Перейти к основному содержанию
Главная
По благословению Митрополита Ярославского и Ростовского Вадима
Помолитесь о строительстве храма

Во все трудные времена, которые переживала Россия, наш народ объединялся вокруг Церкви, вокруг Храма.

  • Главная

  • Жизнь нашего прихода
    • События
    • Творчество наших прихожан
    • От наших паломников
  • Встреча с православием
    • Православие в жизни
    • Актуальные вопросы
    • Святоотеческое наследие
    • Проповеди
    • Православный праздник
    • Святые и подвижники
  • Расписание богослужений
  • Православное военно-патриотическое объединение

  • Строительство храма
    • Фото строительства
    • Видео строительства
  • О патриархе Тихоне

  • Фотоальбом
  • Видеоальбом
  • Аудиоальбом

  • Библиотека
    • Фонд библиотеки
    • Беседы у книжной полки
  • Воскресная школа
  • Контакты

Как возникла масленица и как ее проводить?

Вопрос:

 

Как Православная Церковь относится сейчас и относилась раньше к празднованию Масленицы?

 

Юлия

 

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Борис Кустодиев. Масленица

Это последняя приготовительная седмица перед подвигом Великого поста. «Масленица» – название народное. В богослужебных книгах и календаре она называется сырной седмицей, потому что по уставу можно вкушать только сыро-молочную пищу и рыбу. Воздерживаясь от мяса, мы предочищаем себя телесно и постепенно проникаемся светлым предчувствием поста. Богослужебные особенности сырной седмицы и история церковного устава полностью опровергает ложное мнение, что масленица восходит к некоторым языческим обычаям.

Как повествуется вСинаксаре (в субботу сыропустную), византийский император Ираклий (610 -640) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав. 

Будучи приготовительной, сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде. Её значению противоречит объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение. На сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В среду и пятницу не служится Литургия, в эти же дни нет поста. На Часах произносится молитва преп. Ефрема Сирина с преклонением колен. В воскресный день этой седмицы Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. «Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими» (Синаксарь в сырную неделю).

Вечером воскресного дня совершается чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощение, они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили св. Четыредесятницу в великих аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до недели Ваий.

Сложившийся на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость» (И.Шмелев. Лето Господне). Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год.

Заканчивается сырная седмица прощённым воскресением. Вечером – заговенье на Великий пост.

Православие ру

  • Главная
  • Фотоальбом
  • О патриархе Тихоне
  • Контакты