Архиерейское служение святителя Тихона на Ярославской кафедре (начальный период 1907 – 1908 гг.) 

 

Святитель ТихонВ начале 1907 года жителям Ярославской губернии предстояла встреча нового епархиального архиерея. В официальной прессе сообщалось: «Ярославская Духовная Консистория слушали: указ Святейшего Правительствующего Синода от 29 января 1907 года за № 1087 следующего содержания: По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: Высочайше утвержденный в 25 день сего января всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии Преосвященному Ярославскому Иакову Архиепископом Симбирским и Сызранским и Преосвященному Алеутскому Тихону Архиепископом Ярославским и Ростовским».

 

Интересующиеся личностью нового Владыки из газетных статей могли узнать его  биографию и другую характеризующую информацию. Например, следующую: «Печальное, но глубоко сердечное торжество состоялось в Нью-Йоркской церкви в воскресенье: Высокопреосвященнейший Тихон, бывший Архиепископ Северо-Американский, простился со своей паствой, будучи отозван на пост Архиепископа Ярославского и Ростовского. Во время прощальной речи Высокопреосвященнейшего в церкви слышались рыдания: он был истинным отцом для своих духовных чад и никому не отказывал в помощи, утешении или совете…Высокопреосвященнейший прибыл в Нью-Йорк в тяжёлый момент, когда Святейший Синод прекратил выдачу субсидий американской епархии, но материальные скудные средства не послужили для него препятствием в его священной миссии…

 

При нем учреждены викариатства, открыты семинария, бурса, несколько школ и небольшой православный монастырь, число приходов из 7 возросло до 40 на материке и до 35 на Аляске… При Высокопреосвященнейшем Тихоне галичане стали тысячами переходить из униатов в православие. Участились случаи перехода в православие американцев, так, принял православие доктор богословия, евангелический священник, ныне состоящий при русской церкви, совершающий здесь вечерни на английском языке. Как известно, по инициативе Высокопреосвященнейшего Тихона переведены на английский язык православная литургия и служебник, что значительно облегчает иностранцам понимание православия.

 

Великие памятники оставляет он на Северо-Американской земле, и его смело можно назвать создателем американской православной церкви». И вот, наконец, состоялось ожидаемое многими событие: «Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Тихон, Архиепископ Ярославский и Ростовский, 11 сего апреля прибыл в город Ярославль». «Прямо с вокзала Архипастырь проследовал в Кафедральный собор – зимний, наполненный народом, где после произнесения приветственного слова в его честь и пения многолетия обратился к собравшейся своей пастве. Речь Владыки приблизительно была такого содержания: кафедральным протоиереем в его приветственной речи было отмечено, что приезд Преосвященного совпал с днями, когда Церковь готовится к торжественному Входу Иисуса Христа в Иерусалим, где множество народа встретило Христа; здесь множество народа встречают его – нового Архипастыря.

 

В Иерусалиме были враги, друзья Христа и любопытные. Здесь нет ни врагов, ни друзей у незнакомого для всех собравшихся человека. Но не любопытство одно привлекло сюда народ, а любовь к церкви, её служителям. Ещё до приезда сюда Владыка слышал много отрадного о своей новой пастве, о любви Ярославцев к благолепию храмов, о внимании их к пастырям, потому и это стечение народа, как подтверждение такого положения, отрадно для него. В настоящее время увлечения западно-европейской культурой мы русские слишком стремимся обезличить себя. А любовь к православной вере и церкви, к посещению храма и украшению его – отличительная черта русского народа, которую уважают в русских и европейцы.

 

«Храните эту любовь к вере и церкви православной, к посещению храмов,» - просил Архипастырь, а у духовенства и всей паствы содействия себе в прохождении своего трудного служения. Речь закончена была обращением к пастырям ревностнее проходить своё великое служение… Настоятелем поднесена Владыке икона святых благоверных князей Василия и Константина Ярославских Чудотворцев. Затем Владыка на середине храма долго благословлял всех желавших получить первое его святительское благословение».

 

С первых же дней пребывания на Ярославской земле новый архиерей и сам с ревностью и усердием приступил к исполнению своих обязанностей. С 16-го по 22-е апреля (от Великого понедельника до дня Святой Пасхи) он ежедневно совершал богослужения. Вскоре в Ярославских епархиальных ведомостях появляется официальное объявление от имени Владыки:

«Его Высокопреосвященство просителей и лиц, имеющих до него надобность по делам службы, принимает ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, с 10 ч. утра до 1ч. дня».

 

В другом объявлении Архиепископ Тихон даёт понять, какими бы он хотел видеть взаимоотношения с вверенным его управлению духовенством:

«Его Высокопреосвященство просит: 1) анонимных доносов ему не присылать, ибо таковым не только не будет придаваться значение, но они не будут и читаться им; 2) в прошениях не писать КАВАЛЕРУ ОРДЕНОВ (духовные лица лишь сопричисляются к орденам, а не состоят кавалерами оных); 3) при представлениях не делать ему земных поклонов».

 

Здесь обращает на себя внимание тон и форма объявления: Его Высокопреосвященство не требует и не ставит на вид, а просит. В том же тоне выдержано обращение к будущим священнослужителям:

«Его Высокопреосвященство рекомендует ставленникам, приезжающим в г. Ярославль для рукоположения, не привозить с собою жен и останавливаться или в Спасском монастыре, где имеется помещение для ставленников, или у родных и близких знакомых, а не в гостиницах, где окружающая обстановка не способствует духовной сосредоточенности и молитвенному настроению, столь необходимым при рукоположении».

 

Официальная церковная пресса сообщает нам о предпринятых Архипастырем поездках с целью обозрения и ознакомления со своей епархией.

«26 апреля Высокопреосвященнейший Архиепископ Тихон в 9 ч. утра отбыл на пароходе «Самолёт» в Толгский монастырь… Из церкви Владыка проследовал в архиерейские покои, трапезу и на монастырскую гостиницу. Здесь Его Высокопреосвященство сделал распоряжение, чтобы номера не отдавались внаем приезжающим более чем на 3-е суток, и чтобы на монастырской кухне скоромной пищи по особому заказу господ дачников не изготовляли».

 

 

«15 мая Архиепископ Тихон посетил в семинарии экзамены по Священному Писанию, догматическому богословию и психологии, а на следующий день – Мариинскую женскую гимназию».

 

 

«Мая 19-го числа с утренним поездом железной дороги Высокопреосвященнейший Тихон выбыл в г. Ростов для обозрения церквей и монастырей Ростовских».

 

С 24-го по 30-е июня Владыка совершил поездку на пароходе, посетив при этом Мологу,  Югскую Дорофееву пустынь, Рыбинск.

«24-го июля Его Высокопреосвященством были осмотрены приходские церкви, находящиеся вблизи Толгского монастыря сел: Песочное, Пономарёво, Михайловское и Пазушино. Июля  27-го числа Высокопреосвященнейший Тихон выбыл из г. Ярославля в г. Романов-Борисоглебск для обозрения церквей».

 

«Октября 8-го числа, в 9 часов вечера на пароходе Высокопреосвященнейший Тихон выбыл со свитою из г. Ярославля для освящения храма в Алексиевском монастыре в город Углич».

«20 октября в 12 ч. дня Высокопреосвященнейший Архиепископ Тихон поездом выехал в г. Данилов …22 октября в 3 ч. пополудни Высокопреосвященнейший отбыл в с. Пречистое…, на другой день после Литургии Архипастырь выехал на лошадях в г. Любим».

 

Из тех же сообщений прессы мы узнаём, что Владыка в своих поездках, совершая богослужения, регулярно обращается с проповедями к своей пастве при большом стечении народа, общается с духовенством, даёт советы и наставления.

 

«Владыка обратился к братии (Толгского монастыря) с кратким сердечным приветственным словом, в котором, между прочим, заметил, что для монахов, оставивших «вся красная мира сего» единственным утешением является слово Божие, к ревностному изучению которого и призывает их Церковь, особенно в великие пасхальные дни. Только Дух Святый очистит и освятит ваши души до общения с Божеством».

 

 «Его Высокопреосвященством при посещении сельских приходов усмотрено, что некоторые кладбища содержатся в неисправном виде: кресты стоят покривившись, без перекладин. Ввиду этого Его Высокопреосвященство предлагает причтам сельских церквей позаботиться о приведении кладбищ в должный порядок».

 

«Октября 12-го числа к 8ч. утра приглашено было всё духовенство горорда Углича в Алексиевский монастырь. Архипастырь вёл беседу с духовенством об устроении дел церковных, приходских и семейных и др., пока не сообщили, что пароход сверху близко подходит к Угличу. Нужно было спешить для дальнейшего путешествия к городу Мышкину».

 

«Как в г. Данилове так и в селе Пречистом и г.  Любиме при всех встречах Архипастыря и за службами было громадное стечение народа и особенно в г.  Любиме, который не видел ни одного из святителей уже 18 лет».

 

Но не одни только уездные города Ярославской губернии посещал Владыка. В наступившем 1908 году он продолжил знакомство со своей епархией, для чего предпринял поездку, в ходе которой посетил многие сельские приходы, не переставая произносить проповеди и поучения, преподносить наставления и советы, проявлять интерес к жизни  и быту духовенства и мирян.

 

«Февраля 8-го числа в 7ч. утра Высокопреосвященнейший Тихон со свитою выбыл из г. Ярославля для обозрения епархии через г. Рыбинск… Первая церковь, лежащая на пути, села Покровского в Полозове была посещена Владыкою… Алтарь зимнего храма Покровской церкви помещается на самой средине на возвышении. Его Высокопреосвященство, вышедши из алтаря, по окончании многолетия, указал священнику о. Павлу Соловьёву на довольно просторное место, по правую сторону алтаря, где можно бы устроить придел…Владыка обозрел и летний храм и советовал переменить здесь антиминс, так как он от давнего времени потемнел и на месте подписи от чернильного пятна просёкся; на мраморном престоле спереди не сделано креста, - это Владыка заметил».

 

После этого Владыка посещает разные сельские церкви и монастыри Угличского и Ростовского уездов. Так, в Богоявленском женском монастыре он произнёс проповедь, в которой поучал: «Истинное монашество состоит в отречении от своей воли и свободы и в подчинении себя воле других, воле опытных духовных старцев: истинный монах ничего не должен делать без дозволения старца. Только такое подчинение духовнику или старцу доставит иноку плод спасения – Небесное Царство».

 

В церкви села Давыдова, имеющей придел в честь святителя Николая, Архипастырь призывал: «Так, возлюбленные братия, будем стараться благотворить не только тем, которые обращаются к нам с просьбою о помощи, но и тем, которые из робости и стыда не требуют её, хотя и нуждаются в ней. При этом будем стараться совершать дела милосердия благовременно, чтобы удержать ближнего от первого шага к пороку, и согласно с заповедью о тайной милостыне, в духе смиренномудрия и искренней любви к Богу и ближним, как к братьям своим».

 

Посещение Архиепископом Тихоном  храма в селе Воскресенском  совпало с днём празднования Иверской иконе Божией Матери. Владыка назидал: «Не прославления от нас больше требует Матерь Божия. Она ждёт от нас, как от послушных сыновей, покорного исполнения велений и заповедей Пречистого Её сына, желает видеть нашу добрую семейную жизнь».

 

Приближались дни Великого поста с их продолжительными и величественными богослужениями, и святитель Тихон, с уже ставшими привычными для ярославцев постоянством и усердием, не переставал являть пример ревностного исполнения своих архипастырских обязанностей.

 

«Февраля 24-го числа, в неделю сыропустную Высокопреосвященный Тихон служил Божественную литургию в Крестовой Воскресенской церкви (Спасского монастыря)… В тот же день в той же церкви Высокопреосвященнейший Тихон служил вечерню и в конце оной произнёс назидательнейшее поучение о прощении грехов взаимно друг другу и о том, чтобы зреть свои прегрешения и не осуждать брата своего. Сотворив отпуст, Владыка сам поклонился с амвона народу до земли, прося прощения… В первую седмицу Святого и Великого поста Высокопреосвященнейший Архиепископ Тихон в положенные дни на великих повечериях читал посредине храма в Крестовой церкви канон преподобного Андрея Критского».

По материалам "Ярославских Епархиальных Ведомостей" 1907-1908 гг.

Иерей Александр Запрягаев