Протоиерей Валерий Кречетов
«Исповедь – не роман, а борьба».
(интервью в сокращении)
- Что такое исповедь и зачем она вообще нужна?
Что Господь делает, когда хочет человека призвать к Себе? Он посылает человеку тугу душевную, скорбь, чтобы человек искал Бога, чтобы человек почувствовал, что не может средствами земными избавиться от этого состояния. В своей жизни человек неизбежно сталкивается со следствием греха. Есть такое изречение: живи днём так, чтобы ночью ты спал спокойно. Это изречение народной мудрости, ведь впечатления дня действительно беспокоят сон. Вроде всё прошло, а всё равно человек задумывается над тем или иным событием и слышит некий голос, который ему о чём-то говорит. Это голос совести. Иногда человек, видя безвозвратность сотворенного, делает страшные шаги: пытается избавиться от этой жизни или начинает пить. Люди впадают в состояния ещё более пагубные, чем те, от которых они убегают. Всё это анестезия: человек не может вылечить болезнь, но убирает её симптомы. Поиски выхода и являются основанием потребности покаяния, одной из основных причин, заставляющих человека идти в Церковь и на исповедь.
- Зачем идти в храм, неужели нельзя каяться самому?
У человека есть естественная потребность в общении. Но и в общении с человеком, и в общении с Богом очень важно не просто быть понятым, но и иметь видимый знак того, что тебя кто-то понимает. Господь так установил, чтобы человек получал Его прощение через другого человека – священника: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20, 23).
- А в чём конкретно исповедоваться? Совесть вроде бы «не болит», ни в чём не обличает, никого не убивал, не грабил.
Да, совесть в первую очередь обличает человека в тяжёлых грехах. Но если совесть ни о чём не говорит, то это часто значит лишь то, что совесть открывает рот, а ей этот рот затыкают. Святые отцы говорят: когда человек входит из света в тёмную комнату. То он сначала ничего не видит, потом, когда глаза его привыкнут к темноте, он начинает видеть крупные объекты, потом мелкие, ну а если зажечь свет, то начинает видеть всё. Так же и человек, который начинает следить за своею внутренней жизнью: сначала видит только крупные грехи, потом помельче. А потом благодать даст ему свет для того, чтобы он мог «зрети своя прегрешения», - об этом мы просим Бога Великим постом в молитве святого Ефрема Сирина.
В каких грехах каяться – это вопрос времени. Вначале человек многого не понимает, не замечает, но в самом таинстве благодать, Дух Божий начинает человеку открывать видение его грехов. И человек, может быть, не осознавая даже, в чём именно он грешен, чувствует всё равно свою греховность. Исповедание грехов – это осмысление, но есть ещё и состояние чувств, человек сознаёт, что он грешен по сравнению со святостью – вот это и есть действие благодати.
- Есть какие-то способы подготовиться к исповеди?
Можно было бы посоветовать что-то почитать, есть хорошая книга отца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», ещё что-то. Лучше просто прислушаться к своему внутреннему состоянию. Когда мы видим в человеке недостаток, тот факт, что мы его замечаем, значит, что этот грех есть и в нас. Вы помните про сучок в чужом глазу и бревно в своём? Сучок растёт на бревне, а бревно – это страсть. Сучок – это грех, то есть конкретное проявление страсти. Так вот мы именно тот грех замечаем в другом человеке, ту страсть понимаем, что есть и в нас.
- Смущает, что прощение получить легко: пошёл погрешил, потом покаялся – и можно снова? Никакого наказания?
Это кто же вам такое сказал? Грех прощён на исповеди, но что-то человек всё равно терпит. Классический пример – благоразумный разбойник, который был распят рядом со Спасителем. Он покаялся, и Господь ему сказал: сегодня же со Мною будешь в раю. Ничего нечистого в рай не войдёт, то есть Господь уже очистил его, простил ему грехи, но, несмотря на это, разбойник остался ведь висеть на кресте! И мало того, как гласит Евангелие, ему ещё и перебили голени (см. Ин.19, 32). Человек всё равно что-то терпит, хотя и несоизмеримо с тем, что он должен понести за свое грехи.
- Многие христиане, хотя и исповедаются, всё равно остаются грешниками, на вид ничем особенно не отличаясь ото всех прочих людей, получается исповедь им не помогает?
Кто постоянно над собой трудится, тот отличается. До последнего издыхания, даже до райских врат идёт у человека борьба с грехом. Мария Египетская каялась, но 17 лет ещё после этого она боролась.
- Необходимо ли чувство покаяния на исповеди? Некоторые просто называют свои грехи без видимых чувств, это тоже нормально?
Смысл борьбы со грехом не в том, чтобы человек просто называл, а чтобы грех ему стал противен и мерзок! Когда мы были на Афоне, спросили одного духовника: а почему бывает так, что мы каемся и опять те же грехи совершаем? И тот ответил: это просто боль сердечная не пересилила грех! Если ты просто перечисляешь грехи, это значит, борьбы у тебя внутренней с грехами нет. Покаяние – это ведь и есть обретение в себе покаянного чувства. А чувство это от Бога – сердцу ведь не прикажешь. Но иногда и просто назвать грех на исповеди – это уже большой труд, усилие!
Исповедью покаяние только начинается, покаяние – это стержень всей духовной жизни. Молитва на исповеди, которую читает священник, - её начало священник читает всем сразу, а окончание уже каждому лично: «прощаю и разрешаю», - так вот начинается она в том числе и такими словами: «… подаждь ему (кающемуся) образ покаяния». Это для того, чтобы показать, что исповедью начинается новая ступень покаяния.
- Некоторые люди после первой исповеди круто меняют свою жизнь, а некоторые почти не меняются, по-прежнему живут со своими грехами. От чего это зависит?
От решимости. А для решимости нужно просить помощи Божией и ещё терпения. Терпение – это искусство духовное. С помощью его и получается по-настоящему избавиться от греха.
- Насколько подробно положено описывать грехи?
Если каждый будет описывать в подробностях, то это может затянуться до вечера. К тому же, когда рассказывают обстоятельства – по моему опыту, в этом часто есть элемент некоего оправдания себя. Мне приносили порой тетради, потому что если описывать, что ты сделал за неделю или за месяц, то это сплошные романы! Главное – это не подробности, а борьба: если назвал грех, то должен всё-таки бороться с ним. Если нет настоящей борьбы с грехом, то никакие подробности тут не помогут.
Журнал «Нескучный сад»,
2008, №5.