Владимир Николаевич Крупин, писатель.
Конечно, без прогресса никуда. Но в искусстве лучший прогресс – это следование традициям. Европа оттого превознесла русский модерн, что уже пресытилась своими «выкаблучниками». А так, модерн бездушен. Это «выдрючивание» есть обслуживание своего круга. Но «свой круг» хочет постоянно расширяться и влиять на все круги, внаглую доказывает, что, например, картина «Чёрный квадрат» - это гениально (куб, вечность, тайна, бесконечность, приход в Россию большевизма… всего наплетут), а васнецовские «Три богатыря», «Алёнушка» - раскрашенные фотографии.
Ну, ладно. Всё это было. Эренбург, например, называл статуэтку, изображающую спокойного слона, пошлостью, а скульптурку слона в период половой страсти, поднявшегося на дыбы, гениальной. Всё им бури хочется. Тот же «Чёрный квадрат». Дикость же. Но горланят, заставили правительство покупать эту черноту за миллионы.
Но расскажу о том, что было недавно и, конечно, нашими тэвэшниками народу не рассказанное. На стене были помещены репродукции картин Нестерова, Левитана, Куинджи, Малевича, Шагала, Кустодиева, Кандинского, ещё кого-то. Перед каждой поставлен столик, а на него – стакан молока. Молоко свежее, налитое из одной банки.
Вопрос: в каком стакане молоко скисло быстрее? Подсказать? Зачем, все и так сразу сообразили. Конечно, у «Чёрного квадрата». Всех позднее – у «Берёзовой рощи» Куинджи. Вспомним её радость, простор, свежее дыхание.
Ещё доказательство, показывающее не только пошлость, но и вред модернистов всяких. Коровы прибавляют надой, когда звучит классическая музыка и, соответственно, убавляют его при грохоте всяких тяжёлых и лёгких металлистов. Птицы несутся лучше, цветы цветут, а не вянут, когда слышат, а они слышат, Чайковского и Глинку.
То есть, коровам и траве понятно то, что не доходит до демократических искусствоведов.
В сокращении – из журнала «Русский дом», 2010, № 11.