Рождество Христово.
Глаголева О.В.
В 746 году от основания Рима Цезарь Октавиан Август издал указ о переписи населения во всех провинциях необъятной Римской империи. Выполняя повеление, царь Иудеи (одной из отдалённых провинций тогдашнего Рима) Ирод Великий приказал немедленно переписать своих подданных. Римская перепись проходила по месту жительства граждан. Здесь же, в Иудее, эта процедура велась по древнему иудейскому обычаю – по коленам (племенам) и родам. Каждый иудей должен был записаться по месту происхождения своего рода.
Праведный Иосиф, старец, которому была поручена Дева Мария, и в чьём доме Она жила по воспитании Её в Иерусалимском храме, вёл свою родословную от царя Давида и для записи своего имени должен был отправиться в город Вифлеем – на родину своего царственного предка. Туда же, несмотря на своё положение «непраздной», вынуждена была отправиться и Мария, подлежащая переписи наравне с мужчинами, как единственная оставшаяся из своего рода.
Навьючив нехитрые пожитки и запасы еды на вола, устроив Марию на ослике, Иосиф покинул свой дом в Назарете. Путь им предстоял неблизкий и трудный, через Галилею, Самарию, Иудею, в том числе и по горным малопроходимым тропам. Оставив в стороне Иерусалим, уставшие после пятидневного пути, путешественники спешили в Вифлеем, чтобы, наконец, найти приют и отдохнуть. Особенно тяжело приходилось Пресвятой Деве Марии – вот-вот должна наступить самая ответственная минута Её жизни… Уже смеркалось, когда, преодолев тяжёлый подъём в гору, они оказались в Вифлееме.
«Город Давидов» был одним из древнейших городов Иудеи, первое его название «Ефрафа» означало «плодородный город», Вифлеем переводится, как «город хлеба». Он находился в 8-ми километрах южнее от Иерусалима и был в то время набольшим провинциальным городком с узкими и крутыми улочками. Окружённый садами, виноградниками и хлебными полями, он живописно располагался на скалистой возвышенности.
Но здесь запоздалых путников ждало разочарование – гостиницы и постоялые дворы Вифлеема были переполнены прибывшим для переписи народом. Быстро надвигавшаяся холодная зимняя ночь не оставляла надежды найти ночлег в самом городе. Иосифу и Марии пришлось устраиваться неподалёку от городских ворот в пещере, где во время непогоды обычно пастухи укрывали скот.
В этом убогом пристанище, вдали от людей, в святую ночь 747 года от основания Рима, или 5505 года от Сотворения мира, совершилось величайшее Таинство Богоявления – Рождение в мир Христа Спасителя!
Спеленав Сына взятыми из Назарета пеленами, Пресвятая Богородица положила Его в ясли (кормушку для скота), где лежала солома. За кормушку были привязаны их вол и ослик, которые своим дыханием согревали Божественного Младенца. Так исполнились слова пророка Исаии, сказанные более 700 лет назад: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис.1,3). В эти святые минуты, когда «Слово стало плотию»(Ин.1,14), радовались небеса и двое праведников – Пресвятая Мария и Иосиф Обручник. С трепетом в благоговейном безмолвии преклонился старец перед Пречистой Матерью и Её Сыном – его Богом.
Первыми о пришествии Бога на землю узнали простые пастухи, которые в эту ночь стерегли овечьи стада недалеко от Вифлеема. Тишина, изредка нарушаемая блеяньем овец, окружала их. Горел костёр, возле которого они грелись, иногда тихонько переговариваясь. Тысячи звёзд светили с неба… Вдруг среди ночного мрака и безмолвия небо озарилось дивным светом, и Ангел Божий явился им в славе небесной (сиянии). Изумлённые пастухи устрашились чудного видения, но Ангел сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет радостью всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2,10-12).
Едва Ангел произнёс эти слова, как небесный свет стал ещё ярче, взорам пастухов предстало великое множество Ангелов – небесное воинство. Над погружённой в сон землёй раздалась их торжественная песнь, возвещающая наступление новой эры в истории человечества: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Так небо праздновало Рождение Богочеловека!
Вскоре чудное явление исчезло. Потрясённые увиденным, придя немного в себя, пастухи решили пойти в Вифлеем и посмотреть, что же там всё-таки случилось. Необычайный свет от пещеры неподалёку от городских ворот привлёк их внимание. Заглянув туда, они «нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк.2, 6). Всё было так, как сказал Ангел. Простые и чистые сердцем, пастухи первыми из людей безоговорочно поверили в то, что перед ними – Спаситель мира, и поклонились Ему. А потом пересказали Святому Семейству всё, что слышали от Ангела. Пресвятая Дева Мария внимательно слушала их, «слагая в сердце Своем» (Лк.2,19) эти свидетельства о Богомладенце.
На восьмой день после Рождения, как было положено по Закону, над Святым Младенцем совершился обряд обрезания. Право совершения этого обряда принадлежало отцу семейства, после чего он же, по согласованию с домочадцами, давал имя сыну. Новорождённого Богомладенца Его наречённый отец праведный Иосиф назвал Иисусом, как то и было возвещено Архангелом Гавриилом.
По-еврейски «Иисус» звучало как «Иешуа», что в переводе значит: «Спаситель». Уже само имя Новорождённого промыслительно указывало на великую миссию Иисуса, Который в недалёком будущем отдаст Себя на страдания и смерть ради спасения рода человеческого. Позднее Иисуса стали называть ещё и Христос – это греческий перевод еврейского слова Мессия (по- русски – «помазанник Божий», то есть законный царь).
Святое Семейство пробыло в Вифлееме около двух месяцев. Это было связано с тем, что Пресвятой Деве, как каждой иудейской женщине после рождения ребёнка, полагалось пройти очищение в храме. Храм был в то время один – Иерусалимский, а Вифлеем (как сказано выше) отстоял от Иерусалима в 8-ми километрах. Для Девы Марии это первое время после Рождения Богомладенца было полно невыразимой радости. Юная Мать созерцала сошедшего на землю Бога, Который был и Её Сыном, переживая в душе такие чувства, которые никогда не переживёт ни одна другая женщина!..
По книге: Глаголева О.В. Святые дни. М.,2009.