Протоиерей Александр Шаргунов, г. Москва.
Всякий раз, когда рождается ребёнок, мир становится иным. Все испытывают любовь к этому маленькому существу, и радость, исходящая от него, касается людей, которые, погружаясь с головой в повседневную суету, так часто закрываются друг от друга. Некая родственная близость возникает между всеми. Без всякой зависти мы радуемся счастью родителей, оно отражается и на нашей жизни. Младенец даже незнакомых людей принадлежит нам. Да, каждый ребёнок принадлежит всему человечеству. Весь род человеческий как бы пробуждается, когда новый младенец открывает глаза.
Что происходит? Рождение младенца – знамение обещания. Оно напоминает нам, что мир не должен кончиться, что он может продолжиться. Это слабое существо ещё не способно ни действовать, ни говорить. Но именно поэтому все дороги ещё открыты ему, ни одна возможность ещё не отнята у него. Нет ещё такого пути, который был бы навсегда заграждён от него. Поистине, начало этой жизни касается нас всех. С явлением каждого нового человеческого существа мир возрождается к надежде.
Однако разочарование не замедлит прийти. Потому что обещание спасения, которое даётся нам при рождении нового человека, не может быть исполнено. Никому невозможно ни развязать, ни разрубить грехи и несчастья, которыми опутана вся история человечества. Так было всегда, пока не родилось это единственное Дитя. И так продолжается до сих пор – для всех, кто не способен по-настоящему воспринять дар этого рождения. Пречистая Дева Мария была призвана и послана именно для этого: чтобы исполнилось обещание, которое содержится в рождении каждого человека. Сам Бог, Творец всех людей, родится от Неё. В тайну человеческого рождения войдёт то слово обетования, которое было сказано при первом падении (первородного греха Адама и Евы). Это слово осталось бы бессильным, поскольку разрыв между замыслом Божиим и местом, где оказался человек, постоянно увеличивался всё новыми грехами. Никакие человеческие усилия не могли восстановить разорванную нить. Только Божия рука могла взять два конца и соединить их в одно. Сам Бог явит нам , что Он остаётся верным Своему слову: «Семя Жены сотрёт главу змия». Мы увидим это в Рождестве Христовом.
Это будет рождение Человека, не сравнимое ни с каким другим рождением. В нём откроется в чистоте и целостности Слово Божие, Которое было в начале, и осуществится Божественный замысел о рождении и жизни человека. Рождённый Богомладенец будет Человек, Отец будущего века, начаток нового человечетва. Это будет Слово, Которым создан весь мир видимый и невидимый, и оно будет обитать вовек среди нас. Этот Младенец будет принадлежать всему роду человеческому. Он – Человек с нами, человеками, и ради нас человек. И в Нём Слово Божие стало нашим.
Вот преддверие чего мы празднуем в Рождестве Божией Матери. Бог верен нам. Начало восстановления связи между Богом и человеком положено. Та, от Которой родится Спаситель мира, - это начало. Он придёт к нам из глубины человеческой истории. И тяжесть этой истории, её грехи и беды, лягут на Его плечи. Но в то же время Он придёт из любви и верности Бога к Своему человечеству – Сын, посланный Отцом.
Чтобы стать человеком, надо стать младенцем. Начиная от Адама и Евы, не существует ни для кого исключения. Путь к тому, чтобы стать человеком, проходит через становление младенцем. Этот путь, который воспринял Сам Бог. Сын Божий стал человеком, став младенцем. Мы Ему принадлежим, мы Его род, если мы принимаем Его друзей, детей. И прежде всего Ту, рождение Которой мы празднуем сегодня. И если мы сами становимся как дети. Тайна христианина – тайна младенца. Дух младенчества смирен и кроток. Вершина предания себя Богу есть не что иное, как стать простым и маленьким ребёнком перед Богом. Именно это совершит Христос на Кресте. Он предаст Себя как младенец в руки Отца, и таким образом явит миру величие Своей славы. И Божия Матерь, когда оружие скорби пройдёт в этот час Её душу, станет Матерью всех нас.
Журнал «Русский дом», 2009, № 9.