8 января к 10 часам утра паломнический автобус с благотворителем Ильей подъехал к храму «Нечаянная радость». Тут произошла наша встреча. Отец Димитрий благословил Илью, и мы, включая матушку Ольгу с дочкой Викой, отправились за детьми в больницу.
Все кто собрался в поездку нас уже ждали готовые. Некоторые были вынуждены отказаться из-за морозов. Итак, заняв свои места в автобусе, мы двинулись в неблизкий путь. Кстати, расстояние от Ярославля до Костромы составляет 79 км.
Название города ученые объясняют по-разному. Согласно одной из версий, слово «кострома», «костр» обозначает любое укрепленное место, крепость. Сторонники другой версии связывают название с заготавливаемым зимою на берегах большими «кострами» леса, который весной сплавляли из Буевского и Костромского уездов.
Примерно 2 часа езды и вот мы в Костроме. Первым местом нашего паломничества стал Ипатьевский мужской монастырь, стоящий при впадении реки Костромы в Волгу. Согласно историческим данным, этот монастырь заложил князь Василий Квашня во время нашествия монголо-татар на Москву, в 1275 году. Однако церковное предание рассказывает, что основателем в 1330-х гг. стал татарский князь-мурза по имени Чет. Направляясь в Москву к князю Ивану Калите, Чет внезапно заболел и был вынужден остановиться на том самом месте, где впоследствии возникла обитель. Во сне ему явилась Богородица, апостол Филипп и священномученик Ипатий Гагрский. Выздоровев, Чет крестился, приняв имя Захарий, и построил каменный храм в честь Святой Троицы с приделами святого апостола Филиппа и св. Ипатия.
В настоящее время в соборе Святой Троицы пребывает чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская». Нам разрешили приложиться к святыне, что мы и сделали с благоговейным трепетом.
Экскурсовод очень подробно рассказала о храме, иконостасе, иконах. Кто желал, подали требы, поставили свечи.
Главная особенность собора, которая сразу бросается в глаза – это настенные росписи. Конечно они восстановленные, но весьма богато украшают храм.
В 1610-х гг., во время польско-литовской интервенции, в Ипатьевском монастыре скрывался Михаил Федорович Романов со своей матерью, монахиней Марфой, и сюда в 1613 г. пришли к нему московские посланники с предложением стать царем. В Троицком соборе был отслужен первый благодарственный молебен за спасение России от смуты и за благоденствие нового царствующего дома. Романовы считали Ипатьевский монастырь своей фамильной святыней; здесь многие годы хранилась икона Феодоровской Божией Матери, покровительницы династии.
После интереснейшей экскурсии нас пригласили на трапезу. Суп, каша с грибами, чай с печеньем и кексами существенно подкрепили силы детей и взрослых. Очень дружелюбная, доброжелательная атмосфера царила вокруг. Спаси Господи, игумена, братию и всех кто трудится здесь во славу Божию!
Далее мы отправились в Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. В настоящий момент он продолжает восстанавливаться. Уже много сделано, но еще далеко не все. Восстановительные работы ведутся как в самом храме, так и вне его, в других корпусах монастыря. Так и хочется увидеть, как однажды восстанет он (монастырь) обновленный, красивый, величественный, «яко корабль спасения нерушимый» пред взором человека, ищущего спасения.
У монастыря нас встретила экскурсовод Наталья, которая интересно рассказала о прекрасном древнем монастыре, спаси Господи!
В монастыре пребывает чудотворная «Феодоровская» икона Божией Матери, перенесенная из Ипатьевского монастыря.
Икона Богоматери была написана евангелистом Лукой и хранилась в Феодоровском монастыре в Городце (ныне Нижегородская область). В 1239 году она явилась костромскому князю Василию Георгиевичу во время охоты – он увидел ее висящей на сосне; костромичи рассказали князю, что накануне икону нес по городу человек, очень похожий на Феодора Стратилата. Князь поставил икону в церкви Феодора Стратилата, отчего она и получила свое название – «Феодоровская». Василий Георгиевич брал икону с собой, отправляясь в военные походы, и необычайное сияние, исходившее от образа, обращало врагов в бегство.
В 1613 году Феодоровской иконой инокиня Марфа благословила на царство своего сына Михаила Феодоровича Романова. С той поры Феодоровская икона считалась фамильной святыней этой династии, и неслучайно русские императоры при переходе в Православие получали отчество «Феодоровичи».
Приложиться к этой святыне в Кострому приезжал даже Президент РФ Д.А. Медведев. В монастыре присутствуют и другие святыни, например, чудотворная икона Спасителя; Крест Господень, с частичками мощей очень большого числа святых; икона Матроны Московской с частичкой мощей; интересная икона Спаса Нерукотворного с изображением большого количества небольшого размера икон Божией Матери. Мы такой иконы еще нигде не видели.
На обратном пути нас провезли по городу, экскурсовод рассказала еще немного о городе, достопримечательностях, показала интересные дореволюционные здания, проехали мимо церкви Воскресения на Дебре. Это единственный сохранившийся до нашего времени храм из множества построенных в XVII в. на средства купцов. Воскресенский храм оставляет впечатление легкости, нарядности, праздничности. Особенно украшают его двенадцать зеленых глав и Святые ворота с белокаменной резьбой перед входом в храм.
Приятное путешествие подошло к концу и нам предстоял обратный путь. Полные душеполезных впечатлений, немного уставшие (это я о детях), но очень довольные мы отправились домой.
И наши «улыбающиеся» сердца твердо выстукивали слова благодарности благотворителю Илье, который воплощает наши мечты.
Храни Всех Господь!