"...Благодарю благоутробие Твое за то,
что я, грешная, получила от Тебя то,
что просила, ибо я сподобилась видеть
святые места, которые Ты освятил
пречистыми ногами Твоими..."
Преподобная Евфросиния Полоцкая.
О святом месте во Святой Земле.
Паломничества наших соотечественников во Святую Землю начались сразу после Крещения Руси. Одно из первых письменных упоминаний о посещении Палестины восходит к XI веку и описывается киевским игуменом Варлаамом. С течением времени паломничества приняли массовый характер. Святая Земля стала притягательной для миллионов людей, паломников и путешественников.
Все самые значительные события Священной истории совершились здесь. Именно здесь пролегли земные пути Спасителя, были услышаны Его проповеди и поучения, сотворены Его великие чудеса. На Святой Земле произошло и славное Воскресение Христово и сошествие Духа Святого на апостолов. Здесь проходила земная жизнь Богородицы и здесь совершилось Ее Успение. Отсюда разошлись во все концы мира апостолы, неся людям учение Христа о спасении человечества.
Особое место Святая Земля занимает в истории монастырского строительства. Пришло сюда из соседнего Египта и набрало силу первоначальное монашество. Первыми монашескими обителями в христианском мире были: Лавра преподобного Саввы Освященного и монастырь преподобного Феодосия Великого. Об этих святых местах, посещение которых не может оставить равнодушным сердце паломника, я хочу рассказать. Яркие и трепетные воспоминания об этих обителях продолжают волновать мое сердце по сей день. Отрадно и то, что наша соотечественница святая преподобная Евфросиния игумения Полоцкая была погребена в оном из этих монастырей - монастыре преподобного Феодосия Великого, называемого «Киновеархом», так как он считается основателем общежительных монастырей на востоке - киновий.
Начну рассказ с обители, в которой сохранился в первозданном виде и исполняется Устав великого молитвенника и ходатая пред Богом за людей преподобного Саввы Освященного – Лавры его имени. Преподобный Савва Освященный основал Лавру и составил устав, называемый Иерусалимский, который был принят потом всеми палестинскими монастырями, а в дальнейшем – у нас на Руси. В настоящее время по строгости исполнения устава с Лаврой преподобного Саввы могут сравниться лишь монастыри Святой Горы Афон. А по свидетельству монаха, подвизающегося в Лавре, который беседовал там с нами, устав у них даже строже, чем на Афоне.
«Лавра» - в переводе с греческого означает «часть города», «переулок». В лавре келии монахов расположены вокруг келии настоятеля, образуют как бы улицы города и обнесены стеной. Иноки в лавре ведут отшельнический образ жизни, а вместе собираются только на Богослужение раз в неделю. В остальное время живут в безмолвии. В наше время слово «лавра» употребляется исключительно в смысле почетного названия.
В паломнической поездке к обители преподобного Саввы Освященного, внутрь её можно войти только мужчинам. Паломницы остаются снаружи. Им предлагается немного отдохнуть в ожидании мужчин из своей группы, выносится освежающий напиток, а также пальмовые веточки и кусочки ватки, смоченные святым маслом от мощей преподобного Саввы. В святой обители, среди скал растёт единственная пальма, посаженная святым Саввой. Дары эти используются для освящения по молитве преподобного Саввы к Богу, когда испрашивается рождение детей. При благочестивой жизни, вере, молитве и употреблении сей святыни - бывают случаи чудесного рождения детей у, казалось бы, бесплодных родителей. Житие преподобного Саввы Освященного повествует нам о посещении им царя Константинопольского Юстиниана.
При встрече с преподобным царь с поклоном испросил благословения себе и царице Феодоре. Когда царица увидела преподобного, она поклонилась ему и сказала: "Помолись за меня, отче, чтобы мне иметь детей". Старец же сказал: "Бог, Владыка всех, да сохранит ваше царство". Царица снова сказала: "Помолись, отче, Богу, чтобы Он разрешил мое неплодие и даровал мне родить сына". Старец опять сказал: "Бог славы да соблюдет царство ваше в благоверии и подаст победу над врагами". В третий раз царица просила старца о разрешении её неплодия и услышала тот же ответ. Когда преподобный вышел от царицы, бывшие с ним спросили его, почему он огорчил царицу. Старец дал понять, что царица втайне держалась ереси, и плод её не должен был родиться, чтобы не напитаться еретическим учением и не возмутить Церковь Христову. В наше время люди, не имеющие детей, стараются взять у преподобного благословение на их рождение. И по молитве святого и воле Божией бывает желаемое.
Таким образом, оставив наших женщин у стен Лавры, мы спустились во внутренний двор обители. Примечателен случай, рассказанный нам иноком лавры. История такая. Однажды некая женщина, переодевшись в мужскую одежду, тайно решила побывать в Лавре. С группой паломников, состоящей исключительно из мужчин, она вошла туда. Когда группа стала спускаться во внутренний дворик, неожиданно началось землетрясение. Женщина испугалась, догадавшись в чём дело, и обнаружив себя, в страхе выбежала из обители. Землетрясение тут же прекратилось.
Спустившись немного вниз по ступенькам, мы оказались в небольшом внутреннем дворе, на середине которого находится часовня - место погребения св. Саввы. Тут же во дворе, рядом с часовней, в земле имеется замурованный люк. Он является входом в пещеру, ведущую вниз под часовню и служащей местом погребения монахов. По свидетельству насельника лавры, в этой пещере нет трупного запаха от захороненных усопших. В пещеру мы не спускались, чтобы не размуровывать вход. А вот в часовню-усыпальницу святого преподобного Саввы мы с благоговением зашли и помолились на сем святом месте, помянув всех сродников, живых и усопших, а также знакомых православных, путешествующих с нами и оставшихся дома. Молебное пение, которое принесли мы во главе с нашим батюшкой о. Вячеславом и певчим Владимиром, благодатью отозвалось в душе. Повторили мы его и в Благовещенском храме, непосредственно у мощей преподобного Саввы Освященного. Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы является главным храмом обители. Внутри него в прозрачной раке почивают святые, нетленные мощи Небесного покровителя и основателя лавры святого преподобного Саввы Освященного. Мощи видны, нетленны, в одеянии.
Преподобный Савва назван Освященным после следующего события бывшего здесь. Одно время явились в лавре иноки, - как пишет о них святитель Димитрий Ростовский, - плотоугодники, не имеющие духа, которые огорчали преподобного своим поведением. Пошли они, замыслив зло на святого, к патриарху во Святой Град и просили поставить им игумена, так как святой Савва отлагал рукоположение в сан пресвитера, по своему смирению, считая желание быть причисленным к клиру началом и корнем честолюбивых мыслей. На вопрос патриарха о том, где же Савва, клеветники уклонились от прямого ответа, сказав, что он неискусный человек и не может управлять многочисленной братией. Находившийся рядом пресвитер Кирик обличил их: "Если Савва смог собрать вас в том пустынном месте, то тем более он может, с помощью Божией, и пасти вас". Патриарх ничего не ответив клеветникам, вызвал преподобного Савву и посвятил во пресвитера против его воли. Посвятив его, он сказал клеветникам: «Вот вам отец ваш и игумен вашей лавры, избранный свыше Богом, а не людьми. Я только утвердил Божественное избрание». После этого случая святой Савва и получил наименование Освященный.
Говоря о Благовещенском храме, нельзя не упомянуть о находящейся там, подальше от мощей к алтарю, иконе Пресвятой Богородицы, именуемой "Троеручица". История иконы берёт начало в этой хранимой Богом обители и связанна она с именем инока сей обители, православным подвижником благочестия, написавшим панихиду и многие другие песнопения и труды, много потрудившимся во славу Божию - преподобным Иоанном Дамаскиным. А история следующая.
В VIII веке в Греции распространилась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом Исаврянином. Иконы сжигались, а поклоняющихся святым иконам предавали на мучения. Святой Иоанн Дамаскин написал сочинение в защиту святых икон и отправил послание императору, мудро доказав на примере Святого Писания необходимость почитания и поклонение святым иконам, показывая правильное отношение к ним. Император, не стерпев обличения и подделав почерк преподобного Иоанна, устроил политическую интригу, вызвав негодование со стороны князя сарацин, правящего в тех местах, ко святому Иоанну. Выражалась эта интрига в подложном письме, написанном якобы Иоанном, в котором явно указывалось на измену. Разгневавшийся князь приказал отрубить руку святому. И отрубили правую руку у Иоанна и повесили руку на рынке посреди города. Случилось это в городе Дамаске, откуда и сам преподобный был родом, о чём говорит его прозвище «Дамаскин».
С наступлением вечера узнав, что гнев князя поутих, святой просил отдать ему руку для погребения в земле. Просьбу удовлетворили. Иоанн принёс мёртвую руку домой, пал перед иконой Божией Матери и, приложив отсечённую руку к суставу, молился со слезами и воздыханием, исходящим из глубины сердца, прося исцеления. Так молясь, он уснул и увидел во сне Пречистую Богоматерь, взирающую с иконы на него светлыми, милосердными очами и говорящую: "Рука твоя теперь здорова, не скорби об остальном, но усердно трудись ею, как обещался Мне, сделай её тростью скорописца". Проснувшись, Иоанн ощупал свою руку и нашел её исцелённую. В память благодатного исцеления св. Иоанн заказал сделать из серебра кисть руки и приложил её к иконе своей Заступницы, отчего эта икона получила впоследствии название «Троеручица». Вместе с ней св. Иоанн из Дамаска переселился в Лавру преподобного Саввы Освященного, где принял постриг.
От Благовещенского Храма идут ступеньки наверх и приводят к небольшой верхней церкви во имя святого Иоанна Предтечи, в которой находится природная пещерка, где подвизался преподобный Иоанн Дамаскин. В этой церкви подвижник был похоронен, но затем, по некоторым свидетельствам, мощи его были увезены крестоносцами и почивают ныне в Венеции. Мы поднимались туда и входили внутрь пещерки. Поместиться там может только человека три-четыре и не в рост, а нагнувшись. Слава Тебе, Господи, что сподобил нас посетить это святое место, принимавшее человека, удостоившегося великой благодати и чудных даров!
Спустившись вниз во двор, мы пересекли его, и на другой стороне двора вошли в церковь, посвящённую святителю Николаю Чудотворцу. Церковь эта природная, оборудованная для Богослужения из пещеры. В ней хранятся мощи иноков святой Лавры, пострадавших во время нападения персов на обитель. Эта церковь в Лавре самая старая, пещерная, хранящая старинные иконостас и иконы. Она была показана преподобному Савве следующим образом. Во время молитвы Савва увидел исходящий от этого места огненный столп, вершиной касающийся неба. Стоял святой на молитве до зари, а наутро пришёл, увидел большую пещеру и устроил в ней церковь.
Первоначально преподобный Савва пять лет подвизался в пещере на противоположном от обители склоне горы. С течением времени распространилась слава о святом подвижнике. Сюда стали стекаться люди, имеющие единственное желание служить Богу и просившие преподобного стать их наставником. Селившиеся рядом с преподобным иноки, приближаясь числом к 70-ти, образовали лавру, во главе которой Господь поставил преподобного Савву Освященного.
Родился св. Савва в 439 году в стране Каппадокийской, в селе Муталаска. Родители Саввы были Иоанн и София, люди благородные и благочестивые. По промыслу Божиему, отрок 8-ми лет принял ангельский образ в монастыре недалеко от села Муталаски и на протяжении своей жизни много потрудился во славу Божию, стяжав добродетельной жизнью многие дары, и став основателем восточного монашества. Был избран и поставлен руководителем всего монашества на Святой Земле вместе со своим другом преподобным Феодосием Великим. Часто был направляем в Константинополь для урегулирования разнообразных вопросов, где пользовался огромным уважением и авторитетом. Об этом святом можно говорить очень много, но это вышло бы за рамки настоящего рассказа. Преподобный Савва Освященный преставился в 532 году, был погребен в часовне-гробнице, указанной ему Ангелом. Впоследствии мощи святого были перевезены крестоносцами в Венецию и помещены в церковь Сан-Антонио. В 1965 году мощи были возвращены в Лавру и помещены в Благовещенский собор.
Еще хотелось бы отметить климатическую суровость пребывания иноков в Лавре, помимо строгости устава. По уставу монахи этой обители основное время уделяют молитве, работая немного – основу всего здесь составляет молитва. Лавра сохраняет устав своего основателя, славясь весьма ограниченным сношением с внешним миром. Паломники сюда допускаются ограниченно (кроме женщин), фотографировать не разрешается. В лавре нет электричества, в холодное время года иноки согреваются исключительно на солнышке днём, перенося ночную прохладу. Температура летом здесь бывает почти до 50-ти градусов, а зимой опускается до ноля. Строгий устав и суровый климат выдерживают не все иноки: некоторые, бывает, и покидают обитель. Но оставшиеся несут тяготы и ведут брань, как древние подвижники святой Лавры. И сподобляются, наверняка, помощи своих небесных покровителей во главе со святым основателем Лавры преподобным Саввой Освященным.
В Лавре существует источник, возникший на том месте, где ослица копала землю во время молитвы преподобного о даровании воды для братии. Источник сохранился и снабжает братию водой по сей день. В завершении нашего пребывания в обители нас угостили чаем с конфетами. А также нам представилась возможность подать записки о поминании наших сродников в этом святом молитвенном месте земли, чем мы и воспользовались, не забыв и наших дорогих матушек, оставшихся за стенами обители и терпеливо ожидавших нас под палящими лучами знойного восточного солнца. Славные наши матушки: сёстры, жены и матери, много воспетые в стихах русских поэтов, они и ныне наша поддержка и опора, когда мы начинаем духовно хромать. Вспомним и о тех женщинах, которые учили ходить своих детишек, ставших впоследствии светильниками Церкви Христовой.
Спустившись с горы, на которой находится Лавра преподобного Саввы Освященного, наша группа, уже в полном составе, посетила монастырь преподобного Феодосия Великого, близкого друга святого Саввы, также величайшего православного святого. На этом месте, по библейскому преданию, останавливались волхвы, возвращавшиеся на родину после поклонения родившемуся Младенцу Иисусу Христу. Другой великий святой – преподобный Симеон Столпник предсказал Феодосию, что он будет великим пастырем и спасет многих, и благословил на славное и великое служение Богу. Монастырь преподобного Феодосия стал знаменитым на века тем, что в нём было установлено монашеское общежитие – киновия, потому святого Феодосия так же зовут и Киновиарх.
Многие люди обретали здесь поддержку и помощь ко спасению, преподобный Феодосий был милосерд, человеколюбив и милостив. Находили здесь успокоение не только иноки, но и миряне, странники и пришельцы, нищие и убогие, больные и немощные. Преподобный сам оказывал услуги нуждающимся, много народа приходило сюда отовсюду, как во врачебницу. На территории монастыря имеется пещера, где святой впервые поселился и по прошествии времени, много потрудившись, почил в возрасте 105-ти лет. Праведная кончина преподобного была ознаменована интересным событием. За три дня до неё преподобный попрощался с братией - дал последнее целование, а на третий день во время молитвы предал дух свой Богу. Некий муж, именем Стефан, будучи одержим духом нечистым, после прикосновения к одру усопшего преподобного Феодосия, освободился от своего мучителя и выздоровел.
В указанной пещере находится гробница преподобного Феодосия и почитаемая мироточивая икона «Погребение св. Феодосия Великого». В пещере также находятся гробницы святых жен, и это обстоятельство мне хотелось бы подчеркнуть: Евлогии, матери самого преподобного Феодосия, Софии, матери преподобного Саввы Освященного, Феодоты, матери святых целебников Космы и Дамиана и др. Здесь же первоначально покоились мощи преподобной Евфросинии Полоцкой, которая почила в 1173 году в Иерусалиме после болезни, случившейся с ней во время паломничества во Святую Землю. В дальнейшем мощи её были перенесены в Киево-Печерскую Лавру и почивали в Дальних пещерах, а в 1910 году их перенесли в Полоцк (Белоруссия), в Спасо-Евфросиниевский монастырь, ею основанный.
Поклонившись и помолившись святым, мы отправились в дальнейший путь. Настроение было приподнятое – наше паломничество во Святой Земле продолжалось, до грустного момента его окончания ещё оставалось время, хотя не так уж и много.
Святии преподобнии: Савво, Феодосие, Иоанне, Евфросиние и вси святии, молите Бога о нас!
(Для описания некоторых моментов из жизни святых использовано издание «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского. М., 2005).
Михаил Телешов
(апрель – май 2012 года)