Праздник Светлого Христова Воскресения. Пасха Христова

 

 

Христос ВоскресшийВ ряду христианских праздников праздник Пасхи занимает центральное место. Факт воскресения Христа является непреложным. Это событие празднуется Святой Православной Церковью как самый величайший из всех праздников, возвышающийся над всеми другими христианскими праздниками – день торжества Православной веры, знамение победы над грехом и смертью, начало бытия нового мира, искупленного и освящённого Господом и Богом нашим Иисусом Христом.

В пятницу 12-го месяца нисана (древний иудейский календарь) по обвинению иудейских первосвященников и приговору римского прокуратора (наместника императора) Понтия Пилата – Иисус  Христос был казнён позорнейшей казнью того времени, которой подвергались самые страшные преступники и рабы – распятию на кресте. Тело Христа, снятое Его тайным учеником Иосифом Аримафейским, было отнесено в погребальную пещеру, где пребывало с вечера пятницы, всю субботу и часть следующей ночи (по иудейскому счёту – три дня).

В ночь с субботы Господь Иисус Христос силой Своего Божества ожил, воскрес из мертвых! Его Тело преобразилось – Он вышел из гроба (погребальной пещеры), не отвалив огромного камня, которым был закрыт вход в пещеру, не нарушив печати синедриона (верховного иудейского суда), которой иудеи запечатали камень, невидимый для стражи, поставленной возле входа в пещеру.

Вдруг сделалось великое землетрясение – с небес сошёл Ангел Господень. «Он, приступив, отвалил камень от дверей гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежды его светились. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и замерли, а потом, очнувшись от страха, разбежались».

Первую весть о Воскресении нашего Спасителя услышали от Ангела, сидящего на камне у гроба Господня, святые жены-мироносицы, пришедшие рано утром с ароматами помазать Тело Иисусово. Явление Самого Воскресшего Иисуса Христа прежде всего последовало мироносице Марии Магдалине, а потом и прочим мироносицам. Это было по Промыслу Божию, как пишет о том  святитель Григорий Богослов: «Жена ( то есть женщина, имеется в виду Ева) из уст змия приняла первую ложь, и жена же из уст Самого Воскресшего Господа первая услышала радостную весть; дабы чья рука растворила смертное питие, та же самая подала и чашу жизни». В тот же день Воскресший Господь явился апостолу Петру, потом двум апостолам от 70-ти Луке и Клеопе, шедшим по дороге в селение Эммаус, а вечером – апостолам, собравшимся в горнице, двери которой были заперты, «страха ради иудейска». Всего же исторических свидетельств, подтверждающих истину Воскресения Христова, имеется по некоторым источникам 235, по другим – ещё больше, многие из этих свидетельств записаны нехристианами.

Пасхальный кулич и крашеные яйца

Слово «Пасха» переводится с иудейского, как «перехождение, избавление».  Древние евреи праздновали  свою ветхозаветную Пасху в память освобождения своих предков от египетского рабства, в котором был весь их народ во времена фараонов. Мы же, христиане, празднуя Пасху новозаветную, торжествуем избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам вечной жизни и вечного блаженства со Христом. По важности и ценности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является праздником праздников и торжеством из торжеств, почему и Богослужение этого праздника отличается величием и необычайной торжественностью.

Праздник Христовой Пасхи праздновался христианами с самого времени Воскресения Христова, он был установлен апостолами, которые и заповедали праздновать его всем верующим. В первые века христианства Пасху  отмечали не везде в одно и то же время. На I-ом Вселенском соборе в 325 году постановили праздновать Пасху повсеместно в первое воскресение пасхального полнолуния, чтобы Пасха христианская всегда была после иудейской. Потому праздник Пасхи в календаре является переходящим, то есть отмечается  в разные года в разные числа, но всегда – в воскресение. И сам этот день так назван в память и честь Воскресения Христова, и во всех традиционно христианских странах поставлен выходным. А мы, православные, воскресение каждой недели в году называем  «малой Пасхой».

Составлено по книге: Олейникова Т.С. Двунадесятые праздники. Рязань,2007.