Вознесение Господне.
Святая Церковь издревле хранит предание о том, что прежде всего Воскресший Господь явился Своей Пречистой Матери, что вполне естественно и понятно.
По евангельским же записям, первой, кто увидел Воскресшего Учителя, была Мария Магдалина, одна из галилейских женщин, из которой Иисус «изгнал семь бесов» (Мк.16,9). Раньше всех поднялась она в воскресный день, чтобы помазать ароматами тело своего погребённого Учителя. И награда за такую любовь и преданность не заставила себя ждать – ей первой явился Воскресший Иисус.
Пришедшие чуть позже и другие жены-мироносицы также удостоились встречи с Воскресшим Христом: с радостной вестью о Воскресении Господа, сообщённой им Ангелом, они спешили к апостолам, как вдруг «Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братиям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф.28,9-10).
Но потрясённые смертью Учителя, мучимые угрызениями совести о совершённом ими предательстве, апостолы не поверили женщинам…
Утром этого же дня два ученика Господа Клеопа и Лука шли в Эммаус, небольшое селение в двадцати четырёх километрах к западу от Иерусалима. «И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, в ином образе, приблизившись, пошел с ними» (Мк.16,12; Лк.24,15).
Ученики не узнали Учителя. Он же спросил их, отчего они так печальны? Удивившись вопросу, Клеопа ответил: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» Они стали рассказывать Незнакомцу, «что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его» (Лк.24,18-20).
Переживая вновь всё происшедшее, Клеопа и Лука с горечью неосуществившейся надежды добавили: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля…» (Лк.24,21). После небольшой паузы они продолжали: «Некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли Тела Его, и пришедши сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив» (Лк.24,22-23). Но ведь женщины всегда что-нибудь придумывают. Действительно, пещера пуста, но Воскресшего Учителя кроме них так никто больше и не видел».
Иисус тогда сказал: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк.24,25-26). И стал объяснять им всё сказанное о Нем пророками, начиная от Моисея. Клеопа и Лука с удивлением и вниманием слушали Его…
День уже клонился к вечеру, когда впереди показался Эммаус. Незнакомец стал прощаться. Клеопа и Лука просят Его остаться с ними – Иисус соглашается. За ужином Незнакомец берёт хлеб, благословляет его, преломляет и подаёт им точно так же, как совсем недавно делал всё это Иисус. Учеников пронзает одна и та же мысль: «Это ОН!» В то же мгновение Иисус «стал невидим для них» (Лк.24,30).
Позабыв про дела, ждавшие их в Эммаусе, уверовавшие теперь в Воскресшего Учителя Клеопа и Лука спешно возвращаются в Иерусалим. Они рассказали «о происшедшем на пути» остальным апостолам, но «им не поверили» (Мк.16,13).
Поздним вечером этого же воскресного дня, как бы для того, чтобы рассеять все сомнения и «излечить их от остатков неверия», Господь явился всем ученикам, кроме отсутствовавшего Фомы. Неожиданно появившись в запертой Сионской горнице, Господь обратился к присутствующим со Своим обычным приветствием: «Мир вам!» Апостолы смутились и испугались: двери были тщательно заперты, никто не мог войти к ним, и если они видят теперь Иисуса, значит, это Его дух.
Поняв их состояние, Спаситель предложил дотронуться до Него, ведь «дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк.24,39). В подкрепление Своих слов Иисус попросил что-нибудь из еды. «Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» (Лк.24,42-43). Только тогда поверили апостолы, что перед ними не призрак.
Когда волнение немного улеглось, Иисус напомнил ученикам Свои же слова о том, что всё, о чём было предсказано в ветхозаветных пророчествах, должно исполниться. Раньше апостолы, простые неграмотные люди, не понимали пророчеств. Теперь же Господь «отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему». (Лк.24,45-48). Всё, что было предсказано когда-то, исполнилось на их глазах.
Пришедший в Иерусалим через несколько дней Фома, называемый Близнец, с недоверием отнёсся к известию о Воскресении Христовом. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны Его от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» Ин.20,25), - заявил Фома-неверующий.
Ещё раз, теперь уже всем одиннадцати, Иисус явился только через восемь дней. Господь предложил Фоме дотронуться до Его ран – Фома убедился, что руки стоящего перед ним Иисуса пробиты гвоздями, рёбра пронзёны копьём. Устыдившись в своём неверии, Фома воскликнул; Ты – «Господь мой и Бог мой!»
Уже в Галилее, куда после Пасхи возвратились апостолы, Иисус ещё раз явился им всем и произнёс такое прощальное напутствие: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле, … идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф.28,18-20); Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16,15).
В продолжение сорока дней после Своего Воскресения Иисус Христос много раз являлся Своим ученикам, беседовал с ними о Царстве Небесном, о тех Божественных истинах Своего учения, о которых они должны были возвестить всему миру, от Иерусалима «до края земли».
И вот апостолы, как и велел им Воскресший Учитель, собрались вновь в Иерусалиме…
Наступил последний день видимого пребывания на земле Господа нашего Иисуса Христа. Появившись, как всегда, неожиданно, Иисус в прощальной беседе сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16,15). Возлагая на апостолов тяжкий труд распространения евангельского благовестия по всему миру, Господь сообщал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28,20).
Затем Иисус вывел их из города и повёл знакомой дорогой на Елеонскую гору. Поднявшись на вершину, Он остановился. Остановились и ученики. Подняв руки, Господь благословил их и … стал подниматься от земли, возноситься к небу… Скоро светлое облако совершенно скрыло Его от взоров апостолов. Потрясённые, склонились они в благоговейном поклоне и стояли потом долго, грустно глядя в опустевшее небо…
В столь неожиданном разлучении с Учителем Господь не замедлил утешить Своих учеников. Тотчас явились им два Ангела в белых одеждах и сказали, что Иисус придёт к ним таким же образом, как они видели Его восходящим на небо. Об этом Он Сам говорил им когда-то: «Приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин.4,3). Слова Ангелов наполнили апостолов глубочайшей радостью.
В состоянии небывалого душевного подъёма посланники Господа возвратились в Иерусалим. Здесь апостолы, пребывая в молитве, стали ожидать исполнения слов Спасителя – сошествия на них Святого Духа, Который должен был дать им необходимую силу для совершения великого дела, дела их жизни – проповеди Евангелия ( Учения Христа) всему миру.
Вознесение Господне – один из 12-ти самых главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви – празднуется верующими на сороковой день после Воскресения Христова (Пасхи).
Из книги: Глаголева О. Святые дни. М.,2009.