Своими размышлениями на тему проведения новогодних каникул и подготовки к встрече праздника Рождества Христова с читателями портала Православие.Ru делится преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии Лидия Константиновна Павлова.
– Лидия Константиновна, приближается Новый год, а затем – православное Рождество Христово. Христос рождается во плоти, и именно от Его Рождества мы исчисляем Новый год. Однако в России сегодня празднуют сначала Новый год, а потом, через неделю – Рождество Христово. Как же нам провести эти праздничные дни достойно, так, как подобает православному христианину?
– Нашим внутренним состоянием должны быть любовь и благодарность. Мы должны быть благодарны Господу за то, что прожили еще один год, возблагодарить Бога с надеждой на то, что будущий год принесет нам и радость, и надежду, и любовь.
Календарные расхождения не должны смущать нас. Григорианский календарь появился аж в XVI веке, полторы тысячи лет спустя после юлианского календаря! И Россия всегда жила по юлианскому календарю. И только тогда, когда в России воцарились «Ленин и компания», состоялся переход на этот григорианский календарь.
В те годы и в Церкви слышались такие голоса: «Может быть, и нам, как и католикам, перейти на новый стиль?» Но Церковь сохранила юлианский календарь, ведь именно по нему рассчитывается день Пасхи Христовой.
Так что именно введение большевиками в 1918 году григорианского календаря создало ситуацию, в которой светский Новый год празднуется раньше Рождества Христова. Странная, конечно, получается картина, особенно в последние годы, когда все дни между Новым годом и Рождеством стали официально выходными. И, действительно, люди устают от этих «праздников». Хотя, казалось бы, должно быть наоборот!
– А как вы думаете, почему изменение календаря оказалось одним из первых нововведений большевиков? Неужели трудящиеся были так сильно заняты этим вопросом?
– Знаете, мне кажется, это не вопрос календаря. Это очень тонко продуманная политическая технология. Потому что самостийный переход России на григорианский календарь привел к тому, что все у нас перепуталось. До этого в нашей стране все шло своим чередом (как сейчас в Европе). Там празднуют вначале не Новый год, а Рождество. Новый год вторичен. А у нас Новый год «выскочил» вперед, и самая строгая неделя Рождественского поста у нас тоже вся спуталась.
Потому что в эту неделю нам, православным людям, надо вести себя более аскетично, не правда ли? Ведь Рождественский пост – не самый строгий, и позволяет нам достаточно «либерально» его провести: ведь и рыбу можно вкушать, и елей. А на последней неделе пост усиливается, и Церковь призывает нас к тому, чтобы мы не плясали, не скакали, а следовали веками устоявшимся православным традициям и правилам Святой Церкви, чтобы достойно встретить Рождающегося Христа.
– И, наверно, надо задуматься и о том, что Новый год – это новый год, начиная от Рождества Христова, а иначе – бессмысленный праздник?
– Да, конечно. Ведь так и получается, что праздники эти бессмысленные. Получается, что Новый год бессмысленно «впрыгивает» в нашу жизнь, все путая в ней! Но люди, которые произвели эту «цивилизационную катастрофу» в 1918 году, все продумали! Они были грамотными людьми. Это календарное изменение привело к тому, что у России украли Рождество. Вы сейчас меня спрашиваете: а как же православным-то себя вести? Прошло почти 100 лет, но этот вопрос тревожит нас в не меньшей степени и сегодня. Что же делать православным?
Знаете, когда в нашем Николо-Угрешском монастыре совершается новогодняя Литургия, вокруг мирной обители царит настоящий шабаш: треск петард, шумный гам улиц, пестроцветье и хаос звуков, пьяные выкрики и ругань… Но один из мудрых священников сказал: «Люди, которые сейчас запускают петарды, которые празднуют, они ведь тоже жаждут счастья!» А что такое счастье? «Счастье» – этимологически – это «часть, дарованная Господом».
Но наши соотечественники, по большей части, не знают о том, что Рождественская звезда, символом которой и являются все эти фейерверки, еще не зажглась! Еще немножечко, всего одну неделю надо потерпеть! А заранее – пожалуйста, не надо! И елку заранее тоже не надо ставить, потому что мы ведь забыли: елка – это символ вечной жизни Христа, это символ того, что смерти нет!
Елку всегда ставили на Руси только в сочельник, перед Рождеством Христовым. Пожалуйста, не надо ставить ее раньше! Ведь и главная проблема нашей жизни сегодня в том, что мы все торопимся и торопимся… Мы бежим по улицам, мы всюду опаздываем, мы бежим по жизни, а жизнь проходит…
– Пытаемся предвосхитить события…
– Да. Этот ритм жизни сегодня распространяется на все, даже на помидоры, которые научились выращивать в течение одной ночи! Куры несутся искусственно: им вместо ночи создают день. Нас повсюду сегодня окружают суррогаты: суррогаты овощей, суррогаты продуктов, суррогаты нашего сегодняшнего бытия, суррогаты общения и суррогаты праздников. А может быть, нам надо немного «притормозить», несмотря на то, что Новый год сегодня довольно плотно вошел в современную культуру?
Для нас всех новогодние дни – это тайна: это глубокие белые снега за окном, уютный теплый очаг, тихие семейные вечера, восхитительное предчувствие Рождества! И даже то предновогоднее настроение, которое царит сегодня на улицах – это ведь, если вдуматься, тоже рождественское настроение! Просто люди забыли о том, когда и как надо праздновать! А это, в свою очередь, является следствием тщательно, на века, продуманной политтехнологии.
И очень хорошо, что наш Президент в своих последних выступлениях заговорил о «возвращении к нашей традиции», напомнил о том, «… что мы – не такие, как все». Что мы – особенные, ни на кого не похожие! Что Европа, которая справляет Рождество в свой срок по григорианскому календарю (25 декабря), – это все-таки Европа. А у нас Россия: и Рождество Христово мы празднуем 7 января. Празднование Нового года в Европе – вторично, но ведь и у нас так было когда-то, так давайте вспомним об этом!
Конечно же, в первую очередь, об этом должны помнить православные люди. И должны находить ту форму встречи Нового года, которая соответствует календарю, по которому живет наша Церковь. Мы все должны уважать эту церковную традицию!
Конечно, не возбраняется нам встретить эту новогоднюю ночь за праздничным столом, но нужно, чтобы стол этот, несомненно, был постным. Если придут к нам близкие, родные люди, то мы с радостью пообщаемся с ними в эту новогоднюю ночь. И это прекрасно, потому что мы так мало общаемся, так редко видимся, мы так далеко ушли друг от друга: дети и родители, родственники и близкие люди. Если быть откровенными, сегодня «дружество» превратилось в какое-то «сотрудничество», что ли. А понятия дружбы, любви, родственности вообще ушли куда-то. И поэтому лишний повод собраться за одним столом, поговорить, пообщаться, согреться сердцем друг от друга, – это всегда хорошо.
– Лидия Константиновна, в советское время, когда Церковь была гонима и представляла собой своеобразное гетто (мы правда тогда этого не понимали во всей полноте), все-таки не существовало такого острого противостояния между гражданским празднованием Нового года и церковной традицией. Я помню, как после новогоднего молебна в Академическом храме Московской духовной академии, семинаристы запасались в магазине консервами: в эту ночь, по-моему, позволяли рыбу (снисходя к человеческой слабости), но это все было как-то скромно.
Да и в масштабе государственном встреча Нового года совершалась тоже скромно: сравнить хотя бы «Голубые огоньки» советского времени с сегодняшней вакханалией, заполонившей буквально все телеканалы. Более того, сегодня общество стремится всеми путями предвосхитить праздники и продлить их! Например, праздничные украшения и елки на улицах появляются сейчас чуть ли не в октябре. О чем это свидетельствует? Может быть, мы сошли с ума?
– Да, слегка сошли с ума! И не только мы, но и весь мир. Сегодня весь мир живет в эпоху неоязычества: поклонения телу, поклонения удовольствиям. Сегодня тоже требуют лишь «хлеба и зрелищ», так что в этом смысле мы вполне вернулись в Древний Рим. А вот если мы вспомним советское время, тогда у нас было два настоящих праздника: День Победы и Новый год. И мы ждали этого праздника, Нового года, и он был добрым, радостным и свободным от идеологических привязок.
А сегодня он превратился в чисто языческий – даже не праздник, а какой-то угар потребления. Несомненно, что следствием этого угара будет душевная и духовная пустота. И люди до такой степени «угорают», что напрочь забывают, что «зимняя Пасха» у нас – 7 января… Многие из нас «подбредают» к этой дате уже практически обессиленными: и физически, и нравственно. Это ведь очевидно, это чувствуют и ощущают все!
А ведь Господь все видит! Но знаете, по-моему, это даже хорошо, что так происходит сегодня. Потому что каждый православный человек – это воин, и сегодня совершается испытание каждого из нас. Испытание Новым годом! Выдержишь ты или не выдержишь, пройдешь ты это испытание или нет. А если пройдешь, то, как говорил старец Паисий Святогорец: «Господь ведь не жесток, и после каждого испытания обязательно будет утешение». Поэтому, если ты выдержишь испытание этим потребительским, неоязыческим «праздником», то достойно встретишь Рождество. А Рождество встретит тебя! Это же чудо, просто чудо! Это испытание на прочность.
Не надо бояться Нового года, нужно подходить к нему, как воин. Вспомним слова Генералиссимуса Суворова: «Война проиграна тогда, когда воин понимает, что он проиграл». Надо подходить к Новому году, зная, что ты не проиграешь.
Для себя лично я нашла выход из положения. Не только в нашем монастыре, но и в других монастырях и храмах служатся новогодние Литургии, приходя на которые, мы как бы «прячемся» от мира. И храм тут выступает как корабль, который несет нас по этому бурному житейскому морю, а мы прячемся на нем. Он спасает нас от вакханалии потребительства и каких-то низменных удовольствий. Ведь, если разобраться, то, что нас сегодня окружает в мире, что изрыгается на нас с экранов телевизоров, что творится в праздничные дни на наших улицах – это просто чудовищно…
Порой мне кажется, что это даже не веселье, а безумие! Конечно, у нас утрачена праздничная культура, но сохранились родники чистоты… Мы и должны выбирать эти чистые родники: пусть вокруг хаос, но родники-то есть! Надо об этом помнить всегда, потому что смысл нашего бытия сегодня – не искать негатива, а искать только позитива! И мы должны благодарить Бога за то, что прожили еще один год.
– Да, ведь каждый прожитый год – это некий итог, и мы должны, обязаны подумать о том, чем был ознаменован для нас год прошедший. Не то, чтобы подвести какие-то итоги, но просто задуматься, и, прежде всего, о себе… Как нам собраться с мыслями в этом угаре псевдо-праздника?
– У старца Паисия есть замечательное выражение, что «нами сегодня управляют машины, и наши сердца становятся железными». Но Бог сильнее всех машин, добро всегда сильнее зла, и над нами Покров Пресвятой Богородицы. Но мы и сами должны не плошать, мы должны понимать, что к чему. У каждого из нас найдется сколько-то близких людей, у каждого из нас найдется возможность и время для общения с этими людьми. И пусть даже твой ближний – не твой соотечественник, но даже если мы с ним не одной крови, все равно должны быть едины душой. Это наше главное богатство.
Наступает последний день 2013 года. Давайте вспомним о том, что каждый из нас сделал в этом году достойного, а что пока не получается, над чем еще надо работать в себе. Вспомним о том, что произошло не только в нашей жизни, но и в обществе, в социуме, в стране, в которой живем. Потому что наконец-то сегодня мы вспомнили, что мы – граждане одной великой страны. Это особенно ярко показала замечательная выставка «Православная Русь. 400 лет Дома Романовых». Люди стояли в длинной очереди не к Мавзолею Ленина, а чтобы попасть на эту выставку! Они живо интересовались нашим прошлым, нашей историей, ушли, наконец, от инфантилизма, от равнодушия… И главное, люди вспомнили, что Россия – это мы, и мы единственная страна, ни на кого не похожая!
Да, мы прожили еще один год. 13-й год в истории России всегда был замечательным, во все века! Если мы вспомним 1613 год, 1713 год, 1813 год, 1913 год, то можем отметить, что это все выдающиеся вехи отечественной истории. И 2013 год тоже не был так уж печален, и мы, пусть даже на маленький шажок, но продвинулись к факту осознания себя наследниками великой России. И это я считаю самым значительным достижением всех граждан нашей богохранимой страны за прошедший год!
Православие ру