Вопрос. Слышала, что христиане должны ходить в храм каждое воскресение. Я не против этого, но меня пугает строгая обязательность, о которой говорят все священники. Юлия.
Отвечает епископ Дмитровский Александр.
В Ветхом Завете на скрижалях закона Моисеева была дана человеку заповедь: «Шесть дней делай и совершай в них дела твои, а день седьмой Господу Богу твоему» (20,9).этот день по-особому благословлен Богом, потому что он является образом того седьмого дня творения, в который почил Господь от своих дел. Повеление Божие о почитании седьмого дня и посвящении его Богу остается нормой для христианина, как программа-минимум в его духовном становлении и укоренении в жизни церковной.
Если мы внимательно прочтем описание Евангельских явлений Христа после воскресения из мертвых, то увидим, как Господь Сам приучал Своих учеников к собранию в этот день. Мы знаем, что первое явление собранным вместе ученикам было в вечернее время первого дня после Его воскресения. Ему не стали преградой даже закрытые двери горницы, в которой собрались апостолы. Именно тогда вместе с даром благодатного мира Он преподал им власть и силу прощения грехов: «… примите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20, 22-23). Апостола Фомы тогда не оказалось среди них, и ему тоже очень хотелось увидеть Учителя и Господа и быть свидетелем Его воскресения, но Господь исполнил его просьбу только спустя неделю в следующий воскресный день, когда все Его ученики снова оказались вместе.
Конечно, лучше, если человек переживает как пребывание перед очами Божиими каждое мгновение своей жизни. Все его мысли, слова и поступки становятся тогда устремлением к исполнению воли Небесного Отца, прославлением имени Божия на путях своей жизни. Этому учит нас и апостол Павел: «Непрестанно молитесь»(1Фес.5,17). Но это возможно только тогда, когда благодать коснется человеческого сердца и зажжет его любовью к Господу. Такому человеку о седьмом дне ничего объяснять не нужно – всякий его день и так принадлежит Богу, как и он сам, а частое участие в церковном богослужении – постоянная потребность его души. Но для нас исполнение заповеди о седьмом дне – необходимость, чтобы незаметно для нас самих мы не оказались вне благодатного церковного образа жизни. Согласно древним Апостольским правилам, если человек три воскресения подряд без уважительной причины пропустил общественное богослужение, т.е. не участвовал в Божественной литургии, он сам себя отлучил от церковного общения. И это не какая-то внешняя административная кара, а констатация факта – жизнь в Церкви немыслима без участия верующих в Евхаристии и соборной молитве: «… где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»(Мф.18,20).
Юрий Шичалин, филолог, учредитель классической гимназии.
Я считаю, что мы бываем в храме не просто из чувства долга. Ведь у Церкви на все случаи жизни и для всех сторон нашей души и нашего ума, для нашего сердца и всего нашего существа есть неистощимая полнота Божественной благодати. Приобщение к ней оказывается для нас в этой жизни драгоценной помощью и дает нам никак не заслуженную радость, несмотря на все наши несовершенства и очень малую способность полноту этой радости вместить.
Повторяемость служб – каждые сутки, каждую неделю, каждый месяц, каждый год – как ничто другое приспособлена к нашей немощи. Если монашествующим дано в полноте участвовать во всех этих службах и насытить свою жизнь молитвами за весь мир, то нам, мирянам, с нашей погруженностью в каждодневные заботы, дана возможность в выходной воскресный день выйти из этого круга забот и пойти в храм. То есть хотя бы часть своего досуга посвятить душе, воскреснуть душой, открыться Церкви, а тем самым поручить себя ее благодатной опеке. Когда нам удается быть в храме каждые субботу и воскресение, эта благодатная помощь обязательно сказывается на всем ходе нашей жизни.
Журнал «Нескучный сад», 2007, № 1-2