Рассказ паломницы на Святую Землю (18 – 25 апреля 2012 года).
Святая Земля – наша духовная Родина, она притягивает к себе. Побывав там единожды, ощутив своё обновление и очищение, стремишься душой попасть туда снова. И вернувшись домой, окунувшись в привычную суету ежедневных дел и забот, продолжаешь оставаться там.
За короткое время пребывания на Святой Земле мы столько увидели всего, прикоснулись ко множеству святынь, столько событий из жизни Иисуса Христа, Божией Матери и апостолов, а также событий ветхозаветных было освещено и воспринято нами по-новому! Поэтому писать о Земле Обетованной очень трудно. Я попытаюсь поделиться своими впечатлениями об одном только её месте – Гефсимании, что находится в Иерусалиме, у подножия и на западном склоне горы Елеон, на левом берегу потока Кедрон (библейское название: долина Иосафата), к востоку от Старого города.
Прежде хочу сказать, что наша группа Свято-Тихоновского прихода посетила Святую Землю по приглашению Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, которая существует там с 1847 года. В 1858 году в помощь РДМ был учреждён Палестинский Комитет под председательством Великого князя Константина Николаевича. Первая мысль об устроении быта русских богомольцев на Святой Земле принадлежит Государыне Марии Александровне. Для практического осуществления этой мысли в 1859 году Иерусалим посетил Вел. князь Костантин Николаевич с супругой и сыном. Это было первое посещение Святой Земли особами императорского дома, оно благоприятно отразилось на дальнейших судьбах русского паломничества.
Благотворительную деятельность Миссии укрепил архимандрит Антонин (Капустин) (1817 – 1894), благодаря трудам и энергии которого, а прежде всего – любви к Богу и ближним, были куплены в разных местах Палестины участки земли, отмеченные ветхо- и новозаветными событиями священной истории, и отстроены на них храмы, подворья, странноприимные дома. За годы его начальствования (1865 – 1894) Миссия приобрела 13 крупных участков. Все они покупались на имя переводчика Миссии православного араба Якова Егоровича Халеби, без возможности покупки в кредит и исключительно на добровольные пожертвования из России. Исключение составил Гефсиманский участок, приобретённый на Высочайшее имя.
Ранней весной 1881 года Вел. князья Сергей Александрович и Павел Александрович отправились в Палестину, чтобы на Святой Земле отметить годовщину смерти своей матери, императрицы Марии Александровны. Здесь они облюбовали на юго-западном склоне Елеонской горы большой участок земли, который, с позволения турецких властей из Константинополя, приобрели в собственность царской семьи. Это место было переполнено древне-христианскими гробницами и пещерами, в которых мог молиться Иисус Христос с учениками, и «идёт косогором террасовидно, поднимаясь почти на целую треть Елеонской горы, и составляет теперь собственность Императорской фамилии, где возведена обетная церковь щедротами пяти Августейших братьев» (архимандрит Антонин, 1887): Государя Императора Александра III, его августейших братьев и сестры. Названа церковь во имя Небесной покровительницы Марии Александровны – святой равноапостольной Марии Магдалины. 21 января 1885 года Иерусалимский патриарх Никодим благословил закладку Гефсиманской церкви, а 1 октября 1888 года освятил её. На торжестве освящения присутствовали Вел. князья Сергей Александрович с супругой Вел. княгиней Елизаветой Феодоровной и Павел Александрович. С ними приехала старшая сестра Елизаветы Феодоровны принцесса Виктория Баттенбергская.
Проект русской церкви св. равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании составлен профессором Императорской академии художеств Д.И.Гриммом. Строительство храма проходило под руководством местного архитектора Франгиа и под надзором архимандрита Антонина (Капустина). Храм построен в русском стиле, однопрестольный, пятиглавый. Рядом небольшая стройная колокольня. Сооружён храм из светлого иерусалимского камня, как и многие другие постройки в Иерусалиме, и очень крепок, так что землетрясение 1927 года его не коснулось.
Храм стоит на террасе, на которую ведут две расходящиеся лестницы. С террасы паперти открывается превосходный вид на весь Иерусалим с окрестностями. Все наружные украшения выполнены из того же местного камня, что и сама церковь. Над входными западными вратами красуется большое мозаичное изображение св. равноапостольной Марии Магдалины, исполненное в Венеции. Смотришь на эту изящную церковь на склоне Елеонской горы, и она создаёт впечатление радостное, светящееся.
Живописные работы выполнялись многими известными художниками, в том числе иконы – кисти академика В.П.Верещагина. Живописец Сергей Иванов написал для храма холсты со сценами из жизни св. равноапостольной Марии Магдалины. Мы любовались самым большим из них над иконостасом, на котором изображена св. Мария, протягивающая красное пасхальное яйцо римскому императору Тиверию со словами: «Христос воскресе!» Прекрасен и запрестольный образ «Явление Ангела женам-мироносицам», написанный В.П.Верещагиным, копии которого хорошо известны в России.
Храм красив снаружи и внутри. Особенно хорош иконостас из белого итальянского мрамора, обрамлённый чёрной бронзой. Замечательны царские, южные и северные врата с ажурным металлическим орнаментом; клиросная решётка, паникадило, состоящее из двух обручей, висящих на цепях – из кованого железа; киоты, аналои и оконные рамы – резного дуба. Помост церкви и солея – мраморные, мозаичные. Решётки у солеи – кованого железа. Престол, в виде трапезы, состоит из старинной мраморной колонны, найденной у самого места Вознесения Господня. (Русский храм Вознесения Господня красуется на самой вершине Елеонской горы. В нём место погребения архимандрита Антонина).
Мы с благоговением приложились к ракам с мощами святых преподобномучениц Вел. княгини Елизаветы Феодоровны и её келейницы инокини Варвары, умученных большевиками в Алапаевске в 1918 году. Их останки были привезены в Иерусалим в 1920 году благодаря усердию сестры Великой княгини, принцессы Виктории Баттенбергской. В 1981 году, после прославления Русской Зарубежной Церковью обеих преподобномучениц, их гробы перенесли в сам храм. А в 1992 году и Русская Православная Церковь причислила Вел. княгиню Елизавету Феодоровну и инокиню Варвару к лику святых Новомучеников Российских. Сейчас их гробницы из белого мрамора расположены справа и слева от алтаря храма.
Слева перед алтарём находится икона св. равноапостольной Марии Магдалины с частицей мощей. Справа – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (Путеводительница), привезённая в 1939 году из Бейрута (Ливан).
В помещениях храма есть небольшие апартаменты, довольно просто обставленные, в которых отдыхали Августейшие паломники, находясь в Русской Гефсимании.
Одновременно с церковью был построен «верхний» домик, в котором жил архимандрит Антонин (Капустин). В настоящее время в нём живут гефсиманские священники. Есть на участке и «нижний» домик, называемый Поминальный в память Вел. князя Константина Николаевича (1827 – 1892), который положил основание всему, что ныне есть на Святой Земле русского.
Гефсиманские моления никогда не прекращались – храм никогда не закрывался, и сейчас он принадлежит Русской Православной Церкви. Сам же монастырь св. равноапостольной Марии Магдалины основан в 30-е годы XX века двумя сёстрами-шотландками, принявшими Православие. Нынешние монастырские стены по периметру всего участка были возведены значительно позже.
Лучшего расположения, чем то, которое занимает храм св. равноапостольной Марии Магдалины, выбрать было бы трудно: у подножия Елеонской горы он соприкасается с местом моления Иисуса Христа о Чаше, вблизи гробницы Богоматери, напротив Золотых Ворот Святого Града Иерусалима, красующихся на противоположной стороне Иосафатовой долины.
Кратчайший путь в Иерусалим к Золотым воротам для религиозных процессий ветхо- и новозаветного времени проходил через Елеонскую гору по лестнице. В 1931 году русским историком-археологом профессором Григорием Ивановичем Лукьяновым были расчищены последние оставшиеся ступени той лестницы, ведшие когда-то от Золотых ворот на вершину Елеона. В 808 году можно было различить со стороны города и до Кедронского потока 195 ступеней, и оттуда ещё 537 ступеней до вершины (Галина Майерталь. Гефсиманская обитель. Иерусалим, 2011). Профессору Лукьянову на территории Русской Гефсимании удалось расчистить семь ступеней и восемь – на противоположном склоне Кедронской долины, рядом с греческой церковью св. первомученика Стефана.
По этой лестнице совершался Вход Господень в Иерусалим. В память этого евангельского события, в Гефсимании, над последними сохранившимися ступенями лестницы в 1987 году построена маленькая открытая часовня с иконой «Вход Господень в Иерусалим», у которой мы помолились. Как же хотелось прикоснуться к отполированным, сглаженным временем ступеням! Но я только смотрела на них благоговейно и думала о том, что каждому из нас предстоит сделать своё восхождение по той единственной «лествице», которая ведёт в райские кущи, но пока на неё мы можем мысленно взирать только снизу вверх.
На территории Русской Гефсимании есть камень, на который, по преданию, Матерь Божия уронила Свой пояс для уверения апостола Фомы в Своём вознесении на Небо и как благословение для всех апостолов. Позднее часть святого пояса Богородицы оказалась на Афоне, где пребывает и поныне в Ватопедском монастыре. На террасе, чуть повыше камня, установлена икона в честь этого события. Мы преклоняли колена перед камнем, прося благословения у Царицы Небесной и Её заступничества.
На Елеонской горе есть Гефсиманский сад, в котором происходили новозаветные события. В нижней его части, где Христос молил Отца избавить Его от чаши страданий, растут 8 древних олив, возраст которых, предположительно, превышает 2 тысячи лет. Возможно, эти деревья – потомки тех, что были свидетелями посещения сада Спасителем, так как во время нашествия завоевателей оливы были вырублены, а нынешние, возможно, те, что дали от корня новую жизнь. Сейчас они стоят одряхлевшие, упокоенные и прославляют Творца, только мы этого не слышим – «безголосые славят душою» (иеромонах Роман). На их старой покоробленной коре греются на солнышке разноцветные юркие ящерицы. Очень хотелось провести ладонью по шершавой коре, почувствовать дыхание тысячелетий.
На месте, где Христос молился до кровавого пота, в 1924 году построен католический храм Моления о Чаше (Храм Всех Наций) на месте древнего храма IV – VI веков, разрушенного землетрясением в VII веке. Строительство нового здания велось на пожертвования 12-ти католических стран, и храм имеет 12 куполов.
Из Евангельского повествования мы знаем, что ученики Господни, апостолы, отдыхали и заснули, пока Он молился на Елеонской горе перед Крестным Распятием. В Гефсиманском саду показывают грот – пещеру учеников, где, предположительно, это происходило.
В Гефсиманском же саду Господь был предан Иудой Искариотом, и мы видели камень, на котором, по преданию, сидел Христос, когда Иуда подошёл к Нему и целовал Его.
В Гефсимании в храме Успения Пресвятой Богородицы находится ещё одна христианская святыня – Гробница Богоматери. Это подземный храм, принадлежащий грекам и армянам, с приделами Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Девы, и Иосифа Обручника, расположенных по бокам лестницы в 50 ступеней, которая ведёт вниз, к гробной пещере, находящейся в центре храма. Невозможно описать чувство, которое охватывает тебя, когда спускаешься к месту погребения Божией Матери, Чьё пречистое тело вместе с душой было взято Божественным Сыном на Небо. Время в этом месте не просто останавливается – оно, как будто, поворачивает вспять, и ты начинаешь реально ощущать события, происходившие здесь почти две тысячи лет назад.
Можно много писать о том, что за короткое время нашего пребывания на Земле Обетованной мы смогли посмотреть, но скажу только одно – это воистину Святая Земля!
Татьяна Базылева, апрель-май 2012 г.
Фото М.Каткова, Ю.Антонова, Н.Сметаниной.