 мая1591 г. место убиения царевича на заднем дворе княжеского дворца не было забыто. Уже вскоре оно было отмечено часовней. Но она простояла недолго, лишь до разорения города поляками. Затем в1630 г. вместо нее появился деревянный шатровый храм царевича Димитрия и при нем теплая церковь в честь Михаила Архангела.

В алтаре первого храма была гробница, под которой сохранялось то самое место, где пролилась кровь Димитрия. И она, как повествует  сказание, выступала из песка каждый раз в годовщину смерти. Это чудо (но в неурочное время) смог наблюдать царь Алексей Михайлович, в1663 г. побывавший в Угличе. Он, пораженный происшедшим, пожертвовал крест на храмовую икону. В1692 г. на месте деревянного построили новый каменный храм, в котором нижний этаж был церковью Михаила Архангела, а верхний – царевича Димитрия. Его оформили в ярком московском стиле той поры. Основной объем поднят на подклеть и состоит из обычных для храма четырех частей – поставленных в одну линию алтаря, храмовой части, трапезной и паперти, над которой возвышается колокольня.

Марина Валерьевна, заведующая отделением для детей с нарушением речи и других высших психических функций при детской областной больнице, рассказала: «Мы едем уже 6-ой раз в паломническую поездку с отцом Димитрием и очень благодарны батюшке и благотворителю Илье за такую возможность прикоснуться к святыням. Это очень важно для нас, особенно для детей. Развитие человека должно быть не только физическим, но главное – духовным. Те, кто хотят и веруют, всегда с большим удовольствием и радостью едут в такие поездки».

Батюшка с Ильёй помогают ДимеВ надёжных руках

Нелегок крест, но надо нам нести

Сквозь все преграды, к вечным берегам.

О, укрепи нас, Боже, на пути,

Подай Твое благословенье нам!

Ты научи смиряться и терпеть,

И не роптать под тяжестью креста,

Дай чувствовать, что в жизни нас ведет

Твоя святая, верная Рука.

Ты поддержи, когда навалит грусть,

Вдохни любовь, когда на сердце боль,

Согрей, когда от страха стынет кровь -

Всё можно пережить мне лишь с Тобой!

Последним местом паломнической остановки стал Богоявленский женский монастырь, основаный в конце XIV века женой Димитрия Донского – великой княгиней Евдокией, в иночестве Евфросинией. Как и многие его «братья», монастырь имеет свою, несравненную, богатую историю. В настоящее время на территории Богоявленского женского монастыря находятся:

- Богоявленский Собор

- Храм Фёдоровской иконы Божией Матери

- Храм Смоленской иконы Божией Матери

 Храм иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть» был перестроен под жилой дом после закрытия монастыря в 30-х годах XX века. Сохранившиеся три храма с середины XX века периодически реставрировались, кроме внутреннего интерьера. В начале XXI века храмы были переданы Православной Церкви, освящены и сейчас в них  проводятся богослужения, продолжаются ремонтные и реставрационные работы. С каждым годом в монастырь приезжают все больше православных паломников и туристов.

Главной святыней Смоленского храма монастыря является чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Количество мощевиков в этом храме просто потрясает! Здесь есть частицы мощей святителя Николая Чудотворца, Иоанна Крестителя Господня, великомученика Пантелеимона, мученика Трифона, 81-частица Киево-Печерских святых, святителя Спиридона Тримифунского, благоверного князя Василия Ярославского, княгини Елисаветы Феодоровны, святителя Игнатия (Брянчанинова) и др. Как нам сказали, такого больше в Угличе не найти. Нам была дана уникальная возможность приложиться к святыням.

В Богоявленском монастыреЗа чаем

Сестры монастыря с радостью напоили нас чаем с постными яствами, чтобы хватило сил на дорогу домой. А силы действительно были нужны и немалые – с нами ехали дети-колясочники, 3 человека, которых каждый раз приходилось на руках выносить из автобуса и усаживать в коляски. И чтобы подняться по лестницам внутрь храма, нужно было поднять больного вместе с коляской. Но никто не унывал, а наоборот – проявились сплочённость, взаимовыручка, взаимопомощь, как в большой и дружной семье.

В заключение еще раз хочется выразить слова благодарности благотворителю Илье, без которого не состоялась бы поездка, угличскому благочинному протоиерею Иоанну Гощуку за хорошую организацию паломнической программы в г. Угличе, игумении Антонине, настоятельнице Богоявленского женского монастыря и сестрам, нашим экскурсоводам и всем, кто встречался на паломническом пути. Спаси всех Господи!

Ирина Табакова,

 приход Свято-Тихоновского храма г. Ярославля,

фото автора