Победа земная и небесная.
Протоиерей Александр Шаргунов.
Сегодня Церковь, призывая свергнуть запинающий нас грех и с терпением проходить предлежащее нам поприще, напоминает о том, что Господь вместо предлежащей Ему радости претерпел Крест.
Задумаемся в свете Креста о путях Божиих в истории, которые столь часто - «не наши пути», о судьбах России, о революции, о святом мученике Государе, обо всём, что происходит в мире. Постараемся увидеть в этом свете всё, что совершается лично с каждым из нас. Совершенно очевидно, что успех или неуспех всякого начинания и предприятия зависит от того, насколько с нами Бог. «С нами Бог» - вот что с предельной силой означает распятие Христово. За грехи и беззакония наши предано поруганию наше Отечество, и мы терпим поражение за поражением. Сколько раз Ты спасал нас, Господи, заповедью Твоею, светом лица Твоего! А теперь Ты не хочешь идти с нами, потому что мы идём с силой мира сего. И мы становимся, как говорит псалом, добычей ненавидящих нас, но мы не можем забыть Тебя!
Но мы не должны ни на мгновение забывать о том, что Крест – не только сила, но и немощь, не только победа, но и поражение. В самом деле, разве Господь обещал Своим земное благоденствие? Разумеется, Он дал хлеб расслабленному от усталости и голода народу, но Он сделал это для того, чтобы научить, что есть другой Хлеб, сшедший с небес, и для того, чтобы дать этот Хлеб пришёл Он в мир. Он не обещает радостей земных Своим друзьям – Он возвещает, что они будут гонимы за имя Его.
И в политическом плане мы приходим к таким же утверждениям. Если бы верность Богу всегда была источником исторических побед, успех народов был бы доказательством благословения Божия, а неуспех – отвержения. «Посмотрите, - говорят, - на Америку и Европу, каким они наслаждаются благополучием и миром! И всё это потому, что народы их не отступили от веры и нравственности, как Россия, которая вполне достойна теперь своей печальной участи». Но ничто так не опасно, как подобный скорый и поверхностный суд, который видит в успехе оправдание. Это ещё надо действительно разобраться, какая там вера, и насколько прочна там нравственность, и кто на самом деле ближе стоит к Кресту Христову. Возьмите, например, Голландию и Швецию, которые опережают другие страны по материальному процветанию и всевозможным демократическим свободам, и в то же время никому не желают уступать первенство по распространению разврата и числу самоубийств.
И священная история Ветхого Завета свидетельствует, что избранный народ мог быть исполненным скорби народом, а победа языческих народов вовсе не означала их избрания. Тем более в Новом Завете – странно было бы предаваться земным иллюзиям. Как будто Христос не бежал от толпы, которая хотела сделать Его царём. Как будто Он не противопоставлял Божие и кесарево. Как будто Он на вопрос Пилата: «Ты – Царь Израилев?» - не дал решительного ответа: «Царство Мое не от мира сего». Однако есть Божий суд в истории, ибо вся история как бы пронизана тайной Креста, и эта тайна упраздняет одновременную, на одной плоскости лежащую взаимозависимость правды и счастья.
То же самое следует сказать о судьбе нашего последнего святого Царя-мученика, который является символом подлинной России. Противники его канонизации строили свои доказательства, прежде всего, на ложном, крестоборческом богословии: «Государь, - допускали они, - смертью своей искупил личные грехи, но не более». Книга Иова многострадального напоминает нам, как опасны подобные заблуждения. В ней – ответ на очевидный соблазн, который составляет несправедливость этого мира, где невинные столь часто являются жертвами, в то время, как гонители их торжествуют.
«Где же Бог?» - в отчаянии вопрошают ревнители земной правды. Бог – на Кресте. Он научает нас ценить земное согласно его значению. И Бог раздаёт богатства Своим врагам точно так же, как друзьям. Он светит солнцем и дождь посылает на неблагодарных и злых, чтобы, как говорит святой Иоанн Златоуст, сделать их безответными в день суда, а праведникам, беззаконно мучимым, воздать большим утешением. А может быть, для того, чтобы луч света так коснулся однажды кого-нибудь из злых на земле, что перевернулась бы его душа, и он с изумлением взглянул на милосердного Господа.
Вспомни сегодня каждый из нас, как щедро одаряла тебя жизнь, чтобы ты увидел Жизнеподателя. Но задумайся и о том, чего и зачем ты в жизни был лишён, - может быть, здоровья, или, может быть, брака, или удачи в любимом деле, или самого близкого человека. Крест – временное поражение – не даёт удовлетвориться земным. Он открывает душу вечной жизни. Но Крест не противоречит земному плану, потому что он предполагает его существование. Земное – это плоть, которой нельзя пренебрегать, потому что она дана нам Богом. И тайну тела, как тайну души, мы не можем никогда до конца постигнуть. Единственное, что мы знаем о нашем теле, - с этим телом мы умрём и воскреснем.
Тайна творения и искупления – единая тайна Божественной любви, которая нам говорит:»Какая польза человеку (или какая польза народу), если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16, 26).
Журнал «Русский дом»,2008,№ 9(в сокращении).