Протоиерей Родион Путятин.
Поучение 146. Обращение ко Христу.
«Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы.» ( Мф. 11, 28 )
Христиане, покойны ли вы? Не тревожит ли вас что в жизни? Не тяготят ли душу грехи совести? Семейство не обременяет ли? Болезнь не мучит ли? Дела у вас не идут ли худо? По службе не несчастливы ли? Словом, от чего-нибудь и почему-нибудь не беспокоитесь ли, при всех ваших усилиях, стараниях, трудах, занятиях?
Если так, то почему в таком случае не хотите вы искать успокоения себе у Иисуса Христа? Вот, Он всех обещается успокоить: « придите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы». Или вы не знаете, не понимаете, как может успокоить вас Иисус Христос? Для чего же вам знать и понимать это? Положитесь на Него, поручите Ему успокоить вас.
Итак, станешь ли, христианин, отселе, во время всякой тревоги, беспокойства, огорчений, искать спокойствия себе у Иисуса Христа? Будешь ли в минуты сомнений, недоумений, колебаний, обращаться к Нему?
Или ты все еще не решаешься, все еще не вполне убежден, что Он тебя успокоит? Странный ты человек! Ведь стараешься же ты сам себя чем-нибудь успокоить? Выдумываешь же разные способы для своего успокоения? Так чем тебе трудиться, выдумывать что-нибудь самому для своего спокойствия, поручи это сделать для тебя Иисусу Христу. Ты, например, согрешил в чем-нибудь, совесть тревожит, мучит тебя; и вот ты, желая себя успокоить, выдумываешь для успокоения своей совести: да ведь как удержаться от греха? ведь это неважный грех; да ведь я ли один грешу? ведь люди и высшие тоже грешат; да ведь это неизбежный грех; без этого греха и прожить нельзя… Таким и другим способом ты себя стараешься успокоить. Зачем тебе трудиться успокаивать себя таким образом? Ты к Иисусу Христу обратись и скажи: Господи! я согрешил, помоги мне воздержаться от греха.
Зачем говоришь: как не согрешить? нельзя не согрешить? А говори Богу: согрешил я, Господи, прости меня, грешного! Положим, что ты себя можешь успокоить сам как-нибудь, но твое это спокойствие непродолжительно и греховно: грех каким-нибудь грехом ты прикрываешь только. Но Иисус Христос и спокойствие тебе доставит, и грехи твои загладит; Он и боль твою уймет, и рану греховную заживит. Возьмем и другой пример. У тебя дети, ты стар становишься или болен опасно, и потому скоро можешь умереть. Что будет с моими детьми? – говоришь ты. И вот начинаешь тревожиться, беспокоиться. Ну, что тревожиться, к чему беспокоиться? Поручи детей своих Иисусу Христу, приведи их с собой к Нему: и тогда и ты успокоишься, и они проживут покойно, при тебе ли, без тебя ли.
Указывать ли вам другие случаи, где мы вполне можем успокоиться, если только будем искать спокойствия в Господе нашем Иисусе Христе? Что указывать? Во всех случаях, когда только беспокоитесь, обращайтесь к Иисусу Христу. Если бы даже беспокойство наше происходило от неудовлетворения какого-нибудь желания греховного, то и в таком случае надо к Иисусу Христу обращаться. Например, ты любишь наряды, а рядиться тебе не во что, и вот ты скучаешь, беспокоишься, досадуешь. Зачем тебе так делать? Ты обратись к Иисусу Христу, и мысленно скажи Ему: Господи, меня беспокоит то, что мне хочется нарядов, а рядиться не во что. Так скажи, и Господь успокоит, истребит в тебе это суетное твое желание. Ты честолюбив или завидлив; другие получают награды, а ты нет, другие богатеют, а у тебя всего мало, и вот ты досадуешь. Что досадовать? Обратись к Иисусу Христу и скажи Ему: мне хочется богатства, славы, почестей, это желание меня мучит, беспокоит. Успокой меня, Господи! И Он сделает тебе так, что ты и без богатства, без славы и почестей будешь покоен.
Итак, при всех наших беспокойствах, от чего бы они ни происходили, будем обращаться к Иисусу Христу. Иисус Христос обещается нас успокоить, так Он говорит. А Слово Божие всегда верно, и обещание Его во всем непреложно. Аминь.
Поучение 143. Об оставлении грехов.
« И остави нам долги наша» ( Матф. 6, 12).
« И остави нам долги наша», т.е. прости нам грехи наши. Кому же нам « остави», прости, когда ты молишься и говоришь так иногда один? Кого другого ты разумеешь? Молиться всегда надо с разумом, со вниманием, разуметь и помнить надо, о ком и о чем молишься. Итак, кому же нам « остави», прости, когда ты молишься один? Кого другого тогда ты разумеешь? - Молиться всегда надо с разумом, со вниманием, разуметь и помнить надо, о ком и о чем молишься. Итак, кому же нам «остави», прости, когда молишься один? Или ты при этом никого, кроме себя, в мыслях не имеешь? - Нет, надо иметь. Кого же? - Всех людей! - Знакомых и незнакомых, всех, особенно своих по вере, близких по сердцу. И по закону любви мы должны обо всех молиться; да и потому, что во грехах ближних наших, особенно близких нам, живущих или живших с нами, и мы более или менее бываем виноваты. Все мы как спастись друг другу неприметно помогаем, так и грешить друг друга невольно учим.
Мы у других многое перенимаем, а другие у нас. Самый праведник падением своим невольным может располагать других к вольным прегрешениям. А ты, христианин, иногда осуждаешь других, всем рассказываешь про их грехи, слабости и недостатки, или сердишься, досадуешь на них за то. Нет, не осуждать, не сердиться, не досадовать, не рассказывать всякому, а жалеть, скорбеть про себя и молиться Богу ты должен о них. Может быть ты и сам много виноват в этих их грехах, слабостях и недостатках. Ты говоришь: « Я из жалости говорю, от скорби досадую; мне жаль этого человека, что он так худо себя ведет; мне больно, что он так неисправен и нерадив, или так горд и зол, или таким предан слабостям и порокам». - Так ты не людям говори о нем, а Богу; не сердись, а молись, чтобы Господь Бог по Своей милости помиловал его и Своею благодатью помог ему одуматься, исправиться, измениться.
Вот для чего тебе случается видеть, знать, слышать о грехах ближнего, о его слабостях и недостатках, вот для чего Бог приводит тебя жить и обращаться с людьми нехорошими, недобрыми: для тог, чтобы ты к Богу о них чаще взывал: заступи, спаси, помилуй и сохрани их и меня, Боже, Твоею благодатью. Нищий тебе навстречу попадется - для того, чтобы ты подал ему милостыню. Грешника ты встречаешь, или о грехах, слабостях и недостатках его слышишь - для того, чтобы ты помолился о нем Богу. Грех не подать нищему, бедному, которого увидишь; грешно не помолиться о порочном, худом человеке, про которого знаешь. И что от этого пользы, что ты осудишь ближнего, или посердишься, подосадуешь на него? - Грех один.
А если помолишься за него Богу - то большая будет польза тебе и ему. За твою молитву о нем Господь, может быть, вразумит, поддержит, сохранит его; и сам ты после молитвы и даже во время молитвы, успокоишься и перестанешь осуждать, сердиться, досадовать. Хочешь хранить себя от осуждения, от гнева, от досады на других за их грехи и проступки, за их слабости и недостатки? - Молись о них Богу, и сохранишь! Кому у Бога просишь благодати и милости - к тем и сам сделаешься милостивее, тем и сам почувствуешь благорасположение.
Итак, благочестивый, когда ты молишься и говоришь: « остави нам долги наша» - то говори эти слова с такою мыслию: прости, Господи, грехи мне и всем людям, близким и дальним, живым и умершим, особенно же вот тем, на которых я досадую, гневаюсь, которых я готов осуждать за их грехи и слабости, за их злость и злобу. Аминь.
Из книги: Полное собрание поучений протоиерея Родиона Путятина \ Ярославская епархия\. Изд. 18-е. Спб., 1873.