Пророк Исайя как ветхозаветный евангелист.
Автор: Александр Запрягаев
Евангелистами мы называем тех, кто передает или возвещает Благую весть, полученную от Самого Бога. Иначе говоря, это те, кто несет людям слово Божие. Содержанием этого слова и целью является донесение до сознания людей вести о спасении. Поэтому евангелистами следует считать тех авторов книг Священного Писания Нового Завета, которые говорят о явившемся в мир Спасителе.
Исходя из дословного перевода слова «пророк» с еврейского языка (наби), пророк – это тоже вестник и глашатай Бога. Пророки знают о божественном происхождении их возвещений, которые они начинают с “так говорит Ягве”, или “слово Ягве”, или “изреченное Ягве”. Они посланы, чтобы возвестить волю Божию. Однако, пророческое служение и пророческие книги Священного Писания Ветхого Завета преследуют, на первый взгляд, несколько иную, в отличие от Евангелия, цель. «Правосудие и человеколюбие Божие поставляло пророков блюстителями правды, поборниками благочестия, обличителями пороков и беззаконий и проповедниками покаяния для грешников среди народа Иудейского»(1). То есть пророкам необходимо было напоминать представителям еврейского народа об их избраннии Богом для служения установленным Им и ведомым Ему целям и о возложенных на них в связи с этим обязанностях.
В то же время, практически во всех пророческих книгах встречаются места, имеющие отношение к грядущему Искупителю рода человеческого, так называемые мессианские места. «Посему-то апостол Петр, указывая иудеям на времена Рождения, Проповеди, Распятия, Воскресения и Вознесения Спасителя, сказал: «вси пророцы от Самуила и иже по сих, елицы глаголаша, такожде предвозвестиша дни сия» (Деян. 3, 24). По той же причине у церковных писателей пророки ветхозаветные называются между прочим «предуготовителями явления Христова во плоти»(2). Таким образом, в отличие от пророков, говоривших о предстоящем пришествии обетованного Спасителя, евангелисты возвещают о том, как Христос совершил дело спасения людей.
Однако, есть среди ветхозаветных пророков – писателей такой, мессианские места книги которого Блаженный Иероним называет «не столько пророчеством, сколько Евангелием».(3). Речь идет о пророке Исайе. Также Блаженный Иероним поясняет: «Ибо до такой степени подробно изложил таинство Христа и Его Церкви, что как будто не о будущем пророчествует, а составляет историю о прошедшем». (4). Сразу же следует заметить, что исследования библейской науки о том, что книга пророка Исайи не является произведением одного автора, никаким образом не влияют на ее достоинство и не являются основанием для сомнения в причислении ее к книгам богодухновенным, ибо «богодухновенность какой – либо книги Библии не зависит от того, сколько авторов участвовало в ее написании». (5).
Тем более что «в самом последнем и глубоком значении слова автором пророчества является Дух Божий» (6). Еще же правильнее будет говорить о соавторстве: «И хотя в заглавии книг с древности надписывались имена великих пророков и Божиих людей – Моисея ,Самуила, Исайи и других, - эти имена были как бы гарантией, печатью, свидетельствующей о церковности Писания, то есть того, что оно действительно выражает Слово, сказанное Богом и воспринятое не кем-то, а именно Его народом, Церковью. Итак, один Единый Личный Бог, с одной стороны, и одна Единая общность, народ, Церковь, с другой стороны – два соавтора (один как инициатор и вдохновитель, а другой как слушатель и выразитель) Священного Писания».(7).
Уже само имя пророка, в переводе на русский означающее «спасение Иеговы», прикровенно указывает на основной предмет и содержание его пророчеств. В Новом Завете содержится более 40 ссылок на книгу пророка Исайи и более 60 прямых цитат из нее, святые Отцы написали ряд комментариев на эту книгу, а слова из нее часто звучат в православном богослужении. Все это говорит о том высоком авторитете и значении, которые имеет это произведение в Церкви, как в Ее ветхозаветной истории, так и в наши дни.
Мессианское пророчество в довольно обширной по объему книге встречается уже почти в самом начале, во второй главе. «Яко будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор. И возвысится превыше холмов, и приидут к ней все языцы» (Ис. 2,2). В духовном смысле «гора Господня» здесь, как и во многих других местах Библии, означает Церковь Христову. Святитель Василий Великий пишет: «Что же значит сказанное? Не то, что в последние дни явлены будут и гора и дом, но что в последние дни откроется, во оставление греха, великое и высокое Домостроительство о спасении человеков. Ибо тайна, сокровенная от век, явися (Кол. 1,26) при скончании времен…Ибо придут к вере все народы, призванные проповедью, потому что проповестся Евангелие сие во всем мире (Мф 24, 14) и во всю землю изыде Евангельское вещание апостолов (Пс., 18,5)»(8).
Поэтому, собрание всех языческих народов на гору Господню, в Иерусалимский храм (см. ст. 3) символизирует церковь, которая но смыслу данного откровения будет иметь универсальный характер, и распространится среди всех народов. В третьем стихе указывается цель собрания язычников на гору Господню, в храм Бога Иакова: «И пойдут языцы мнози, и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь Свой, и пойдем по нему, от Сиона бо изыдет закон и слово Господне из Иерусалима». Под «путем», «законом» и «словом Господним», исходящим из Иерусалима, ради которого язычники соберутся на Сион, следует понимать Евангельское благовестие, возвещенное людям Господом Иисусом Христом, основавшим Свою Церковь первоначально в Иерусалиме, откуда новозаветное учение постепенно стало распространяться по всему миру. Синайский Закон здесь нельзя подразумевать, так как он уже был дан через Моисея ветхозаветному Израилю. Евангельский закон распространится не только на евреев, но и на язычников и укажет им путь жизни, согласный с волей Божией и назначением человека, в этом смысле он и называется здесь «путем», которым пойдут язычники.
Мессианское пророчество второй главы неразрывно связано с христологическими откровениями 7,9, и 11 глав книги Исаии. Пожалуй, самым известным пророчеством о Рождении Мессии является произнесенное пророком Исайей при обстоятельствах, указанных в седьмой главе его книги. Сказано это пророчество царю Ахазу с целью заверить царя в том, что он и его дом не будут истреблены Сирийским и Израильским царями. Напротив, замысел его врагов не осуществится, и один из потомков Ахаза будет обещанным Мессией, Который родится чудесным образом от Девы. Так как Ахаз был потомком царя Давида, то настоящее пророчество подтверждает прежние пророчества о том, что Мессия произойдет из рода царя Давида. В следующих своих пророчествах Исайя раскрывает новые подробности о чудесном Младенце, который родится от Девы.
Так, в 8-ой главе Исайя пишет, что народ Божий не должен бояться козней своих врагов, потому что замыслы их не осуществятся: «Разумейте народы и покоритесь: Ибо с нами Бог (Эммануил)». В следующей главе Исайя говорит о свойствах Младенца Эммануила: «Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах (плечах) Его, и нарекут Имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9, 6). Как имя Эммануил, так и другие имена, данные здесь Младенцу, не являются, конечно, собственными, а указывают на свойства Его Божественной природы. «В этой речи по случаю умысла против династии Давидовой возвещается высокое назначение сего племени в следующих пророчествах: 1) о рождении Мессии от Девы, так что Он по-видимому станет походить на обыкновенных людей (масло или молоко и мед будет есть), а на самом деле будет Еммануилом или с нами живущим Богом (Ис. 7,14).
Исполнение сего пророчества указано Евангелистом Матфеем в рождении Иисуса Христа от Девы Марии (Мф. 1, 22-23), о водворении Мессии в Галилее, которую Он просветит и осчастливит, так что там совершится тогда нечто похожее на день Мадиама или на победу Гедеона над Мадианитянами (Суд. 7,1-8,23), когда успех полный произошел не от средств человеческих, но от помощи и благословения Божественного (Ис. 9, 1-4). Исполнение его пророчества указано Евангелистом Матфеем в том обстоятельстве, что после крещения от Иоанна Господь оставил Назарет и поселился в Капернауме, в пределах колена Завулонова и Неффалимова, определенно поименованных в пророчестве Исаии (Мф. 4, 13-16); и, наконец, 3) о Eго качествах или наименованиях, показывающих в Нем истинное человечество (отроча родися нам...). и вместе беспредельную непостижимость, премудрость, всемогущество, мир и правду вечную (Ис. 9,6-7); указание на исполнение сего пророчества общее можно находить в тех местах Нового Завета, где Богочеловеку усвояются вышеуказанные качества и свойства (Мф. 28,18; Лк. 1,32-33; Ин. 4,9 и др.)». (9).
В одиннадцатой главе пророк Исайя называет Мессию еще другим именем — Отрасль. Это символическое имя подтверждает более ранние пророчества о чудесном и необычайном рождении Мессии, а именно, что оно состоится без участия мужа, подобно тому, как отрасль, без семени, рождается прямо из корня растения. «И произойдет Отрасль от корня Иесеева (так звали отца царя Давида), и ветвь произойдет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11,1-2). Здесь Исайя предсказывает о помазании Христа семью дарами Святого Духа, то есть всей полнотой благодати Духа, что осуществилось в день Его крещения в реке Иордан. С другой стороны, Иессей, отец Давида, был простым гражданином города Вифлеема в колене Иудином. Поэтому этим пророчеством подчеркивается, что Мессия, хотя и именуется часто сыном Давидовым, однако, к царской славе последнего не имеет отношения. Пророк, говоря о роде Давидовом, специально избегает символа цветущего древа, а удачно использует образ корня, пенька, как жалкого остатка некогда цветущего дерева. Из этого корня и произрастет Отрасль-Мессия. Пророчество исполнилось в точности.
Со времени вавилонского плена прекратились цари из рода Давидова, а перед Рожеством Христовым, согласно древнему пророчеству патриарха Иакова, вообще прекратились правители из колена Иудина; представители рода Давидова – Пресвятая Дева Мария и святой праведный Иосиф Обручник – были людьми простыми и бедными, как некогда и отец Давида Иессей. «Древо династии будет срублено, но в День Господень из уцелевшего пня вырастет молодой Побег. Это Христос – Мессия. Его сила не в войске и колесницах, ибо на Нем почиет Дух Божий, и все, что Он будет совершать, совершится десницей Господней. Он явится Царем Правды и сокрушит мировое зло. Мессианское Царство станет новым Едемом, когда сама природа преобразится, подчиняясь закону гармонии и мира (ср. Рим. 8,15 – 23; Откр. 5, 10 – 11). Ведение Господа означает высшее духовное Богопознание». (10). Под «нечестивым», которого Мессия «убьет духом уст Своих», разумеется главный виновник зла на земле, диавол, и, в частности, по апостолу Павлу, антихрист, как олицетворение всех сил зла перед Вторым Пришествием Христовым (2 Фес. 2,8). В других пророчествах Исайя говорит о делах Христа и Его качествах, в особенности, о Его милосердии и кротости. Следующее пророчество приводит слова Бога Отца: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, Избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопит и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (Ис. 42,1-3).
Эти слова говорят о том великом терпении и снисхождении к немощи человеческой, с которыми Христос будет относиться к кающимся и обездоленным людям. Это пророчество относится к первой, так называемой песни Раба, или иначе Отрока Господня. Подобное пророчество Исайя произнес, говоря от имени Мессии: «Дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам — открытие темниц» (Ис. 61,1). Эти слова точно определяют цель пришествия Мессии: исцелить душевные недуги людей. Кроме душевных недугов, Мессии предстояло исцелять и физические немощи, как предсказал Исайя: «Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь: ибо прольются воды в пустыне и в степи — потоки» (Ис. 35,5-6). Это пророчество исполнилось, когда Господь Иисус Христос, проповедуя Евангелие, исцелял тысячи всевозможных больных, слепорожденных и бесноватых. Пророчество об исцелении духовных и физических недугов в людях начало исполняться с пришествием на землю Иисуса Христа, о чем свидетельствуют евангелисты, цитирующие его (Мф. 11,5; 12,22; 15,30; Мк. 7,33).
И Сам Господь Иисус Христос засвидетельствовал об исполнении на Нем пророчества (35 глава книги Исайи). Когда Иоанн Креститель, находившийся в темнице, послал двух своих учеников спросить Христа: «Ты ли Тот, Которого ожидали, или нам ждать другого?» Христос ответил посланным словами данного пророчества: «Пойдите и скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют» (Мф. 11,4-5; Лк. 7,22). Своими чудесами Он засвидетельствовал истину Своего учения и Свое единство с Богом Отцом. По плану Божиему спасение людей должно было осуществляться в Царстве Мессии. Это благодатное Царство верующих иногда уподоблялось пророками стройному зданию. Мессия, будучи с одной стороны основателем Царства Божия, а с другой стороны фундаментом истинной веры, именуется пророками Камнем, т. е. основанием, на котором зиждется Царство Божие. Такое образное наименование Мессии мы встречаем в следующем пророчестве: «Так говорит Господь: Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится (Ис. 28,16). Сионом именовалась гора (холм), на которой возвышался храм и город Иерусалим.
Замечательно то, что в этом пророчестве впервые подчеркивается важность ВЕРЫ в Мессию: «Верующий в Него не постыдится!» В 117-м псалме, написанном уже после Исайи, упоминается об Этом же Камне: «Камень, Который отвергли строители, сделался главою угла (краеугольным камнем). Это от Господа, и есть дивно в очах наших» (Пс. 117,22-23, смотри также Мф. 21,42). То есть, несмотря на то, что «строители» — люди, стоящие у кормила власти, отвергли Этот Камень, Бог все же положил Его в основание благодатного здания — Церкви. «Посему св. Апостолы Петр (1 Петр. 2,6-8) и Павел (Римл. 9,33; 10,11) приводят вышеозначенное изречение Исайи, как пророчество о Христе Иисусе, служащее объяснением разномыслия о нем Иудеев и твердым основанием непостыдной веры христианской,» (11). Следующее пророчество дополняет прежние пророчества, в которых говорится о Мессии, как о Примирителе и источнике благословения не только для евреев, но и для всех народов: «Мало того, что Ты будешь Рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49,6).
Это пророчество является частью второй песни Раба Господня. Но как ни велик будет духовный свет, исходящий от Мессии, Исайя предвидел, что не все евреи этот свет увидят по причине своего духовного огрубения. Вот, что пророк пишет по этому поводу: «Слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6,9-10). По причине устремленности только к земному благополучию не все евреи узнали в Господе Иисусе Христе своего Спасителя, обещанного пророками. Не только от силы, но и от самой кротости нам можно познать Божество Того, Который не только подал нам величайший пример терпения, находясь на Кресте, но и пример смирения перед бичевавшими Его и плевавшими на Него. Об этом поругании и бичевании пророчествовал Исайя (Ис. 50,6). Это пророчество, являясь третьей песнью Раба Господня, описывает грех Израиля и, как контраст, послушание Христа. Самым ярким и подробным предсказанием о страданиях Мессии является пророчество Исайи, которое занимает полторы главы его книги (конец 52-й и всю 53-ю). Это пророчество содержит в себе такие подробности страданий Христа, что у читающего создается впечатление, будто пророк Исайя писал его у самого подножия Голгофы.
Исайя пишет его как свидетель Страстей Христовых. Вступительная фраза этого пророчества: «Кто поверил слышанному от нас» — свидетельствует о необычайности описываемого события, требующего значительного волевого усилия со стороны читателя, чтобы в него поверить. Действительно, предыдущие пророчества Исайи говорили о величии и славе Мессии. Настоящее же пророчество говорит о Его добровольном унижении, страдании и смерти! Мессия, будучи совершенно чистым от личных грехов и святым, все эти страдания терпит ради очищения людских беззаконий. «Кто поверит и уразумеет всемогущество Божие в том, что Мессию подвергнут презрению, станут влачить по судам, сочтут преступником, и убьют наряду со злодеями? Кто поймет тогда, что Мессия страдает за грехи народа и приносит жертву очистительную?! Однако ж страданиями Его проложится путь к славе, и много народов будет у Него под властию» (12). Искупительное значение страданий Христа пророк раскрывает в четвертом стихе: «Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни». Святой евангелист Матфей свидетельствует, что это пророчество исполнилось на Иисусе Христе (Мф. 8, 16-17). Выражение пятого стиха: «Наказание мира нашего на Нем» следует понимать (согласно переводу с еврейского текста) как «на Нем наказание для нашего примирения с Богом».
Следствием последнего является то, что «ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5), о чем пишет и святой апостол Иоанн (Ин. 3, 16). В седьмом стихе показаны необыкновенные смирение и кротость Мессии во время суда над ним и Крестных Страданий: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих», а сравнением Его с жертвенным агнцем, кроме того, предвозвещено установление Завета (союза) Бога с людьми через пролитие крови Богочеловека. «Жертвенная трапеза была знаком Богоприсутствия. Жертва Нового Агнца означает новое и полное явление Бога в мир, полагающее начало Новому Завету (Иер. 31,31; Лк. 22, 20; 1 Кор. 11, 25; Еф. 2, 13)» (13). В девятом стихе пророк говорит, что Раб Господень будет погребен в гробе богатого. Исполнение этого пророчества засвидетельствовано Евангелием: Христос погребен богатым жителем Аримафеи – Иосифом, испросившим у Пилата Его тело и с почестями предавшим Его погребению в своем новом гробе (Мф. 27,57-60).
Течение всей истории направлено ко Христу. Христос является сердцевиной всей истории человечества. Христос это альфа и омега, начало и конец. Как Бог сотворил "в начале" мир и человека, в конце Он будет все во всем, конец всего замыкается в Боге, так и в середине истории, "в конце времен" - "распростер руки на кресте - всех к себе привлекл еси". Пророчества Исайи действуют своей поразительной ясностью на души людей. Но, говоря о необходимости и спасительности страданий Мессии, пророк предсказал и Его воскресение из мертвых и последующую славу: «Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное. И воля Господня успешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством. Чрез познание Его, Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему, Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу» (Ис. 53,10-12).
«Потомством» здесь называется вся совокупность верующих в Иисуса Христа. Это потомство называется «долговечным» в том смысле, что верующие во Христа будут на земле до скончания века, ибо они образуют собой Церковь, которой от Христа дано такое обетование (Мф. 28, 20). В последующих главах предвозвещается распространение мессианского духовного царства и его универсальный характер. В образах, указанных здесь, содержится мысль о распространении и процветании Церкви Христовой среди языческих народов. «Тогда распространится на земле познание Бога истинного…Тогда благосостояние одного народа не будет похищаемо и пожираемо другим: каждый народ будет огражден безопасностию; молитва каждого будет услышана и скоро выполнена; истинно верующие или возрожденные не будут (заведомо) делать зла или вреда другим на святой горе Моей или пока состоят под покровом благодати (1 Иоан. 3,9)» (14).
А что же ожидает непокорных этому новому Духовному Царству? Об этом пророк пишет: «Увидят трупы людей, отступивших от Меня: червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис. 66,24). «Всякому, выходящему южными воротами из Иерусалима, представлялась долина Энномова, куда сваливались всякие нечистоты и падаль и где, поэтому, постоянно поддерживался пожирающий их огонь. Вот, с этим то хорошо известным каждому иерусалимскому жителю местом, и сравнивается местонахождение и участь нечестивых» (15). Этот образ употребляется и Спасителем в Евангелии (Мк. 9, 43-44).
Как уже было указано выше, пророки являются предуготовителями явления Христова во плоти, то есть в предельно возможной для принятия творением полноте. Пророчества Исайи как нельзя лучше подтверждают истинность такого святоотеческого заключения, ибо они были тем гласом, который приготовлял сердца людей, ожидавших обетованного Спасителя, к правильному о Нем представлению и достойному принятию, чтобы когда будет приготовлен таким образом Ему путь, последовало откровение славы Божией, в котором «явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40, 3-5).
Примечания:
1 А. Хергозерский. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. М., 1998. С. 4
2 А. Хергозерский. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. М., 1998. С. 6
3 Александр Мень, прот. Как читать Библию. Брюссель, 1981. С. 136
4 А. Хергозерский. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. М., 1998. С. 19
5 Александр Мень, прот. Как читать Библию. Брюссель, 1981. С. 96
6 Александр Мень, прот. Как читать Библию. Брюссель, 1981. С. 132
7 Александр Сорокин,прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета.Киев,2003. С.18
8 Святитель Василий Великий. Толкование на книгу пророка Исайи. М., 2002. С.89, 90
9 А. Хергозерский. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. М., 1998. С. 20
10 Александр Мень, прот. Как читать Библию. Брюссель, 1981. С. 106
11 А. Хергозерский. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. М., 1998. С. 38
12 А. Хергозерский. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. М., 1998. С. 45
13 Александр Мень, прот. Как читать Библию. Брюссель, 1981. С. 137
14 А. Хергозерский. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. М., 1998. С. 57
15 А. Лопухин. Толковая Библия. Т. 5. М., 1997. С. 548