Рождество и детство Пресвятой Богородицы

Рождество и детство Пресвятой Богородицы.

 

Предсказания библейских пророков, а также предания многих языческих народов, ожидавших Спасителя, говорят о том, что Его Матерью станет  некая Дева, что земного отца у Него не будет. Например, у Исаии пророка мы читаем:  «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына» (Ис.7,14). И вот, обещанные времена приближались, и нужно было появиться Той Деве, Которая стала бы Матерью Мессии.

Понятно, что Она  должна была быть не обычной девушкой, а особой, Божией избранницей, должна была с самого раннего детства отличаться высокой добродетелью, чтобы достойно послужить Своему Сыну и Спасителю людей. Потому и само рождение Её произошло при необычных обстоятельствах.

Её родителей звали Иоаким и Анна. Они  проводили праведную жизнь, но до самой старости не имели детей. Бездетность считалась Божиим проклятием в Израиле. Всем  евреям хотелось, чтобы их потомки дожили до времён Мессии, чтобы не оборвался их род раньше времени. По народным представлениям, блаженство евреев в Царстве Мессии распространялось и на всех предков тех израильтян, которые доживут до заветных дней. Потому бездетные супруги считались заведомо  наказанными Богом за какие-то  явные и неведомые грехи.

Иоаким и Анна не раз вынуждены были терпеть поношения и обиды от соплеменников. Однажды даже жертвоприношение в храме, которое хотел принести Иоаким, было отвергнуто  тогдашним первосвященником. Глубоко опечаленные супруги после этого расстались на сорок дней, которые провели в посте и молитве, прося даровать им  дитя и обещая посвятить его Богу.  Явившийся Ангел возвестил им, что молитва их услышана и будет исполнена.

Действительно, в положенный срок у них родилась дочь, которую назвали Марией. Благочестивые родители не забыли своего обещания и в трёхлетнем возрасте привели Её в Иерусалимский храм. При храме же тогда было нечто  вроде женской обители. Там жили старицы-вдовы и воспитываемые  ими девочки-сироты до той поры, как им следовало  выходить замуж. Под руководством старших девочки учились ремёслам и всякому рукоделию, а также по мере возможности помогали при храме. Вот к этим отроковицам и была причислена Мария.

День исполнения своего обета Иоаким и Анна совершили со всей возможной торжественностью, приведя Марию в храм со свечами и песнопениями в сопровождении других девиц и своих близких. И Промыслом Божиим трёхлетняя Дева вошла в самое святилище (во Святая святых) храма, куда не только женщинам входить не полагалось, но и священникам. Один только раз в год входил туда первосвященник кропить жертвенной кровью. Таким особым обстоятельством была отмечена эта Отроковица с самого начала.

Затем Она воспитывалась уже в храме, а родители Её вскоре умерли. Мария отличалась необыкновенно кротким и тихим нравом, прилежанием и усердием, но главное – особой молитвенностью и чистотою сердца. Уже в раннем возрасте Ей неоднократно являлись Ангелы и беседовали с Нею. Об этом повествует нам церковное предание, но по сути дела жизнь Девы Марии при храме остаётся для нас тайной.

Два важных события из рассказанного нами Православная Церковь почтила особыми праздниками: это Рождество Пресвятой Богородицы и Её Введение во Храм. В эти дни за Богослужениями в Церкви воспоминаются более подробно все названные нами события. Но почему же они не нашли отражения в Евангелии и почему мы верим преданию об их истинности?

Ответ прост: никто не мог бы рассказать об этих событиях ученикам Христовым, кроме Самой Пресвятой Девы. Но по великому смирению Она была скупа на любые слова о Себе. Она без особой нужды не  желала быть помянутой на евангельских страницах. Спасение людям принёс Её Божественный Сын, и в книге о Его  великом действии в мире  Она не хотела быть в центре внимания. Весьма вероятно, что и эти скупые сведения о Своём детстве Мария сообщила ученикам Христовым лишь после настойчивых расспросов и, видимо, перед Своей кончиной. А во времена написания Евангелия они могли даже вовсе не знать о детстве Матери  своего Учителя и Господа.

Вот и самый главный нам урок: настоящая добродетель именно такова; она постоянно себя прячет от человеческой похвалы и внимания. Этому много раз учил людей Иисус Христос Своим словом, а Его Пречистая Матерь наставляла к тому же Своим примером, без всякого слова. Это было предсказано и Псалмопевцем Давидом:  «вся слава Дщери Царевы внутрь» (Пс.44, 14).

Из книги: Священник Тимофей. Желаемый всеми народами. М., 2005.