Проповедь Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона в день памяти Святителя Тихона

Проповедь Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона в день памяти Святителя Тихона Патриарха Всероссийского на приходе Свято-Тихоновского храма, г.Ярославль 18 ноября 2012 года.

Дорогой отец настоятель, дорогие братья и сестры! Я сердечно поздравляю всех вас с престольным праздником в честь Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Святитель Тихон пребывал на Ярославской кафедре 7 лет: с 1907 года по 1914 год.   Из его дневниковых записок мы видим, что у него остались очень добрые воспоминания о служении на этой земле, центральной русской святой земле, где подвизались многие святые люди и были построены монастыри и храмы. Здесь являлись чудотворные иконы, совершались чудеса Божии и множество событий русской истории, рассказы о которых нам оставили наши предки.

В этот воскресный день мы слышали слова Святого Евангелия о чуде исцеления дочери Иаира, начальника синагоги, которое произошло в Капернауме, как извещает  о том слово Божие. Это событие знаменательно по многим направлениям, знаменательно для будущего христианского рода, для нас. Здесь и событие чуда, и событие проповеди Христовой, и миссионерское направление, и вразумление апостолов и всего народа. А мы порою даже удивляемся, почему люди в те времена, видя такие чудеса, не все уверовали, хотя следовали за Иисусом Христом и, естественно, видели Его чудные дела и слова Его слышали. Но они следовали за Иисусом Христом с другим намерением, с другим понятием, с другим умственным стоянием – задачей уловить Его в чём-то крамольном, антибогословском, направленном против веры Ветхого Завета.

 Но вот то чудо, о котором нам извещает Священное Писание, оно нам говорит и о том, как велика вера, как велика вера любого из нас, любого человека, в том числе и в те времена. Вера эта показана в лице той несчастной болящей женщины, которая прикоснулась к одежде Спасителя, к "воскрилию риз Его". Это такое религиозное одеяние или, можно сказать, покрывало – принадлежность к молитвенному стоянию: когда стояли на молитве, то накрывали голову. Цвет этого платка был определён в Ветхом Завете, как цвет неба, как соединение с небом в молитве, а 4 кисти по углам – как воспоминание исхождения народа из рабства египетского, хождения по пустыне и получения Скрижалей Завета. Прикоснулась больная женщина к этому священному покрывалу и тайно получила исцеление.

Это произошло, когда Иисус Христос направлялся по просьбе начальника синагоги в его дом спасти его умирающую дочь. Несчастный отец в своём горе и скорби то ли надеялся, то ли нет, ибо он ушёл из дома, видя лежащую дочку еле дышащую и отходящую в иной мир, и уже приглашены были многие, как в Священном Писании говорится. Когда подошёл Спаситель, то попросил выйти всех. Кто эти все? Остались только три апостола и родители девочки. А остальные были приглашённые, согласно традиции, плакальщицы. Они уже плакали, уже рыдали – это было свидетельство того, что девочка умерла. И это было назидательно для сопровождающих. Спаситель успокоил отца: ты не беспокойся, только верь. Состояние его было зыбким.

Ведь он принадлежал к элите того населённого пункта: к нему обращались за помощью, он определял и даровал ту или иную помощь, согласно своему административному стоянию и возможностям. А здесь этому начальнику приходится коленопреклоненно обращаться за помощью к Иисусу Христу, ибо он не может ничего сделать по человеческому своему состоянию, и врачи не могут – всё, на этом событии умирания дочки все естественные прерогативы человека, физическая помощь заканчиваются, – он оказался в беспомощном состоянии. Но теплилась надежда: может, что-то получится. И Спаситель говорит ему: не бойся, твоя дочь не умерла, она спит. Этими словами Он успокаивал отца, чтобы тот не пришёл в отчаяние. И отец послушно следовал в процессии за Христом к своему дому, когда та больная женщина прикоснулась в толпе к одежде Спасителя.

Священное Писание нам передаёт даже слова апостолов, которые удивлялись тому, как это Учитель определил, что кто-то к Нему прикоснулся, ведь Его теснили в толпе со всех сторон. Когда есть очередь, то люди стоят вплотную друг к другу, – так и за Христом всегда следовали толпой, стараясь получить что-то от Него, или услышать, или чтобы Он руку наложил. И ведь многие, кто окружал Его, приходили к Нему с болезнями, с просьбами о помощи, но Он не слышал  прикосновений в давке от тех, а теперь почувствовал: изошла от Меня сила. Господь специально определил тот момент, чтобы женщина сама призналась, что исцелилась через прикосновение к одежде. Она же не обращалась к Нему, но её вера была так глубока, что еле пробравшись сквозь толпу и чуть протянув руку до кисточки, моментально получила исцеление. Это нам говорит о том, что вера, когда мы приходим в храм, вера в то, что Господь слышит нас и всегда будет с нами, и даст нам просимое, когда мы приносим свои молитвы перед иконой, перед святыми мощами чудотворцев – тот проводник благодатной силы Господней, исходящей с неба, как одежда, кисточка на одежде для болящей и исцелившейся женщины.

Эта вера находящихся в храме и молящихся никогда не будет постыжаема. Но только должна быть она крепкая и уверенная, твёрдая. Ведь другие скорбящие так же ждали для себя исцеления, но не все получали, потому что не все веровали до той степени, когда вера, осознанно, в разуме пребывая в человеке, получает ответ. И мы стоим в храме и молимся, и многие со скорбями, но не все получают вот такое быстрое исцеление или ответ. Господь видит наше внутреннее состояние, всю сущность души. И те скорби и беды, какие были у женщины и родителей девочки, промыслительно даются от Бога, чтобы через проникновенное осознание своего бессилия, своей никчемности без Бога созидалось вставание человека. Через маленькие шажки, через скорби и беды, получая ответ и утверждаясь. В этом заключается смысл жизни на земле.

Какая скорбь и какая беда обрушилась на Россию в начале XX века! Такая скорбь и беда, какая не сходила с самого начала мира на человечество, особенно на православных после пришествия Иисуса Христа. Ни одно гонение не сравнимо с тем гонением и уничтожением христианства, как было на русской земле. С болью, с горечью воспринимал Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси это состояние, когда он нёс послушания в Русской Православной Церкви: в Америке, в Ярославле, потом в Литовской земле, служение в которой совпало с  началом Первой мировой войны – она была предвестником той беды и скорби. Потом ещё большая скорбь – Гражданская война, она более уничножительна и более коварна, когда рушилась страна и вера, брат на брата восстал, сын на отца, отец против сына. И переживал эту скорбь великую Святитель Тихон, в этой скорби по Православию его поддерживали миллионы.

И Господь призвал к Себе Своих чад и друзей, на земле находящихся, которые в искренней вере отошли в иной мир через мученичество, через исповедничество и другие страдания. Это такая картина истории человечества: море скорби, море крови, море вдовиц и сирот. И мы до сего времени ощущаем и видим эти плоды зла, когда зло прошло своими гусеницами по земле русской православной и на его гусеницах осталась кровь изуверски замученных, и не кем-нибудь, а своими же. Разве это не беда? Конечно, беда.

Но вот подходит время и Второй войны. Это опять скорбь и беда, и мы открываем храмы. А ведь та беда 17-го  года предназначена была для уничтожения всех храмов, всех монастырей и всех верующих во Христа, чтобы новая эра была с новыми людьми, с новым строем, с новой государственной администрацией. Но Господь той бедой-скорбью, Промыслом Своим определил, чтобы не была до конца уничтожена вера на Руси. И разразилась Великая Отечественная война. Что мы слышим? Сам Сталин обращается: «братья и сестры», бывший семинарист. И были открыты  Академия и Семинария Троице-Сергиевой Лавры, были вызволены из темниц архиереи и священники, открыты храмы и монастыри, какие возможно по тем военным временам. Началось восстановление.

Но опять подходит беда. Хрущёв своей злобой нанёс беду и сокрушение не только для Церкви, но и вообще для государства. Как написал пророк Давид: «Сказал безумный в сердце своем: нет Бога» (Пс.13,1). Это безумие руководителя страны распространялось на всё, к чему он прикасался – это тоже беда для всех, скорбь для всех ещё не оконченная, начатая в начале XX века. И опять разрушаются храмы, было столько разрушено, сколько в 30-е годы. Забыл он и Великую Отечественную войну, забыл скорбь, забыл, что видел он вдовиц и сирот, оставшихся после войны.

Эти все беды и скорби обрушились на русскую православную землю. И вот сейчас мы поднимаемся с колен. Русская Православная Церковь имеет голос, имеет значение в обществе. А что такое Церковь? В переводе это слово есть: собрание верующих людей. Стали слушать в обществе голос верующего человека, голос Церкви. В Церкви есть верующие и доктора, и шахтёры, и сторожа, бедные и богатые – это всё Церковь. В начале XX века была установка, чтобы не слышать голос Церкви, и если от руководителя будет услышано что-то о вере, то он лишался и должности, и головы. Таким образом уничтожалась Церковь, с такой жестокостью было обращено копие духа злобы поднебесной на Русскую Православную Церковь.

Ибо она являлась в то время, да и сейчас является, по значимости в православном мире первым звеном не только для самой себя, стояния на своей земле, но и для всего мира. Многие пророчества определили значение Русской Церкви и России для спасения всего мира. В каком плане это спасение? Конечно же, не от ядерной бомбы, – в спасении душ. Как ни старался дух злобы поднебесной заглушить, уничтожить, удушить, спалить душу православного христианина, русского православного человека – не удалось ему это сделать. И этот подвиг веры громко звучит в мире. Как тот же подвиг веры помог горемычному отцу, когда он обратился ко Господу, чтобы исцелела дочь его, вера помогла ему выстоять, и в дальнейшем он с радостью увидел свою дочь, восставшую от одра смертного. И вера женщины в Иисуса Христа помогла ей исцелиться прикосновением к одежде Его.

Эта вера является значимой в Русской Православной Церкви, эта вера общества православного являет пример для подражания в мировом значении, ибо стойкость Русской Церкви в XX веке – свидетельство высокого стояния пред Богом в вере русского народа, православного народа. В недавнем изречении одного из американских боссов были такие слова: для нас Россия и Русская Православная Церковь страшнее и опаснее, чем Бен Ладен и «Алькаида». Значит, опаснее терроризма. Опаснее не Россия и Церковь, а опаснее вера Русской Православной Церкви, а церковь – это собрание верующих людей. Это значит: вся Россия, верующая в Господа, опасна для мира духа злобы поднебесной. В чём заключаются и пророчества о России и Русской Православной Церкви.

Церковь – это все мы, находящиеся в храме, все мы, что приходим на праздник прославлять тех или иных святых, и дома с верой исполняем заповеди Божии, посты, воспитываем детей своих в вере православной. Как приятно сейчас было приобщать детей Святых Христовых Тайн, видеть, что на этом приходе уделяется большое внимание воспитанию молодого поколения. Молодое поколение хотят оторвать от Церкви, чтобы не было православного воспитания, а была бы некая «художественная самодеятельность», привлечённая из западной культуры, и таким образом отвлечь молодёжь от Православия. Видите, как страшна вера для другого мира, страшнее терроризма. Надо представить, в каком состоянии мы находимся, Россия, на территории которой живёт Русская Православная Церковь: можно ожидать с запада или с юга дуновения ветра, в котором ядовитые газы – духовные, которые будут омрачать души. И будет делаться это очень хитрым способом: уже не огнём, не  мечём, не войной, а другим направлением: то ли культуры, то ли моды, то ли какими-то иными инструментами, которые сейчас, по всей вероятности, разрабатываются злоучёными, вынашиваются в мире современной прессой.

Но вполне опасный инструмент – это информация. Сейчас уберечь слух детей, молодёжи и вообще любого человека невозможно, ни укрыться, ни запитаться, ни одеялом, ни дверью. Это злоинформационное поле является носителем информации XXI века и что оно ещё принесёт, мы даже не имеем представления, потому что при этой информации сейчас развиваются и другие инструменты и предметы новой войны. Это будут не танки, автоматы и пистолеты, а – дух, тот дух, что имеется в душе человека. Человек – ещё не познанный компьютер, он в себе заключает огромную мощь. К примеру, та же вера. Господь говорил: если вы с верою скажете горе этой «передвинься», то так и будет. Можно представить, сколько нужно денег и техники, чтобы перенести гору, а вера: один вздох – и гора преместилась.

Но ведь рядом дух злобы поднебесной, который старается свою силу внедрить в человека, если он откроет врата своего внутреннего стояния и захочет приобрести вот эту силу. Когда человек будет обладать этой силой, не нужны будут тогда атомные бомбы и ничего вообще. Он вот этим злоименным разумом и злым сердцем, в которых находится дух злобы поднебесной, соизволит пожелать сделать зло и от этого приобрести удовлетворение и радость, что сделал зло – вот чего нужно опасаться! Именно к этому всё и идёт. Антихрист будет обладать вот этим качеством духа: убивать людей без какого-либо оружия: без пороха, без ядерной энергии, без электричества, без лазера. И это грядет.

Что может противостать этой силе? Здесь уже ни информация, ни пресса, ни волны радио и телевидения – ничего не поможет, чтобы защититься. Только вера. Только надежда и любовь к Богу, только исполнение заповедей Господних. Только благодать Господня, которая оградит нас, как куполом над всей Россией и отдельно над каждым человеком, над каждой семьёй. Если это будет исполняться – не сможет проникнуть ничего злое, ибо благодать Господня всесильна, она не даст проникнуть злу. Вот о чём нас предупреждали и пророчествовали святые, что в конце мира, жизни человечества едва ли и верующий спасётся.

 Мы спросим: почему это так? Да потому что будет приспособлено вот это духовное оружие, этот инструмент. Сколько сейчас примеров такого направления, на Западе ни один предприниматель, ни один политик, начиная с президента, не обходится без своего экстрасенса, который советует, помогает своей внутренней медитацией. Рассказывал священник, который был с  российской командой на Лондонской Олимпиаде, что с командами из других стран прибыли оккультисты. Он был свидетелем, как на соревновании с участием наших волейболистов за его спиной они бормотали свои «молитвы».

Но накануне священник служил молебен в команде  и на соревновании молился, и всё закончилось благополучно – Господь помогает по вере нашей. Такие вещи постепенно проникают и к нам, экстрасенсы применяют силу духа злобы поднебесной. Наши предприниматели, которые в деловых отношениях соприкасаются с иностранцами, ощущают на себе это давление. У нас в древние времена были ведьмы, колдуны, их все боялись. А сейчас в мире, особенно на Западе, столько их представителей, что каждый предприниматель имеет своего колдуна. Можно представить себе: сотни тысяч предпринимателей и у каждого стоит такой вот лжевоин. Так во что превратится будущая война за пространство? Эта война будет именно войной духа.

 Мы должны приобретать практику веры, способность быть с Богом, во всём обращаться ко Господу, чтобы сила благодати Господней всегда пребывала с нами, что бы мы ни делали, что бы мы ни предпринимали. Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин: если уходите из дома – перекреститесь, крестом ограждайте свой путь, начиная с того, как вы встали с постели, ибо крест это наше оружие спасения. Крест и  молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (или грешную)». И когда будет ограждение внешнее: крест и краткая молитва – ни один ядовитый облак не прикоснётся к вам, не остановится над вами, он будет развеян как дым, как об этом говорится в псалме царя Давида.

Вот к чему призывают нас святые отцы, вот к чему призывает Русская Православная Церковь. Исполнять заповеди Господни. И тогда прицепиться к нам будет очень сложно духу злобы поднебесной. Он всё время закидывает крючки: может быть, поймаемся, если согрешим – сразу же на крючке сидим, и таким образом уловляет. А с верующими проще справиться, если они живут без покаяния. Церковь есть училище благочестия, Церковь есть духовная врачебница, священник есть посредник между человеком и Богом, аналой с крестом и Евангелием это исповедь. И когда мы приходим к Святым Тайнам, совершённым на Престоле в Таинстве Евхаристии, мы приобщаемся Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа. В этом заключается наше спасение, вера, надежда и любовь. Храни вас Господь! Аминь.