Грех как норма
и первородный грех.
Новая самая популярная философия и идеология: не существует никакого греха! Хватит преследовать людей. Пришло время освободить их от чувства вины – идёт ли речь о взаимоотношении полов, о деньгах, о неверности, о лжи, об эгоизме, о сластолюбии, об амбициях, о свободном образе жизни и тысяче других вещей. Давно пора вырваться из пут, связывающих человеческое сознание и не дающих обрести счастье в краткой нашей земной жизни. Необходимо раз и навсегда покончить с муками совести. Современный человек, говорят нам, не хочет больше быть виноватым, и это законно. Он никому ничего не должен. Он отвергает инстинкт «виноватой совести», он изгоняет из себя этого внутреннего полицейского, который держит его в тюрьме.
Эта новая философия имеет глубокие корни. Вся история современной демократии может быть воспринята как постепенная победа личной невиновности над винами прошлого. Чувство «невиновности», независимости – это и есть наше счастье. Попытки отстоять его были во все времена, особенно активно начались они в XVII – XVIII веках. Но с началом третьего тысячелетия они обретают всеохватывающий характер. «Невидимая рука» свободного рынка преобразует эгоизм в добродетель «homo economicus». Падение коммунизма привело к узакониванию материального неравенства и сделало малозначащими социальные протесты. Торжествующий индивидуализм превращается в нравственную норму, в принцип «каждый за себя». Идеи долга, верности, хранения слова и т.д. становятся условными в «быстро изменяющемся мире».
Эта «невиновность» современного человека обнаруживается и в новом прочтении истории. Прошлое оказывается под постоянным судом настоящего. Мы утверждаемся в мысли, что мы менее виновны, чем наши предки, ощущаем себя видящими более ясно, чем они, более способными ужасаться несправедливостям тех времён. Постоянное обвинение их укрепляет нас в сознании собственной невиновности.
Дело освобождения человека от вины, предпринятое наукой с XVIII века, принесло свои плоды. Психоанализ, социология, психиатрия, генетика, антропология сделали относительными понятия добра и зла, показав, что мы – игрушки слепых сил, биологических и социальных, и это в значительной степени объясняет наше поведение. Многие западные социологи сегодня уверенно говорят о лёгкой прагматической этике, вытесняющей вчерашние понятия запретов и долга. Человек, обретающий свою «невиновность», может наслаждаться жизнью, свободной от всякого морализаторства.
Вся современная массовая культура ( и точно так же культура, претендующая на утончённость) за редким исключением ведёт широкомасштабную наступательную войну против остатков «виноватой совести». Человечество приглашается навсегда распроститься с устаревшим понятием «стыда». Это приглашение, вернее сказать, требование чаще всего направлено против христианской нравственности, которая представляется источником наших сокровенных страданий. Христианство, утверждает она, делает человечество непрестанно виноватым.
Состояние «невиновности» - та жизнь человечества, которую ему уготовляет современность. На смену «тирании» совести должен прийти гедонизм без комплексов, без каких-либо попыток его подавления. Но нет ничего страшнее совести, всегда уверенной в своей правоте.
Против христианского догмата о первородном грехе, против идеи «падшей человеческой природы», утратившей свою первозданную невинность, активно выступали в своё время философы Запада. Но для внимательного духовного взора жизнь – даже в чисто внешнем аспекте – подтверждает истинность этого учения Церкви. Революционный хаос и террор во Франции в 1792-94 годах был следствием забвения греховного состояния человека. Попытка создать «естественный порядок», отвергнув учение Церкви, не могла не привести и к тем рекам крови, которыми прославилась в XX веке революция в России. Не надо было быть просвещённым богословом, чтобы видеть это. Люди подлинного таланта и культуры во все эпохи отвергали атеистическую «невинность». Вспомним замечательные слова Бодлера: « Самая великая хитрость диавола заключается в том, чтобы убедить вас, что его не существует».
Нам необходимо снова и снова возвращаться к христианскому учению о первородном грехе. Этот догмат представляется настолько фундаментальным, что его отрицание уничтожает, по сути, всю христианскую культуру, всё христианство. Первородный грех напоминает нам, что зло не есть нечто внешнее по отношению к человеку, но с него начинается всё, что происходит в человеческой истории. Зло уже здесь, в глубине нас самих, а не только в других. Зло – в подлинном первоначальном значении – прежде всего в нас, а не в общественных условиях. Христос заповедует нам начать с уничтожения зла в нас самих, а не с того, чтобы убивать тех, кого мы считаем так или иначе злыми.
Бессознательное отвержение первородного греха – во всех бунтах, революциях, в коммунистической революции Маркса-Энгельса, в мессианском фанатизме Гитлера: «Человечество, я даю тебе последний шанс!» В нём – полное и решительное освобождение человека от ответственности, а также оправдание самых чудовищных злодеяний палачей большевизма и нацизма ради всеобщего блага. В нём, несмотря на все недавние уроки истории, - нынешнее утверждение греха как нормы, которое с неизбежностью приведёт человечество к глобальной катастрофе. В то время как первородный грех, попущенный Промыслом Божиим, должен стать, когда он осознан, золотой преградой на пути окончательной гибели человека. И возможностью принятия им благодати вечного спасения. Догмат о первородном грехе позволяет нам избежать отчаяния при виде нашей греховности и зла в мире. Кроме того, это вызывает у нас сострадание к другим.
Ограничение или свобода от запретов – вот перед каким вопросом неизбежно оказывается общество. Что определяет человека – вольное подчинение общепринятым нравственным нормам или усилия, которые он предпринимает, чтобы освободиться от них? В современном обществе господствующая культура – культура свободы от ограничений. Всё большее число людей полагают, что они современны в той мере, в какой освобождаются от прежних норм. Все рекламы, афиши, экраны, телевидение, воздух, которым мы дышим, напоминают изо дня в день об этом предпочтении большинством свободы от ограничений. Оно преподносится со знанием дела. В нём, помимо всего прочего, прекрасный способ предотвратить возвращение «нетолерантности» или «дискриминации меньшинств». Здесь - утверждение культурного, этнического, конфессионального плюрализма, который заранее делает подозрительными или маргинальными всякие попытки оспорить его. Но мало кто замечает, что такой настрой всё более приближает мир к упразднению самой идеи ограничения.
Самое страшное, что сейчас происходит, - исчезновение человеческого в человечестве. Не хочется предсказывать, что будет, но ясно, что мир всё более погружается во мрак релятивизма и нигилизма. И это сегодня, наверное, самая ощутимая проблема для всей планеты.
Мы постоянно напоминаем об особенностях зла в сегодняшнем мире. Зло становится всё более организованным. То, что было в минувшем веке – большевизм и нацизм – только прелюдия. Благодаря новейшим техническим средствам оно может сразу войти во все дома в любое мгновение с любым непотребством. И всё более за этой организованностью ощутимо присутствие организующего её. Зло становится более открытым, потому что сознаёт свою силу и безнаказанность. Оно становится всё более обыденным и всё меньше встречает сопротивления, хотя, казалось, должно бы быть наоборот.
Отвержение догмата о первородном грехе с неизбежностью приводит к утверждению греха как нормы. Зло всё более возрастает в мире и будет возрастать. Однако заблуждение думать, что оно освобождает нас от главного выбора или делает этот выбор как бы не зависящим от нас. Живая рыба способна плыть против течения, а дохлую и полуживую сносит потоком. Необходима воля к сопротивлению. То, что мы отстаиваем, есть безмерное достоинство человека, которое заключается в его свободном выборе. Этот выбор возвращает нас к ответственности, которую никакая наука, никакая техника, никакая механическая или генетическая фатальность не могут упразднить. Человеческое в человеке существует, потому что вопреки всему мы хотим остаться людьми. Самое главное, что мы должны помнить: мир начался Богом и закончится Богом.
Протоиерей Александр Шаргунов.
Журнал «Русский дом»,2011,№7 (в сокращении).