О том, что было от начала,
Что мы слышали, что видели
Своими очами, что рассматривали
И что осязали руки наши, о Слове жизни
( Первое соборное послание
св. ап. Иоанна гл.1; 1)
Воспоминания паломника.
Подготовка
Хочу предложить, Вам, дорогие мои, свои воспоминания паломничества во Святую Землю. Происходили эти события в апреле 2011 года. Я был не один, нас было трое и все мы являемся прихожанами храма во имя иконы «Нечаянная Радость» Свято-Тихоновского прихода г. Ярославля. В настоящее время ведется строительство Свято-Тихоновского храма, во имя Патриарха Тихона, прославленного в лике святых и, кстати, являющегося, почетным гражданином города Ярославля. Об этом последнем хорошо бы вспоминали почаще власть имущие нашего города. С нами в группе, так же были насельницы Толгской женской обители. В общем -то нас из Ярославля была большая часть группы, состоящей из 35 человек. Были и из Москвы, Подмосковья и немного из других городов России.
На этом этапе, моего, повествования хочу Вас провести по времени предшествующему паломничеству.
В какой момент моей жизни у меня появилось желание посетить Святую Землю, проследить мне трудно. Но начать хочется с эпизода удивительного, даже чудесного. Однажды мне была подарена бумажная икона «Вход Господень в Иерусалим», похожих икон много привозят из Святого Града Иерусалима. Вместе с этой иконой был камушек. Откуда точно этот камушек я не знал, да и не знаю сейчас. Знал только, что из Иерусалима. И этот подарок был настолько мне дорог, что я иконку поставил на полочку, ко всем иконам, а камушек носил с собой. И время от времени доставал его и размышлял, что вдруг он отколот на том месте, где Господь ходил. И так мне от этих мыслей тепло становилось, что желание возникло самому посмотреть эти места. Однажды, оказавшись в центре города без денег, которых не было даже на проезд в транспорте, я пошел пешком домой. По дороге нащупал в кармане камушек и, зажав его в руке, идя дорогой, молился. Дойдя до одной из остановок, я неожиданно наткнулся на 50 рублей валявшихся на дороге, подняв их, перекрестился, поблагодарил Бога за милость, и дальше поехал уже на маршрутке.
Желание попасть на Святую Землю возрастало.
Жену мою Господь сподобил однажды побывать в Иерусалиме в храме Гроба Господня. Куда она ездила в однодневную экскурсионную поездку, отдыхав в Египте. Привезла подарочков и массу впечатлений. Видев на моем лице неописуемую радость от слушаемого рассказа и от привезенного, и в то же время тоску и слезы, наполнившие глаза, утешала, подбадривала, что когда-нибудь и у меня получится там побывать. В то время для меня это было очень далеко. Ведь и загранпаспорта не было и денег тоже. Прошло некоторое время и от нашего храма группа ездила в паломничество на Святую Землю. Я с открытым ртом слушал их рассказы. Слушал их и друг мой Георгий, который и предложил выправить загранпаспорта. Загранпаспорта мы сделали со сроком действия десять лет в надежде, что с Божией помощью у нас получится съездить, ну, в крайнем случае, хоть под конец срока. С оформлением паспортов нам помогли, и очень здорово помогли. Слава Богу! Отдельное, огромное спасибо этим людям, храни их Господи! И огромнейшее спасибо супруге моей, которая помогла мне скопить денег, у меня бы одного не получилось. Затем была обычная процедура оформления паломничества в паломническом отделе Управления Московской Патриархии по Зарубежным Учреждениям. Обратились мы в этот отдел, руководствуясь желанием совершить паломничество, насколько это возможно в наше время, а не экскурсионную завуалированную поездку, как мне думается, предлагаемую частными организациями.
Вот краткий путь от случайного подарка, а может быть, и не такого уж и случайного, а промыслительного, до Свято-Данилова монастыря г. Москвы, где нашу группу скомпоновали и, посадив в комфортабельный автобус, повезли в аэропорт «Домодедово».
Прибытие.
Продолжить свой рассказ хочу при помощи тетрадочки, которую нам выдали при посещении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Название сего предмета – «Дневник паломника». В этот дневник вечерами, по совету нашего гида, инокини Серафимы, я записывал места паломничества, посещаемые нами, и комментарии к ним по дням. Для облегченного воспоминания в дальнейшем и для ограждения от возможного возникновения путаницы при осмыслении увиденного. Пребывая на Святой Земле, получаешь не только много благодати, вернее, не то что много, а столько, сколько можешь вместить, но и много информации, которую тоже запоминаешь не всю, а столько, сколько можешь вместить. И пребывая, в общем- то короткий срок относительно количеству посещаемых мест, кои посещаешь в изобилии, не знаю, как остальные, но я не успевал толком обработать всю поступающую информацию. И откладывая ее в своем сердце, в дальнейшем при помощи вышеуказанного дневника вспоминал все и осмысливал, в основном детали. Но очень многое и главные штрихи, конечно же,откладываются в памяти сразу. При помощи дневника хочу показать не все, но наиболее яркие, на мой взгляд, места, связанные с Евангельской историей.
День первый.
Прилетели мы ночью в аэропорт Бен-Гурион, расположенный рядом с автомагистралью, связывающей Тель-Авив с Иерусалимом. В аэропорту нас встретила инокиня Серафима, которая стала для нас помощницей и советчицей, и, конечно же, нашим гидом на все время пребывания на Святой Земле. Затем прибыв на комфортабельном автобусе, в Русский Горненский женский монастырь, наша группа была распределена по домикам. В домиках расположены кельи, в основном рассчитанные на двоих человек, редко на троих. Келья, предназначенная для меня, рассчитана была на троих человек. Нас с другом поселили в одну келью, и мы уставшие, но счастливые забылись сном. Отступив немного, спешу рассказать о Горнем. Удивительное, благодатное, располагающее к миру и спокойствию и очень красивое место, с которого представляется взору великолепный вид града Иерусалима. Сам Горний является окраиной города и расположен на холме.
Монастырь был основан начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным) на местах дома праведных Захарии и Елисаветы и встречи Девы Марии и праведной Елисаветы. Сюда из Назарета Галилейского после архангельского благовестия, по горным тропинкам через ущелья , пришла Пречистая Дева, чтобы открыть самой близкой по родству и сердечному расположению праведной Елисавете небесную тайну. Кроме того, и слова Архангела о зачатии праведной Елисаветой младенца были для Девы Марии сильным побуждением увидеться с родственницей и приветствовать ее, как взыскавшую особенную милость Божию.
«Воставши же Мариам во дни тыя, иде в Горняя со тщанием, во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целоваЕлисавет. И бысть яко услышаЕлисавет целование Мариино, взыгрался младенец во чреве ея: и исполнися Дух Свята Елисавет, и возопи гласом велиим и рече: благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего. И откуда мне сие, да приидетМати Господа моего ко мне… Ирече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение Рабы Своея: се бо отныне ублажат Мявси роди… Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом Свой» (Лк.1,39-56).
Кстати говоря, Пречистая Дева Мария и праведная Елисавета были двоюродными сестрами. В воспоминание этого Евангельского события установлен в этой обители праздник целования, который совершается тридцатого марта.
В 1871 году архимандрит Антонин (Капустин) купил в этом месте два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем, расширив участок покупкой смежных земель, построил приют для русских паломников. В последствии здесь стали селиться русские инокини и приют стал монастырем. В обители есть каменный храм, построенный в 1883 году, освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Инокини живут в маленьких домиках, разбросанных по склону горы. И наш домик, в котором мы пребывали, был тоже на склоне горы и распологался рядом с еще одним каменным храмом обители, так называемым, Верхним Собором, освященным во имя Всех Святых, в земле русской просиявших. Этот Собор начал строиться в 1910 году. Строительство было прервано Первой мировой войной и в дальнейшем прекращено, а с 1997 года трудами святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия начал достраиваться. От начала возведения и до завершения прошло, в общей сложности, около ста лет. Сейчас это великолепный, величественный и красивый собор.
Очень долгое время сестры обители не могли выхлопотать у местных властей разрешение на возведение стен вокруг монастыря и после одного события — зверского убийства двух сестер, насельниц монастыря, было одобрено прошение о возведении забора. Убитые инокини были найдены утром сестрами, обеспокоенными отсутствием инокинь на завтраке, в своем домике, обильно измазанном кровью. Они проживали вдвоем, мать и дочь.
И закончу я свое повествование об этом удивительном месте и первом дне одним вечерним наблюдением. Вечерами луна здесь удивительна и необычна своим положением. На небосводе она выглядит полумесяцем, лежащим, как лодочка.
День второй.
На второй день посетили очень много мест. И место Успения Пресвятой Богородицы, где стоял дом апостола Иоанна, в котором они проживали. Сейчас здесь католический храм. И место рождения Пречистой Девы. А также многие святые и памятные места, лежащие на Крестном Пути, пройденном Господом через Лифостротон (дворец Понтия Пилата и начало Крестного Пути Господа) и Судные врата (выход из города, где преступнику зачитывали последний раз приговор) на Голгофу (место Распятия Спасителя и место захоронения Адама). Большой след в душе оставил этот путь, пройденный нами с молитвой и благоговением, с приобретенными заранее небольшими крестами в руках. В завершении пути мы пришли к храму Гроба Господня, с величайшими, находящимися в нем, мировыми святынями, величие и значимость которых описать невозможно. Не могу я вам и передать своего состояния при поклонении этим святыням! Ограничусь лишь некоторым описанием наиболее значимых мест храма Гроба Господня.
Зайдя в храм, мы сразу повернули направо и поднялись на Голгофу. На середине горы место Распятия Иисуса Христа обозначенное серебряным диском, над которым находится престол алтаря Греческой церкви. Справа от распятия находится место, где Иисус был пригвожден гвоздями ко Кресту на глазах у Матери. Спустившись с Голгофы, мы подошли к Камню Миропомазания, на котором некоторое время находилось тело Иисуса Христа и было помазано ароматическими маслами. После мы прошли к середине храма, к Кувуклии, постояв немного в очереди , вошли внутрь.
Кувуклия — это часовня из розового мрамора, поставлена в 1810 году над пещерой Гроба Господня. В переводе с греческого «Кувуклия» означает – « ложе».
Часовня имеет два придела. Придел Ангела, где Ангела, сидящего на гробовом камне, увидела Мария Магдалина. Часть священного камня, отваленного в ночь Воскресения Христа Ангелом, находится посередине и служит Святым Престолом при совершении Архиерейской православной литургии. Вторая половина Кувуклии - это Гробница, являющаяся главной святыней христиан всего мира – здесь лежало Тело умершего Иисуса Христа. Она представляет собой каменное ложе, покрытое мраморной плитой, которая положена для сохранения святыни от многочисленных паломников, норовивших отломить, откусить и унести с собой кусочек. Над входом в Кувуклию висят лампады. Всего их сорок.
Среди многих святынь храма, недалеко от Придела святых Жен-мироносиц есть образ Скорбящей Божией Матери. Сохранилась только верхняя часть изображения -
Лик Богородицы. Глаза Ее опущены и скрыты под веками. В 1986 году, за неделю до Пасхи, один полицейский, совершая обычный обход храма, взволнованно свидетельствовал священникам, совершавшим Богослужения в Греческом алтаре храма, о сиянии Образа Богоматери, и что икона выглядит, как живая, открывает глаза и плачет. И действительно, лик иконы обновился. С тех пор многие видели Ее,открывающей глаза, а некоторые и плачущей.
Посещением храма Гроба Господня был завершен наш путь по Крестному Пути Господню. И я завершу, пожалуй, этим событием этот день.
День третий.
С самого раннего утра мы направились в город Назарет, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Накануне вечером мы были на службе в Троицком храме Русской Духовной Миссии. Служба была предпраздничная, и мы все старались на ней исповедаться, чтобы на праздник Благовещения причаститься и в полной мере, насколько это возможно, приобщиться благодати именно на значимом Евангельском месте. В конце службы, после помазания священником нас елеем, мы самостоятельно брали хлебушек на столике, стоящим рядом, и, окуная его в чашу с вином, вкушали. В этом есть некоторое различие с привычным для нас ходом Богослужения, но нисколько не смущающим.
Приехав в Назарет, все поспешили в храм на праздничное Богослужение, но он был наполнен молящимися и вовнутрь удалось пройти не всем. На улице рядом с храмом был сооружен большой навес, стояли большие колонки, и не вместившиеся паломники могли присутствовать на Богослужении таким образом. С Божией помощью мне удалось пробраться вовнутрь, и я этим был весьма доволен. Слава Богу, Господь сподобил меня помолиться непосредственно внутри самого храма, можно сказать, в центре события. Я впервые был на подобном Богослужении, проходящем, в основном, на греческом языке, но все было понятно. Сами священнодействия, производимые во время Богослужения, такие же, как и у нас. На славянском языке во время службы читались Святое Евангелие, Символ Веры и Отче наш. И я был приятно удивлен, когда Символ Веры запела большая часть присутствующих и возгласы на ектению наполнили весь храм славянским языком. В общем, можно сказать, что служба велась на нескольких языках. В конце службы все причащались. Причащение длилось довольно долго из-за большого количества желающих, хотя и происходило в нескольких местах храма. По окончании службы мы посетили, тут же в храме, источник, к которому Богородица ходила за водой и у которого было ей явление Архангела Гавриила. Набрав святой водички, довольные, с миром поехали дальше.
Еще в этот день считаю наиболее значимым (вообще-то, все места на Святой Земле очень и очень значимые, но по скудности своих способностей описать все не представляется мне возможным) посещение Горы блаженств — места, где Господь произнес Свою Нагорную проповедь, которая начинается с девяти заповедей блаженства. Гора находится в близи Галилейского моря, здесь находится католическая базилика и великолепный парк со множеством цветов и продуманными, возможно дизайнерами, аллеями. Расположившись на камнях, прочитали Святое Евангелие от Матфея и немножко окунулись в атмосферу проходившей тут проповеди около двух тысяч лет назад. Я прохаживался по аллеям и любовался представшей моему взору картиной, и удивительный покой коснулся моей души.
День четвертый.
Сей день ознаменован посещением Гробницы Божией Матери. Церковь Гробницы Божией Матери имеет форму креста. Чтобы попасть ко гробу нужно спуститься вниз по многочисленным ступеням. Сам гроб высечен в скале, находится в часовенке – Кувуклии из цельной скалы, отделенной от других скал, отделанной мрамором и украшенной многочисленными драгоценностями. При совершении Литургии гробница с белой мраморной плитой на гробе служит Престолом. После выхода из гроба проходили прикладываться к чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Иерусалимская» и находящейся позади часовенки. Вообще, в храме много икон Божией Матери.
Также Господь сподобил нас в этот день помолиться на месте Вознесения Господня и приложиться к отпечатку босой Ступни Господа на камне, который как пластилин вмялся в момент Его Вознесения. Над этим местом стоит арабская часовня, рядом с часовней находится каменный православный Престол, выкупленный у мусульман русскими, оставшийся от некогда большого храма Вознесения Христова с открытым к небу куполом, разрушенного персами.
На сем закончу описывать этот день и приглашаю дальше.
День пятый и шестой.
В ночь с пятого на шестой день мы ездили в храм Гроба Господня на ночную Литургию. На Литургии алтарем служила Кувуклия. Богослужение велось на двух языках: славянском и греческом, в основном, на греческом. Служба на греческом языке поется, не проговаривается ничего, и даже места из Евангелия поются. Присутствовали на Литургии люди разных народностей, но в большинстве своем были паломники из России и стран СНГ, и молитвы, поемые молящимися во время Богослужения на славянском языке, громогласно звучали в наполненном людьми храме. Вообще, в греческих Богослужениях прихожане поют многие молитвы сами без хора, тем самым участвуя в службе более активно, нежели у нас. Но я этим нисколько не хочу умалить наше Богослужение, пишу просто для информации.
Было небольшое отличие в Богослужении — во время причащения Потир с Причастием целовать не принято, и уста вытираешь платом, находящимся у священника в одной руке с Чашей, самостоятельно. Запивки нет, мы брали с собой водичку. Но по завершении причащения раздают антидор. Не могу передать всю красоту и торжественность этого архиерейского Богослужения и мое трепетное и благоговейное состояние, усиливающееся святостью места. Служба продолжалась до четырех часов утра. А после мы поехали отдыхать в Горний, ставший уже родным. В эту ночь совершилось главное событие, ради которого сюда приезжают все верующие. Моему восторгу не было предела. Слава Богу за все!
День седьмой.
Предлагаю посетить Вифлеем (Бейт-Лехем) — «Дом хлеба». Родина царя Давида и место рождения Иисуса Христа. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария пришли из Назарета в Вифлеем во время переписи населения, так как были из рода Давидова. Недалеко от Вифлиема было явление Ангела пастухам с вестью о рождении Спасителя, и сюда пришли восточные мудрецы поклонится Богомладенцу Христу. Над пещерой (вертепом) рождения Иисуса Христа стоит базилика Рождества Христова. Перед ней большая площадь, вымощенная камнем. Вход в базилику узкий и низкий, что заставляет наклоняться при входе, как бы кланяясь Самому Младенцу. В народе этот вход называют «вратами смирения». А еще этот вход был сделан таким, что бы всадники на конях не въезжали и не оскверняли место. Чтобы пройти к самому месту рождения Спасителя, мы немножко постояли в очереди в окружении многочисленных колонн, рядами стоящих до самого спуска в пещеру. Между колоннами сохранилась древняя мозаика пола в виде изображения крестов.
У входа в пещеру находится большая и удивительная икона Божией Матери «Вифлиемская», она единственная в своем роде – улыбающаяся. И, кстати говоря, русская - писана в России и подарена Екатериной. Спустившись вниз, оказываешься у центральной ниши, где находится Престол, под которым серебряная звезда, имеющая четырнадцать лучей и обозначающая место рождения Спасителя. Недалеко от звезды расположены Ясли, в которых лежит сделанное из воска изображение Младенца Христа, а чуть поодаль находятся мощи младенцев, убиенных по приказу Ирода.
Продолжить рассказ о сем дне хочу рассказом о Лавре преподобного Саввы Освященного. Удивительное место. В обители покоятся мощи преподобного Саввы Освященного и тридцати трех монахов, убиенных при нападении персов. Монастырь этот со строгим уставом, не меняющимся на протяжении 1700 лет и сохранившим его в первоначальном виде. Братия монастыря с внешним миром общаются очень редко, по крайней нужде с благословения игумена. В Лавре нет электричества и отопления, хотя температура, бывает, опускается до ноля градусов. Монахи Лавры очень большое внимание уделяют молитве и работают мало, чтобы не отвлекаться, в основном, молятся, прерываясь на кроткий сон.Вовнутрь не пускают женщин.
И когда мужчины нашей группы посещали Лавру, то женщины ждали снаружи. Пройдя на территорию Лавры и поклонясь мощам св.Саввы Освященного и других иноков, мы были приглашены в трапезную, где нас угостили сладостями и кофе. Продолжая рассказ о трапезе, скажу о существующем предании о том, что когда преп. Савва Освященный постился, то был прельщен яблоком, красивым и аппетитным на вид. Откусив, он опомнился и раздавил его, и с тех пор никогда не ел яблок. Братия обители тоже не едят яблок. Еще весьма примечательно то, что сами монахи разговаривать с посетителями не любят, ходят молча и, когда надо было сказать, что пора к поклонению святыням одного из двух храмов Лавры поторапливаться, то постучали по специально носимой для этого дощечке. Но, не смотря на все это, приняты мы были очень дружелюбно. Некогда в обители жил и подвизался преподобный Иоанн Дамаскин, написавший песнопения панихиды. Выйдя из Лавры, мы были засыпаны нашими матушками вопросами о Лавре.
Вот краткий рассказ текущего дня завершающий его повествование.
День восьмой.
Приближаясь к завершению, продолжу свое повествование не хронологическим описанием дня, а рассказом о праведном Лоте.
Лот был племянником Авраама, и после своего бегства из горящего Содома с двумя дочерьми, которые ввели отца в грех кровосмешения, всю жизнь каялся Богу. Кающийся в своем проступке Лот пришел к своему родственнику царю Давиду, который в наказание велел ему поливать три сухие ветки разных дерев — сосны, кедра и кипариса. Праведный Лот ежедневно поливал сухие ветки, воткнутые в землю, водой из Иордана, находящегося в тридцати километрах. Ветки расцвели, и, сросшись, образовали единый ствол дерева. В дальнейшем дерево было спилено для постройки храма Соломона. Но не было использовано. И с соломоновых времен лежало на дне водоема Силоам, высохшего в тридцать третьем году. Из ствола этого дерева был сделан Крест, на котором распяли Господа Иисуса Христа.
День девятый и десятый.
Говоря о Святой Земле, нельзя не сказать о священной реке Иордан, в которой крестился Господь. Берет она свое начало в предгорьях Ермона впадает в Галилейское море и, вытекая по Иорданской впадине, заканчивает путь в Мертвом море. После Крещения в этих водах от Иоанна Иисус Христос выходит на проповедь о наступлении Небесного Царства.
Мы погружались в Иорданские воды в заранее приготовленных белых сорочках. По благочестивому обычаю эти сорочки хранят всю жизнь и используют в качестве погребальной одежды. Происходило наше омовение в специально оборудованном для этого месте. При входе сюда есть аллея, где на всех языках мира написаны на табличках слова из Евангелия, в которых говорится о Крещении Господа Иоанном Крестителем в водах Иордана.
После омовения, выйдя из раздевалки, я был приятно удивлен оперативностью персонала сего места: предлагали купить DVD-диск с видеозаписью омовения нашей группы. Стоимость диска пятнадцать долларов. Быстро! Все постояли, посмотрели себя на большом телевизоре, желающие покупали.
В заключение пребывания на Святой Земле состоялось посещение г. Магдала — место рождения верной последовательницы Иисуса Христа Марии Магдалины. Ее Господь исцелил от злых духов и немощи. Она служила Спасителю до самой Его смерти на Голгофе, первой пришла к Его Гробу в день Воскресения и первой узрела Воскресшего Господа.
Здесь на территории Русской Духовной Миссии, в монастыре св. Марии Магдалины, есть радоновые источники. Есть источник со щиплющимися маленькими рыбками. Они не то, что бы щипаются, а при погружении в источниктихонько кусаются, съедая старую кожу. Интересные такие ощущения. И стоящая маленькая девочка объяснила, сказав, что эти рыбки грехи откусывают.
Ну, а после, покушав так называемую рыбу Петра, отправились в Горний собираться к вылету обратно в Россию. Кстати, ловлей этой рыбы и занимались рыбаки, ставшие Апостолами.
Возвращение.
Вечером после ужина монахини, во главе с игуменией Георгией, спели нашей группе прощальную песнь. Кто останавливался в Горнем, тот знает. Очень и очень трогательно и незабываемо!
От Горнего мы на автобусе доехали до аэропорта. По дороге наша верная спутница и помощница инокиня Серафима инструктировала нас, объясняя правила поведения в аэропорту. Посадка и перелет прошли наилучшим образом. В Ярославль добрались быстро и спокойно. По прибытии в Ярославль поклонился до земли городу, выполняя просьбу отца Андрея, сопровождавшего нашу группу в паломничестве. И радостно обняв встретившую меня супругу, зашагал домой.
Спустя некоторое время написан мною этот рассказ. Я часто вспоминаю это паломничество на Святую Землю и думаю, что прекрасней места на земле нет. Не зря народ израильский, во главе с Моисеем и ведомый Богом, шел к ней сорок лет. Воистину, райский уголок, освященный пребыванием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа! Благодарю Тебя, Господи, что сподобил меня побывать в Евангельских местах и поклониться величайшим Святыням всего мира. Слава Тебе Господи!
Временами, когда листаю свой дневничок, всплывают приятные сердцу воспоминания, укрепляющие во времена ненастья, когда не мила мне никакая отрада. И теперь я, как в начале своего рассказа, ношу не камушек в кармане, но уже нечто большее, - в своем сердце. И молю Бога, чтобы это большее не потерять, неся свой крест на пути к своей Голгофе.
Телешов Михаил, май 2011 г.