Беседа с настоятелем Прихода Свято-Тихоновского храма протоиереем Михаилом Смирновым 12 января 2012 года.
- Батюшка, сейчас много людей, которые хотели бы ходить в храм, но стесняются, или даже боятся, потому что не знают, что там надо делать и как себя вести. Какие советы Вы могли бы дать таким людям?
- Если мы возьмём людей, которые вообще в храме не были, или таких, что были в храме маленькими, когда их покрестили, а потом они надолго из храма ушли, - первое, что бы я сказал этим людям: не должно быть у нас страха по отношению к храму. Мы никак не должны храма бояться, помня о том, что это место святое, это место встречи с Богом.
Необходимо знать некоторые моменты. Есть люди, которые не могут войти в храм, переступить порог храма – они хотят, но что-то их останавливает. Порой это принимает какие-то устрашающие формы. Нежелание идти в храм, страх войти в него могут быть навеяны врагом рода человеческого, который не хочет нашего спасения, который боится, что мы повернёмся лицом к Богу, что мы станем на путь спасения своей души. Он насылает различные страхования, боязнь, какие-то переживания, панику. Это могут быть предпосылки одержимости. А что такое одержимость? Состояние, когда враг приобретает власть над человеком. Хочется надеяться, что таких случаев всё-таки немного, а больше тех людей, которые боятся своего незнания церковных правил, и из-за этого не идут в храм. Не надо бояться незнания, а надо приходить в храм и постепенно учиться всему, что необходимо знать для правильного поведения в храме.
- Некоторые бояться, что их в храме не поймут, строго выговорят, отругают, и от обиды они больше не захотят туда идти. Что бы Вы сказали им?
- Наши епархиальные духовные руководители: был Владыка Кирилл, теперь у нас Митрополит Пантелеимон – много обращают внимания на то, чтобы с людьми, приходящими в храм, священнослужители и церковнослужители обращались внимательно, милостиво, снисходя к их подчас духовной малограмотности. И надо сказать, что сейчас случай встретить в храме какую-то грубость со стороны служащих становится всё более редким, потому что среди них ведётся разъяснительная работа. Но то, что подобные случаи могут быть, неудивительно, и чрезмерно чувствительно относиться к этому не стоит. В храмах служат такие же люди, все они разные. Один от природы мягкий, покладистый, уравновешенный. Другой от родителей горячий, импульсивный, он, может быть, как-то обидит, а потом будет жалеть об этом. Это не должно настораживать, вызывать отторжение от храма, не надо заранее настраивать себя на такую встречу.
Далее. В каждом храме есть так называемый «свечной ящик» - это прилавок, где продают свечи, иконки, крестики, духовные книги, принимают поминальные записки, где можно заказать церковные требы. Как правило, здесь работают люди, которые хорошо разбираются в вопросах православной веры, сами в храме уже не первый год. Если они стоят за церковным прилавком, то значит, настоятель храма поставил их сюда в надежде на их определённую духовную образованность. Поэтому, если в данный момент священника нет в храме, с вопросами можно обратиться к ним. Как подать записку, заказать молебен или панихиду, как и к какой иконе поставить свечку. Конечно, в храме бывают такие ситуации, особенно в воскресение и праздники, когда очень много народу, работники за ящиком чрезвычайно заняты, и ответить подробно и развёрнуто на какой-то вопрос им сложно. В таких случаях не надо огорчаться и унывать, а можно придти в храм в будни, между службами утренней и вечерней, когда народу немного, а служащие посвободнее – и, я не думаю, что они откажутся объяснить какой-то вопрос.
Однако надо понимать при этом, что с первого раза всему в храме не научишься – нужно время, постоянство, терпение. Можно и так поступить: придти в храм на службу, даже и свечек не ставить, если затрудняетесь, просто встать с краешку, постоять, помолиться, посмотреть, что делают другие люди. Если быть внимательным, то можно увидеть, как верующие ставят свечи, как они идут к батюшке на исповедь, как происходит Причастие в храме. И даже это всего лишь первое посещение храма при вашем смиренном настроении духа вам многое даст.
Надо сказать и о том, что когда идёт служба, поёт хор, храм полон молящихся – это не самое подходящее время, чтобы ставить свечки. Свечи принято ставить перед службой. Человек, идущий на Богослужение, старается придти в храм пораньше, минут за 15-20 до начала службы, для того, чтобы заранее подать записки, заранее купить свечки, до начала службы, не торопясь, поставить их на подсвечник. И когда начнётся служба, у человека есть полная возможность помолиться, никого не отвлекая, никому не мешая молиться также внимательно и благоговейно, как должно. Представим себе: если бы на Богослужении все люди поголовно стали бы ходить по храму, ставить свечки, просить передать их, то никакого бы благочиния, тишины и молитвенности и в помине не было. Поэтому не надо удивляться в тех случаях, когда во время службы вы идёте ставить свечку, а вами бывают недовольны.
- Батюшка, а если человек всё-таки пришёл в храм, когда служба уже началась, то можно ли в таком случае, просто стоять и молиться, а свечку купить и поставить по окончании службы, когда уж точно никому, в том числе и себе, этим не помешаешь? Нет ли тут нарушения правила или греха?
- Нет, конечно. Существует такой пример или образ: человек, пришедший в храм, должен сам, как свеча, гореть. То есть в его душе должен быть молитвенный дух, подобный пламени свечи. У него должно идти внутреннее стремление к Богу, молитва. И пусть он не зажёг свою свечку, сам он стоит, как свечка, перед Богом. А ведь можно представить и другую картину, так сказать, наоборот: человек наставил свечек и всю службу проговорил, или думал не о Боге, а о чём-то постороннем.
Особенно же мне хотелось бы обратить внимание приходящих в храм, что самое главное в храме – не пройти мимо Причастия. Потому что Причастие Тела и Крови Христовых – это самое святое, что есть в Церкви, на чём основана и держится наша Святая Православная Христианская Церковь. Почему я именно об этом говорю? Сейчас практически все крещёные, а причащаются-то немногие. Сам Господь в Евангелии сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную…» (Ин.6,53-54). Те люди, которые не причащаются Тела и Крови Христовых, сами лишают себя вечной жизни. Святое Причастие стоит в центре всей христианской жизни!
Надо знать, что перед причащением Святых Христовых Тайн обязательно бывает исповедь, на которой мы каемся в своих грехах, чтобы очиститься перед Причастием. Тоже если вы никогда не исповедались и не знаете, что надо говорить и какие у вас грехи – не бойтесь подойти в первый раз. У каждого человека есть совесть, она дана нам Господом Богом, она говорит нам о том, что хорошо, а что плохо. Если человек будет внимательным в своей совести, то может вспомнить, какие нехорошие поступки сделаны им в жизни по отношению к Богу, к людям, к самому себе, что оставило какой-то печальный след в судьбе. На первой исповеди самое главное – покаяться именно в этих грехах, которые каждый за собой знает, это, как правило, большие грехи.
- То есть, что особенно беспокоит человека?
- Да, что беспокоит. А кто-то уже и успокоился, но всё равно, если подумает, то вспомнит что-то очень большое. И исходить надо из того, что видеть свои грехи – это тоже дар Божий.
- И его можно просить у Бога?
Несомненно. Можно и нужно просить. И чем человек ближе к Богу, тем больше он видит в себе грехов. А чем дальше удаляется от Бога, тем больше он считает себя святым, безгрешным, что ничего ему не надо, всё у него хорошо. Когда первый раз исповедаешься в том, что сам за собой знаешь, порой и батюшка подскажет или спросит о каких-то грехах.
Вот первая исповедь прошла, и вы довольны, и великая радость у вас, что вы в храме, что подошли к священнику. Теперь вы придёте в храм и во второй раз, и в третий – и так всему научитесь, лишь бы было желание и постоянство. В первый раз страшно, ничего не знаешь, но если это будет раз 10-й, 15-й, уже будет не так, как впервые, появится у вас ваш личный опыт. Не надо бояться храма, надо приходить в храм! Храм – это дом Божий, а, значит, и наш дом, потому что Господь нас всех любит и ждёт каждого. «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», - говорит Он людям уже две тысячи лет (Мф.11,28).
Необходимо упомянуть и такой момент. Некоторые, ещё не бывая в храме, ожидают от него непременного чуда. Но чудо – от Бога. Если Господь найдёт нужным явить вам чудо для помощи, для утверждения веры, для духовного возрастания, для преодоления какого-то искушения, – то Он вам это чудо даст. Но когда Господь видит, что чудо пока не нужно или будет неполезно для вашей души – не переживайте, не скорбите, что вот, вы исповедались, причастились, а вроде ничего и не произошло. Преображение души человеческой не всегда бывает въяве, всё происходит на духовном уровне, а не на чувственном. Оно происходит точно, но незаметно для нас. Господь неслучайно так делает, чтобы мы не впали в тщеславие, гордость, высокоумие (что чрезвычайно губительно для души). Но если человек постоянно в творении добрых дел, то он незаметно для себя преображается. Кто-то из святых отцов сказал, что главная добродетель та, которую ты в себе не видишь, а как только подумал о себе хорошо, так и теряешь духовное добро. Ведь сами святые не формально говорили о себе: я самый грешный, последний из грешников. Они не играли словами – действительно считали себя грешными, недостойными и никакой добродетели в себе не признавали. И мы можем им подражать.
Записала Е.Н.Григорьева.