В Почаев ко святыням Волынской земли

На древней Волынской земле, на высокой Почаевской горе устремляются в голубое небо золочёные купола Свято-Успенской Почаевской Лавры, осеняя православными крестами восток и запад. Испокон веков устремляются сюда со всех концов земли странники и богомольцы.

На святую гору Почаевскую поехали и мы, молельщики маленького храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» Свято-Тихоновского прихода г.Ярославля, по благословению его настоятеля протоиерея о.Михаила Смирнова. Нам, отправившимся на богомолье, предстояло совершить неблизкий путь, но современный электропоезд быстро домчал нас до Тернополя в Украине. А оттуда, удобно разместившись в небольшом маршрутном авто, наша группа из 6-ти человек благополучно доехала до места.

Стояла сильная жара конца июля – начала августа 2010 года. Духота поезда без кондиционера и зной летнего дня нас утомили, мы мечтали о прохладе воды и хотя бы небольшом отдыхе. Но то, что предстало нашим взорам, когда мы поднялись на гору и вошли через главные ворота на территорию монастыря, заставило забыть об усталости. В сиянии солнечного дня во всём своём великолепии, утопающая в цветах и зелени, сверкая золотом храмов – как будто плыла в поднебесьи белокаменная Свято-Успенская Лавра. Но если здесь, на земле, Господь руками человеческими создал такую красоту, то как же выглядят Райские кущи, созданные Самим Творцом?! Десять дней мы жили на территории Лавры и не переставали восхищаться красотой, которая окружала нас. Воистину благодатное место! Кусочек Рая на земле!

Когда-то давно, в седые века, на этом месте росли густые леса, среди которых возвышалась величественная гора. Именно это место с тихим названием  «Почаев» облюбовали для своего уединения монахи, расположившись во множестве здешних пещер. У подножия горы тёк ручей, поивший своей живительной влагой и монахов, и стада животных, пригоняемых сюда по вечерам пастухами. Днём же здесь были тишина и покой, которых ничто не нарушало.

И так было до тех пор, пока Божия Матерь не явила в 1240 году на вершине горы в огненном столпе Свой Образ и не оставила после посещения сей земли след Божественной Стопы, как след величайшего чуда. Ключём забила  из-под него благодатная влага. В честь этого события у подножия горы был построен монахами  храм Успения Пресвятой Богородицы, где они собирались на общие молитвы. Весть о великом чуде разнеслась по всей земле Волынской и за её пределы, и стали стекаться сюда люди, а некоторые оставались здесь навсегда, устраивая невдалеке свои жилища. Прошли ещё века, пустынники образовали монашескую общину. Выросли церкви и колокольни, и звон колоколов стал призывать людей на молитву.

В 16-ом веке эту землю посетил византийский митрополит Неофит и за радушное гостеприимство подарил местной боярыне Анне Гойской свою именную икону Божией Матери. Этот образ Царицы Небесной явил чудо прозрения для брата благочестивой Анны, Филиппа, слепого от рождения. Не смея дольше хранить у себя дома такую святыню, помещица Гойская крестным ходом перенесла её на Почаевскую гору для всеобщего поклонения. Именно это время считается началом общежительного монастыря, который Анна Гойская наделила полями, лугами, сенокосами и построила для него храм.

Сейчас икона Божией Матери, называемая Почаевской, находится в Соборе  Успения  Пресвятой Богородицы, построенном 200 лет назад графом Потоцким на месте старого Троицкого храма. Каждое утро после полунощницы из лучезарной звезды-киота над Царскими Вратами, где она постоянно находится, икону спускают для поклонения – и к ней устремляются нескончаемым потоком богомольцы, жаждущие призрения Пречистой. За время пребывания в Почаевской Лавре не однажды мы имели возможность  припасть к чудотворному образу Царицы Небесной. И каждый раз, подходя к Ней, просили:  «Не презри мя, грешную, требующую Твоея помощи и Твоего заступления!..» И что интересно: образ Почевской Божией Матери одет в серебряные ризы, но, прикасаясь к нему, ощущаешь тепло, а не холод металла. Заступница Небесная принимает всех как Мать и дарит Своё тепло и заботу.

В начале 17-го века  в Почаевскую обитель тайно приходит преподобный Иов, монах-подвижник. Он поселяется в одной из пещер и, почти заковав себя в камень, стоя на коленях, приносит молитвы Господу. За святое житие его монахи умолили преподобного стать игуменом монастыря. Святой Иов до конца дней своих  трудился на этом послушании. Он и по смерти своей не переставал заботиться о святой обители.

Во время турецкого нашествия, когда монастырь, укрывавший местных жителей,  был окружён многочисленным войском, над храмом Святой Троицы явились Божия Матерь и преподобный Иов, преклонивший пред Нею колена. Грозные воины метали в Них стрелы и копья, но по велению Заступницы Небесной оружие возвращалось  назад, на вражье воинство. Почаевская обитель не была захвачена турками и не подверглась разорению.

Нетленные мощи преподобного Иова Почаевского, почившего в 1651 году, находятся в одной из пещер под сводами Пещерного храма. Рядом почивают мощи схиигумена Амфилохия (Головатюка), который преставился ко Господу в 1971 году и был причислен к лику святых в мае 2002 года. Во время прославления сего чудотворца Волынской земли нашего времени Господь явил чудо над Почаевской Лаврой: белоснежный крест на голубой лазури неба, тем самым показав людям, что Божия благодать и теперь покрывает святую гору Почаевскую. Не раз вместе с многчисленными паломниками мы поклонялись преподобным отцам Почаевским и со слезами просили их вознести о нас грешных свои святые молитвы ко Господу. «Святии преподобные отцы наши Иове и Амфилохие, молите Бога о нас!»

Под конец своего пребывания в Лавре мы имели возможность спуститься в пещеру, где молился преподобный Иов. В этот «каменный мешок», оказалось, не так-то просто попасть. Изнурявший соё тело постом и трудами подвижник очевидно свободно проникал внутрь пещеры через небольшое отверстие. Он подолгу находился там, и пищу ему передавали через щель между камней. Можно увидеть подобие столика, устроенного прямо на камнях, где стояла свеча у икон, перед которыми святой и предстоял в постоянном бдении и молитве. Сейчас камни отполированы телами  многих и многих тысяч богомольцев, притекающих сюда со всего света поклониться святым земли Волынской и святыням Почаевской обители.

По милости Божией мы посетили Свято-Успенскую Почаевскую Лавру в юбилейный год: 770 лет чудесного явления Божией Матери на горе Почаевской и 335 лет чудесного спасения Почаевской обители от нападения турок. И приехали как раз на ежегодное празднование Почаевской иконы Пресвятой Богородицы – 5 августа. В обители было большое торжество, её заполнили множество духовенства и тысячи паломников со всех концов земли. В Свято-Успенском Соборе служили праздничную Божественную литургию. Просторный храм не вместил всех желающих, люди расположились на площади перед Собором. Величественный вид Успенского Собора, построенного в стиле позднего барокко, великолепие внутренней росписи и отделки, богатство пространства, зовущего ввысь – пожалуй, ещё нигде мы не видели такой красоты! А пение хоров монашеского и мирского, прославляющих Бога и Божию  Матерь! Стоишь, со всех сторон стеснённая толпой, и, обращённая в слух, не замечаешь тесноты. А божественные звуки льются, льются, отражаются от сводчатых потолков, усиливаются в их переходах и устремляются вверх, под купол и … выше. Глаза наполняются слезами, сердце трепещет – его переполняют радость, восторг, торжество.

Сейчас здесь всё ликует: и звуки, и образы, и сердца людей. Вот оно, торжество Православия! Сколько пытались уничтожить его, особенно здесь, в Украине, заменить чем-то другим, но оно торжествует. Оно – в единении всех православных христиан, которые пришли, приехали сюда поклониться Пресвятой Деве, вместившей в Себя Спасителя мира и освятившей Божественным Светом гору Почаевскую. Столько народа стеклось под своды Собора, но его нельзя назвать  «массой» - это тело Христовой Церкви. И это тело замерло: ни шороха, ни покашливания – ни звука постороннего не было слышно, когда митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Блаженнейший, как зовут его, начал совершенно тихим голосом читать Евангелие. Каждое слово Святого Евангелия доходило до молящихся – это удивительно!

В Успенском Соборе находится ещё одна святыня: Цельбоносный след правой стопы Божией Матери. Живая вода истекает из-под него и утоляет не только жажду тела, но и жажду души. Сколько людей, молитвенно прикасаясь к святыням, получали исцеление явно или тайно! Скольких исцелили ещё в своей земной жизни преподобные отцы Почаевские Иов и Амфилохий, они и по смерти своей молятся Богу за всех и помогают страждущим, призывая жить по заповедям Божиим.

Накануне праздника Почаевской иконы Божией Матери на Божественной литургии в Свято-Успенском Соборе мы приобщились Святых Христовых Тайн. Память об этом событии для некоторых из нас останется в сердце надолго, если не навсегда.

В Соборе Святой Троицы мы стояли за ранней литургией. Он строг, имеет большие размеры, тяжёлые стены и минимум украшений. За счёт узких окон – в храме полумрак. Собор освещается огромным паникадилом в виде царской короны, подаренным вместе с иконостасом Императором Николаем Вторым. Здесь всё напоминает древний Троицкий собор, на месте которого построен современный Собор Успения Пресвятой Богородицы, а умиленное монашеское богослужение настраивает человека на молитву, на безмолвное общение с Богом.

Есть на земле места, которые не поражают величием и богатством, но зато здесь особо ощущается Божия благодать. Человек душой своей начинает чувствовать Бога и тем самым начинает видеть собственную душу. Он как будто преображается, делается прозрачным и ощущает подлинную радость. Одно из таких мест – Почаевский Свято-Духовский монастырь-скит. Он находится километрах в 3-х от Свято-Успенской Лавры, на вершине Скит-горы.

Дорога выводит нас за город Почаев и узкой ленточкой тянется между полей кукурузы и других сельскохозяйственных угодий, постепенно поднимаясь в гору. Когда-то здесь росли девственные леса, полные птиц и зверей. Именно поэтому полюбили это место монахи, ищущие уединения от мирской суеты и шума, мешающих их общению с Богом. Ещё в далёком 1197  году Матерь Божия явила здесь чудо и восхотела, чтобы на этом месте  во веки возносилась хвала Отцу Небесному. Пресвятая Богородица не раз являлась на Скит-горе местным жителям, перемещаясь затем на западную гору, - тем самым как бы объединяя обе вершины

Первый монастырь на Скит-горе был построен в 1220 году 12-тью строителями под руководством афонского монаха Мефодия и был освящён в честь Преображения Господня. Игуменом этого монастыря до своей кончины в 1228 году был преподобный Мефодий. Преображенский монастырь-скит процветал до середины 16-го века. Далее его постигли различные беды, разорения, нашествия турок и татар, а после моровой язвы оставшиеся в живых пять монахов переселились к братьям на западную Почаевскую гору. Только в 17-ом веке была возобновлена иноческая жизнь на Скит-горе. С построением здесь Троицкого храма монастырь стал называться Духо-Сошественским или Троицким.

На некоторое время скит переходил в руки униатов-базилиан, а в 1795 году был присоединён к Российской империи. Но скитские базилиане продали монастырь католику графу Чарторийскому, который просто уничтожил строения, разобрав их на камни… И Скит-гора опять поросла лесом. Только в 1901 году  на этом месте был вновь заложен скит во имя Святого Духа – по главному скитскому храму. Свято-Духовский монастырь поднялся из запустения и возобновил свою деятельность.

В советское время в 1959 году атеистический разгул попрал православные святыни, осквернив даже Святая Святых церкви Всех Святых, устроив там бильярд. Три десятилетия господствовали безбожники на святой горе. Но если невозможно было людям прославлять Господа, то это делали по ночам Ангелы, пение которых слышали в храмах многие свидетели.

Возобновились богослужения в скитских храмах в августе 1990 года, вновь началась духовная и хозяйственная жизнь монастыря. И вновь потекли сюда богомольцы и странники помолиться на святом месте, почувствовать благодать Духа Святаго, получить исцеление от душевных и телесных недугов. И по-прежнему воздавалось им по молитвам и вере их.

Вот это святое, многострадальное, незабываемое Богом место мы имели возможность посетить, и не однажды. После суеты, которая всё-таки присутствует при большом скоплении народа, мы окунулись в тишину и благодать, которая ощущалась и в храмах у святых мощей, икон, и у колодца со святой водой – на всей территории монастыря чувствовался особый Божий покров над ним. Мы помолились на литургии, кто хотел – исповедались, без спешки, долго беседуя с батюшкой; полюбовались красотами местной природы и, конечно, цветами – они здесь, в Почаеве, благоухают повсюду. Даже семейство кошки с котятами, возлежащее под розовым кустом, вызвало у нас умиление. В таких уединённых обителях приобретается душевный покой, так необходимый в нашей нелёгкой повседневной жизни.

Путь в Свято-Духовский монастырь лежал через монастырское кладбище с маленькой церковью в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь было захоронение схиигумена Амфилохия Почаевского. Сейчас на этом месте установлен крест с лампадой в углублении – можно совершить помазание освящённым маслом, что мы и сделали. Мы также взяли по горсти песка, который обладает благодатными целебными свойствами. Кладбище обнесено плотно посаженным высоким кустарником, похожим на кипарисы. Он как будто охраняет тишину и покой места, где упокоились навечно великие подвижники и Божии угодники. Царствие вам Небесное! Молите Бога о нас!

Накануне Успения святой праведной Анны, Матери Пресвятой Богородицы, (7 августа) мы побывали в скиту её имени, который относится к Свято-Николаевскому женскому монастырю Ровно-городка. Искупались в святом источнике, являющемся одной из древнейших святынь Православия и, конечно, запаслись святой водой. Испокон веков сюда спешили паломники с надеждой исцелиться в его благодатных водах.

Заезжали мы ещё в один небольшой женский монастырь – Богоявленский, который находится недалеко от города Кременец. Были на литургии в его единственном храме, принесли Господу общую с тамошними монахинями молитву, с удовольствием послушали певчих того храма – их пение сильно отличается от того, что мы слышали в мужских монастырях. Не переставали поражаться трудолюбию и – отрешённости, с какой трудятся монахини и послушницы монастыря на восстановлении и строительстве обители. Конечно же, им помогают искренняя вера и святая молитва.

Великий подвиг веры монахов и монахинь подчас непонятен мирскому человеку. Эти люди в чёрном часто вызывают удивление. Но их молитва невидимо охраняет и укрепляет православных христиан. Именно монастыри хранят заветы святых отцов и каноны Православной Церкви. Люди уходят во святые обители для спасения души и совершают великий подвиг,  «дабы мир и свет веры Православной ярче солнца сиял над нашей землёй».

Благодарим Господа Бога за то, что Он так любит нас, грешных, являет нам Свои чудеса и оставляет на земле святыни, которые служат пристанищем земному путнику и утешением его душе.

 

Т.В.Б – ва. Ярославль, 2010 г.