Я.А. Степанов
Антикризисная православная программа.
(Фрагменты статьи).
… «Кризис», как объяснял в одном из своих писем святитель Николай Сербский, означает по-гречески «суд», точнее – Суд Божий, поэтому явление, потрясшее всю финансовую мировую систему, имеет духовную природу. Что нам дает понимание этого? То, что весь мир по-прежнему, находится в руке Божией и живет по Его законам! Нам не дано проникнуть во все тайны Бытия. Мы должны довериться Богу, как любящему Отцу, сказавшему нам однажды: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё (остальное) приложится вам» (Мф. 6, 33)…
… Сотворивший Землю Господь населил её людьми, дал им заповеди, по которым надлежало жить в этом, ставшем после грехопадений небезупречном мире. Но ещё раньше Творец дал людям свободу выбора, без чего невозможна настоящая любовь, которая легла в основу Божественного замысла мироустроения. Из истории человечества, описанной в Библии, хорошо известно, как люди распоряжались своей свободой, на что тратили свои силы, кого предпочитали любить. Но Бог разрушил злые, богоборческие по своей сути, человеческие замыслы. Устами своих пророков призывал людей к покаянию и смирению.
Легко ли привести к послушанию сына, который бесчестит и хулит имя отца, разоряет его дом и присваивает себе его имение, ведёт себя по-хамски, нагло, вызывающе? То же самое творят люди по отношению к своему Небесному Отцу! Чему же удивляться, что в итоге наступает кризис, т.е. Суд?
Сведя суть проблемы нынешнего кризиса к финансовым махинациям заокеанских воротил или некомпетенции, глупости, тупости, коррумпированности наших госчиновников самого высокого уровня, мы сами норовим выставить себя жертвами и безвинными страдальцами. И гневим этим Бога ещё больше, потому что ищем причину в постигших нас бедах и напастях не в себе, а в других.
Неужто забыли спасительные слова апостола Павла: «Если же остаётесь без наказания, которое всем общее, то вы – не законные дети и не сыны» (Евр. 12,8)… Как же правильно понять эти слова, найти в них утешение и перестать при этом считать себя без вины виноватым?
Об истинных причинах грядущих «тяжких времён» - духовном кризисе, нас предупреждал апостол Павел в послании к Тимофею: он произойдёт от того, что «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добро…» и т.д. Не таковы ли мы с вами, дорогие братья и сестры? Много ли среди нас, считающих себя христианами, кротких, щедрых, смиренных, послушливых, благодарных, благочестивых, дружелюбных, скромных, воздержанных, добрых…
… К спасению души не нужны консервы, соль, спички. Это ей не поможет. Благой Бог никогда не оставляет нас и всем даёт возможность не только пережить кризис, но и оказывать на него непосредственное влияние. Для этого надо, отложив на время заботы о хлебе насущном, продуктах первой необходимости, запасаться другим, более спасительным для души товаром – смирением, покаянием, терпением.
… Самая первая утренняя молитва – мытарева: «Боже, милостив буди мне, грешному!»… Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» Опять о помиловании! Осознаём ли, что просим у Крепкого и Безсмертного Бога в молитве? Не избавления от навалившихся тягот, не облегчения своей жизни, но помилования! А помилования просит преступник, когда ему судья даёт последнее слово. Мы – преступники? Да! Ведь мы добровольно преступили Его заповеди. Вот и в молитве к Пресвятой Троице просим: «Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша». Нет здесь ни слова о других виновниках кризиса – Суда Божия. Смотрим дальше – троичные тропари, заканчивающиеся одинаково: «… Боже, Богородицею помилуй нас», трижды подряд, а потом ещё 12 раз: «Господи, помилуй!» Неужели это случайно? Конечно, нет. Также начинается и 1-я утренняя молитва Макария Великого, величайшего подвижника IVвека: «Боже, очисти мя, грешного…»
Тема покаяния, прощения наших грехов является центральной в молитвах, а образ кающегося грешника подходящ для нас. Вот, оказывается чего ждёт от нас Бог, дабы помиловать и избавить от бед!... Следующим этапом на пути борьбы с поразившим душу грехом должны стать исповедь с покаянием и Причастие Святых Христовах Тайн, которые сопровождаются твёрдым желанием изменить свою жизнь.
Нет, по-моему, иного, более верного способа повлиять на мировой кризис, который в наших душах. Это и есть антикризисная программа, которую Господь дал нам. Поспешим воспользоваться ею, не впадая в панику, вспомнив молитву: «Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый!»
Журнал «Русский дом», 2009, №5.