«Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! Вот, кого ты любишь, болен». (Ин. 11. 1-3)
Иисус, узнав, что Лазарь умер, сказал об этом апостолам: «радуюсь за вас…» (Ин. 11, 15), что не было Меня в Вифании тогда, теперь вам будет явлена сила Божия. Апостолы отговаривали Господа от того, чтобы Он шел в Вифанию, поскольку к этому времени иудеи озлобились и искали причину, чтобы убить Господа. Но Господь следует в Вифанию. Ученики идут за ним. Придя в селение, Господь останавливается для отдыха.
В это время в доме сестер Марфы и Марии собралось множество иудеев, которые утешали сестер в потери их брата Лазаря. Марфе, как хозяйке дома, сообщили, что Господь Иисус Христос пришел в Вифанию. Она с поспешила навстречу Христу и, увидев Его, сказала: «если бы Ты был здесь то не умер бы брат мой». На что Господь сказал Марфе: «Я есть Воскресение и Жизнь, верующий в Меня, если и умрет, то оживет. Веришь ли сему?» Марфа не поняла глубины слов Спасителя и ответила согласно своему разумению: «верую, что мой брат воскреснет в воскресение, в последний день». Тайно она зовет свою сестру Марию. Как мы из Евангелия знаем, когда Господь бывал в их доме, Марфа заботилась об угощении, а Мария сидела постоянно при ногах Иисусовых и слушала Его Божественное учение.
Душа ее была особо открыта к слову Божию – духовному учению Евангельскому. С большей горячностью она приходит к Господу и произносит те же слова, что и Марфа: «Если бы Ты здесь был, то брат бы мой не умер». Собралась толпа иудеев, и Господь уже не говорит Марии те слова, которые сказал Марфе, что Лазарь воскреснет. Еще не время было наставлять ее. Он спрашивает: «Где вы похоронили Лазаря?», проявляя Свое человеческое естество. Ему сообщают, и Он, видя скорбь собравшихся, тоже, как человек, проливает слезы над Лазарем. Иудеи, Марфа и Мария приводят Господа к гробнице. Лазаря. Господь повелевает отвалить камень от входа в гробовую пещеру.
Гробницы на Востоке изготовлялись нескольких конструкций. Были гробницы в виде комнат в вертикальной скале. И были гробницы, которые напоминали погреб, и вход в гробницу являл собой люк, который закрывался камнем. Вот в такой погребальной пещере и похоронили Лазаря. Вход в гробницу сохранился до наших дней и имеет подлинные камни, отшлифованные за протекшие века многочисленными паломниками. Сам камень закрывавший вход в пещеру не сохранился.
Господу сказали, что мертвец четыре дня уже во гробе, и тело его разлагается и смердит. Но Господь повелевает отвалить камень от входа в гробницу. Камень отвален, и тогда Господь являет свое Божественное естество. Он возглашает голосом самовластным и самовладычным: «Лазаре, иди вон». И четверодневный мертвец, тело которого уже было подвержено тлению, выходит из погребальной пещеры живой, послушный гласу своего Создателя. Это чудо самое величайшее из чудес Христовых: Господь воскрешает четверодневного мертвеца.
В ветхозаветную эпоху пророки Илия и Елисей тоже воскрешали мертвецов своей молитвой, но людей, которые только что скончались. А это чудо было неслыханным, и множество иудеев, узнав о нём, уверовали во Христа. А иудейская верхушка, первосвященники и члены синедриона, в спешке собрали совещание и приняли решение предать Господа смерти. Сказали: «Если оставим Его в живых, то, в конце концов, все уверуют в Него». Тут же иудеи приняли решение предать смерти и Лазаря, поскольку он стал живой проповедью всемогущества Спасителя.
Лазарь вынужден был покинуть свою родину, он отплыл на остров Кипр, где в последствии апостолы рукоположили его в епископский сан. На Кипре он вел свое Церковное служение, там же был погребен после своей второй кончины. В храме кипрского города Ларнака можно видеть вторую гробницу святого праведного Лазаря Четверодневного. Мощи его были обретены, так что и эта гробница тоже пуста, а в Храме находится часть главы праведного Лазаря. Большая же часть его главы и мощи сестер Марфы и Марии находятся в городе Марселе (Франция).
Как нам говорит Святое Предание, после своего воскрешения Лазарь уже никогда не смеялся. А всякую пищу приправлял медом – такой горькой ему казалась наша земная жизнь. Святая Церковь поминает Лазаря, как праведного. Когда составлялась служба ему, не было доподлинно известно, что он был епископом, поэтому, как он в Евангелии именуется праведным, так и служба была написана. А позднее, когда были обретены его мощи – точно было установлено, что он нес церковное служение в епископском сане. Службу не стали переписывать, и мы молимся ему, как праведному, а не как святителю. Сестры Лазаря, Марфа и Мария, были в числе жен-мироносиц, которые приходили ко Гробу Господню помазать Тело Господа миром. Их память совершается в Неделю жен-мироносиц, в третье воскресение после Пасхи.
Гробница Лазаря Четверодневного в Вифании (Израиль) сохранилась до наших дней. Внутри она выложена камнем, это уже поздняя кладка, видимо, укреплялись своды погребальной пещеры. Вход, еще раз повторим, сохранился подлинный. И, как считается, три последние ступеньки, по которым спускаются паломники в гробницу, тоже подлинные, то есть те, по которым выходил воскрешенный Господом Лазарь. Византийцы построили над гробницей храм, позднее здесь возник монастырь. Сооружение византийцев было разрушено в 614 году. Это святое место восстанавливали крестоносцы, но их сооружения тоже не сохранились.
После того как армия крестоносцев была разбита, место погребения святого Лазаря стало собственностью мусульман, которые тоже почитают его. Рядом с погребальной пещерой Лазаря находится мечеть. Мечеть была построена таким образом, что вход в гробницу был отрезан, её невозможно стало посещать христианским паломникам. Некий католический монах прорубил в скале новый подход к погребальной пещере праведного Лазаря, именно по нему паломники сейчас и спускаются. Поднимаясь на гору, идя к пещере, можно увидеть, что новый вход находится чуть выше того места, откуда подходили к пещере в древности. К тому же, уровень земли немного поднялся.
Поэтому вниз, в пещеру нужно спускаться по довольно крутой лестнице. Там есть поручни, за которые можно держаться при спуске и подъёме. Внизу на площадке у входа в пещеру и справа паломникам открывается вид стены с нишей. Эта стена относится к мечети, именно с той стороны был подход к гробнице Лазаря. И там, если встать лицом к пещере, справа стоял Христос, когда возгласил: «Лазаре, гряди вон». Паломники имеют возможность спуститься и в саму пещеру, помолиться там.
За умеренную плату мусульмане беспрепятственно пускают паломников в погребальную пещеру Лазаря. Икон там нет, так как это собственность мусульманской семьи. Чуть выше гробницы уже в XX веке был построен новый православный храм греками Иерусалимской Патриархии. Храм все время закрыт, видимо, кроме Лазаревой субботы, так что паломники его не всегда могут посетить.
Рядом с мечетью виднеется католический монастырь. На его территории ведутся раскопки сооружений византийского периода, где остались фрагменты пола византийской базилики. Селение Вифания до недавнего времени относилось к Иерусалиму, это был восточный Иерусалим. Сейчас Вифания во владении Палестинской автономии и отделена от Иерусалима стеной безопасности. Когда паломники поднимаются к пещере Лазаря, видна стена, за которой находится Иерусалим. Раньше паломники с Елеона спускались в Вифанию за короткое время, а теперь приходится делать огромный крюк.
Когда-то здесь жили христиане, теперь проживают мусульмане, но несколько христианских семей все-таки сохранились. В Вифании есть русская школа. До революции здесь было много русских школ, училищ для юношей и для девочек, сейчас русская школа одна. Российским Императорским Палестинским Обществом здесь была куплена земля, были построены дома для приема паломников.
После революции в XX веке паломничество прекратилось, а в пустующих домах паломников игумения Мария Шотландка, которая основала обитель в Гефсимании – открыла амбулаторию, в которой безвозмездно оказывали медицинскую помощь местным жителям до 80 человек в день. Впоследствии в этих зданиях была открыта школа для арабских девочек, в которой сейчас учатся как христианки, так и мусульманки. Школа существует на пожертвования, имеет хороший уровень образования, интернат для желающих. Общеобразовательные предметы ведутся на арабском языке, есть дополнительное преподавание русского, христианки изучают Закон Божий. На территории школы два храма, воспитанниц-христианок в праздники привозят на богослужение в православные женские монастыри: Елеонский, Гефсиманский и Горненский.
Михаил Телешов
(При подготовке материала использована аудиозапись рассказа монахини-гида Серафимы, насельницы русского Горненского женского монастыря близ Иерусалима, запись предоставлена Антоновым Г.В.)