Проповедь протоиерея Димитрия Волкова, настоятеля храма в честь свт. Николая в с. Курилово

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем день восстановления Патриаршества на Руси. 96 лет тому назад был избран на Патриарший престол Митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин). В 1891 году иеромонах Тихон начал своё пастырское служение, а в 1897 году архимандрита Тихона возводят в сан епископа Люблинского. В сентябре следующего года архимандрит Тихон направляется в Америку для укрепления Православной Церкви. За понесенные архипастырские труды в мае 1905 года Владыка Тихон был возведен в сан Архиепископа Алеутского и Северо-Американского, но в скором времени был переведён на одну из самых значимых и древних кафедр нашей Церкви – Ростово-Ярославскую епархию.

Владыко часто совершал богослужения в различных храмах большой епархии, участвовал в общественной жизни губернии, был прост в общении с клиром и прихожанами, мог после Божественной Литургии подняться на колокольню к удивлению батюшек. Постепенно удивление и недоверие священников сменилось любовью к этому простому и добродушному архипастырю. Даже внушения он делал с любовью, без начальствующего тона, так, что провинившийся старался исправиться. Как Владыка – он был человеком независимым, поэтому когда не согласился с мнением губернатора, тот сразу пожаловался в Синод и Архиепископа Тихона перевели в Вильну.

Проводы любимого архипастыря были очень трогательны. Ярославская Дума избрала Владыку Тихона почетным гражданином Ярославля. В начале Первой мировой войны, когда большая часть Литовской епархии была занята немцами, архиепископа Тихона вызывают в Москву и возводят в сан Митрополита Московского и Коломенского. Митрополит Тихон принимает участие в работе Священного Синода и ведет подготовку к открытию Поместного Собора, который состоялся на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Основным вопросом Поместного Собора - был вопрос о восстановлении Патриаршества в России, которое было незаконно отменено Петром I более 200 лет назад.

Вопрос о восстановлении Патриаршего престола был решён положительно, и были избраны для голосования 3 кандидата. 5/18 ноября 1917 года в переполненном храме Христа Спасителя, в нарушении обычая, так как не удалось добиться допуска в Успенский собор,  Митрополит Киевский и Галицкий Владимир собственноручно начертал имена кандидатов на Патриарший престол. После окончания Божественной Литургии старец затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексий, стоя пред чудотворной иконой Владимирской Божией Матери долго молился, потом троекратно осенил себя крестным знамением и благоговейно вынул из ковчежца жребий.

Митрополит Киевский Владимир (будущий священномученик) развернул его и прочел: «Митрополит Московский и Коломенский Тихон. Аксиос!». Спустя 217 лет был избран законный Первосвятитель. Когда началась гражданская война, Патриарх благословляет отпевать всех усопших с обеих воинствующих сторон. Патриарх обращается к Советскому правительству о прекращении междоусобной брани, о пагубности Брестского мира, о воздвигнутых на Церковь гонениях. Закрывались храмы, подвергались репрессиям церковнослужители,  из Екатеринбурга пришло известие о убийстве Царской семьи и Советское Правительство это одобрило. Святейший Патриарх анафематствовал безбожников.

Когда к Патриарху приехали посланники Деникина просить благословить для создания Белого движение - Святейший Патриарх отказал, сказав, что Советская власть - это Божие наказание для России и мечём её не победите, только кровь русскую напрасно прольёте. Святитель Тихон видя бедствия, призывал людей очистить себя покаянием. Он не мог равнодушно смотреть на злодеяния и не раз обличал представителей власти. Неоднократно Патриарха арестовывали. Когда в 1921 году начался голод в России, по призыву Патриарха была собрана огромная сумма – 9 мил. рублей, но тем не менее власти, под предлогом сбора средств для голодающих, начали изымать церковные ценности, снимали не только дорогие ризы с икон, но забирали Священные сосуды, предметы необходимые для совершения Божественной Литургии.

Патриарх благословит отдать все драгоценные вещи не использующиеся в священнослужении, но как можно забирать Евхаристические сосуды? В это же время арестовывают Святейшего Патриарха, но испугавшись мнения мировой общественности, Советской власти пришлось  освободить Патриарха. В среде Церкви, давно назревавший раскол произошел в самое тяжелое время для  Православной России. Советская власть поддерживает «обновленцев», которые разрушают устои Православия, отдаёт им многие храмы. Для единства Церкви Патриарх подписывает известное письмо в Верховный Суд о лояльности Церкви к власти. Это была жертва для сохранения единства.

В последние годы своей жизни Патриарх Тихон совершает много архиерейских хиротоний. Постепенно, часть «обновленцев»  переходит в лоно Церкви, они приносят покаяние и получают прощение от Патриарха.  В 1925 году в день Благовещения Пресвятой Богородицы, вечером, Святейший Патриарх отошел ко Господу, устав от непомерного груза, который нёс последние годы. Провожали его в последний путь огромное количество священнослужителей (только во время Божественной Литургии служили 30 архиереев и 60 священников) и мирян. В 1989 году Святейшего Патриарха Тихона Православная Церковь причисляет к лику святых. А через три года в Донском монастыре обретаются его нетленные мощи.

         Подводя итог - хочется сказать – Патриарх Тихон оставил нам пример благочестия и смирения, каким должен быть настоящий пастырь Церкви, добрый и любящий отец, неустанно пекущийся о своих пасомых, и в тоже время непреклонный борец за единство Церкви. Святым было бы приятно, чтобы мы не только пели им величания и тропари, но и подражали им в своей жизни. В чём мы можем подражать святителю Тихону?  Быть верными Христу, оправдывать возложенную на нас ответственность как на христиан. Это – конечно не сопоставимо с грузом ответственности, который был возложен на святителя Тихона, но и нас Господь призвал и поставил на то место, где мы с вами находимся.

И нам надо жить не для себя, а стараться приносить пользу Матери Церкви, жить для ближних, стараться облегчать друг другу жизнь. Не обузой стараться быть, а плечико подставить тем, кому тяжелее. Апостол Павел говорил: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». Спаси Господи вас за внимание.