Мат – не наш формат.
Христиане называются «словесными овцами Христова стада». Они питаются словом, как чистым словесным молоком ( 1 Петр.2, 2). Они верят в воплощение Слова, Чье бытие не имеет начала; службы христианские словесны ( немой не может быть священником, а глухой без сурдоперевода ничего не понимает в богослужении). То есть словесность есть отличительная черта христианина. Ему должно быть свойственно чуткое и трепетное отношение к слову.
Согласно Евангелию, слово – это и меч, и семя, и имя Божие. При таком отношении к дару слова особенным является и отношение к словесным грехам. Они – не малость, поскольку их слышно на Небе. К словесным грехам мы относим ложь, клевету, наушничество, сквернословие. Остановимся на последнем.
Сквернословие есть как бы антимолитва. Если молитва невозможна без призывания имени, то сквернословие, как непрестанное призывание скверных имен, есть прямой враг молитвы. Как невозможно течь из одного источника и горькой, и сладкой воде, так должно быть невозможным из одних уст исходить благословению и проклятию, призыванию Создателя и унижению созданных от Него. Все мы должны тщательно наблюдать за тем, чтобы не претыкаться языком и не умножать своими словами количество скверны, существующей в мире. В борьбе с этим грехом важна самодисциплина и внимание к себе. Слово рождается в мысли, значит, чтобы не грешить в слове, нужно не позволять себе мысленно сквернословить. А еще важно то, что когда человек болезненно сконцентрирован на теме пола, то и в словах выражает мир своих непреображенных желаний. Там, где нет правильного полового воспитания и здорового отношения к теме пола, там есть все условия для существования гнусной лексики.
На древних иконах бесы изображались имеющими несколько лиц, одно из которых помещалось в области половых органов. Таким образом иконописцы давали понять, что умственная деятельность падших духов перевернута, опрокинута « вверх тормашками» и устремлена не вверх, а вниз. Если у человека подобный образ мыслей, если его умственная сила пресмыкается в прахе, то отсюда и рождается скверный образ мыслей и скверные слова.
Говоря на эту тему, нужно подчеркнуть, что имеется в виду именно словесная скверна, т.е. не просто слова типа «дурак» или «безумец», за которые мы тоже будем отвечать, а именно матерная брань. Она есть бесовский лай. Появление перед святыми бесов часто ознаменовывалось самой отвратительной, отборной руганью. Это образ их мыслей, это отображение их духовной природы. Они желают человеку всяческого позора, всяческого осквернения, и там, где могут, совершают это делом, а где нет – мыслью и словом.
Если благопожелания, даже привычные как «будьте здоровы!», если благословения и просто добрые, ласковые слова несут в себе действительную силу, то все отсылания на разные буквы и подобные этому обращения людей друг к другу совершают несомненное зло в мире духовной реальности.
Протоиерей Андрей Ткачев.
Цитируется из книги: Протоиерей Андрей Ткачев.
Мы вечны! Даже если этого не хотим. Симферополь, 2009.