Этично ли помогать безнадёжно больным? Не гуманнее ли прекратить их страдания? В этом, может быть, и явится наша помощь им?
Отвечает иеромонах Анатолий (Берестов).
Что касается того, этично или неэтично помогать безнадёжным больным и не усугубляет ли эта помощь их муки и страдания, то в этом для православных врачей не может быть вопроса. Главная задача врача – помогать страждущим, независимо от того, сможет он вылечить больного или не сможет. Для нас ясно одно: всё равно мы избавить человека от смерти не сможем, рано или поздно он, как и все мы, умрёт. Но помочь больному, пусть безнадёжному, мы должны. В этом – долг любого врача, тем более православного.
Эвтаназия – порождение безрелигиозной морали, и в христианском мире её быть не может. Она ничего общего не имеет с христианством, хотя и преследует, на первый взгляд, благую цель: прекратить страдания больного. Но это есть убийство! Можем мы оправдывать детоубийство в утробе матери – аборт? Нет! Можем ли мы оправдать убийство больного? Нет!
Имеет ли врач право ускорить смерть безнадёжно больного, тяжело страдающего больного? Большинство врачей во все времена отвечали на этот вопрос: «Нет, не имеет права».
Преднамеренно, пусть даже с благой целью, лишить человека жизни есть нарушение заповеди Божией «Не убий».
Мы можем понять нравственное состояние неверующих в Бога людей: им жалко тяжело страдающих людей и ради прекращения этих страданий они готовы убить их. Пусть не прямо убить, а, скажем, не оказав сознательно необходимой помощи или дав яд, или сильнодействующее лекарство самому больному, чтобы он сам лишил себя жизни. Кстати, в последнем случае, помимо греха убийства, врач берёт на себя и грех самоубийства больного.
Из книги: Церковь и современный мир. Минск,2010.