Позову – молитвою без слов,
Ты откликнешься – горячей речью...
Снежной скатертью падет Покров
На просторный стол короткой встречи.
Людмила Колодяжная
В один из вечеров на небольшом микроавтобусе отправились в паломническую поездку сплотившиеся под сенью Свято-Тихоновского Храма прихожане. Отправились ко Святому Честному Поясу Пресвятой Божией Матери, а так же с желанием поклониться своему небесному покровителю святителю Тихону Патриарху Московскому и всея Руси, в честь которого назван строящийся упомянутый Храм и, если Господь сподобит, так же посетить Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, побывать у игумена земли русской преподобного Сергия Радонежского. В это паломничество ездил и я, по милости и благости Божией являющийся прихожанином нашего Храма. Таким составом мы ездили не впервые, все друг друга знаем и успели сблизиться. Удивительно спокойно и без лишнего напряжения проходят подобные паломничества. Чувствуется какая-то внутренняя близость, а может, в какой-то степени и родственность. Думается мне, что молитвенное стояние в Храме на богослужениях благодатью ложится на сердце и незримо сближает души молящихся и просыпается при молитвенных песнопениях во время паломничества. Оттого и царит благодатная атмосфера в салоне автобуса. О самой поездке у меня остались самые тёплые и благодарные воспоминания.
В 2011 году, на мой взгляд, в России произошло величайшее событие — был привезён для поклонения Пояс Пресвятой Пречистой Божией Матери. Объехал он пятнадцать городов, собирая в каждом городе множество верующих, приходящих поклонится великой святыне Православного мира. Благими трудами нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и многими просьбами, устно и письменно, стало возможно это событие, доселе не известное нашей стране. Святыня, находящаяся на Святой Горе Афон в Ватопедском монастыре, впервые в истории посетила Россию. Привез в Россию великую святыню игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем.
Сама Святая Гора Афон является местом аскезы, молитвы и духовного трезвления. Главой Святой Горы является Божия Матерь. Ватопедский монастырь основан в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Первая церковь была воздвигнута императором Константином Великим, разрушена при императоре Юлиане Отступнике и возобновлена в конце четвертого века императором Феодосием Великим. Вторичное основание монастыря относится к середине десятого века. Согласно монастырскому преданию, на Афон прибыли трое вельмож из Адрианополя – Афанасий, Николай и Антоний. По настоянию Афанасия Афонского они восстановили древний разрушенный монастырь. На протяжении многих времен монастырь разрушался, завоёвывался турками, восстанавливался, возрождался. Сейчас монастырь является духовным центром христиан. Он украшен семью чудотворными иконами Божией Матери и самим Честным Поясом Богородицы.
В ветхозаветные времена юные девы сами сплетали своими руками пояса. И когда наступал день сочетания браком, дева передавала этот пояс своему мужу как символ девства. Богородица в свое время также сплела своими руками из верблюжьей шерсти поясок, от которого в последствии происходили чудесные исцеления.
Несколько отвлекаясь замечу, что и одежда Христа – Хитон, о котором у Креста при распятии воины бросали жребий, был тканый с верху до низу и соткан руками Пресвятой Богородицы. Но по времени это было несколько позже. Кстати говоря, славянки в древности так же носили плетеные пояски, подпоясывая нижние сорочки, символизируя этим чистоту и целомудрие.
Чудотворный Пояс Дева Мария носила на себе всю жизнь. Когда Богородица возлежала на смертном одре, совершилось чудесное событие: силой Божией в Её дом были собраны находившиеся тогда в различных странах апостолы, которые благодаря этому чуду смогли присутствовать при Успении Девы Марии. Не было у одра Богородицы лишь апостола Фомы. Согласно Церковному Преданию, после успения Богородицы апостолы положили Её тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На третий день к ним присоединился отсутствующий в день погребения апостол Фома, который очень страдал от того, что так и не успел проститься с Богородицей. По его слёзной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы он смог попрощаться с телом Богородицы. Но, к их удивлению, они не нашли Её тела внутри пещеры. Здесь лежали только Её одежды, от которых исходило дивное благоухание. Православная Церковь хранит Предание, что Богородица бала воскрешена силой Божией на третий день после Своего Успения и была взята на небо.
Существует так же православное предание, что на третий день после Своего Успения Богородица явилась апостолу Фоме, который скорбел, что не мог быть при Её погребении, и бросила ему свой пояс в утешение. От упавшего пояса на камне остался след. И сейчас на территории монастыря Марии Магдалины на Святой Земле паломники имеют возможность приложиться к сохранившемуся до наших дней камню со следом от пояса Пресвятой Богородицы, над камнем расположена икона изображающая это событие.
Пояс находится в ковчеге и обшит золотыми нитями. Вышила его царица Зоя, жена византийского императора. Она была сильно больна и увидела во сне Божию Матерь. Богородица сказала царице, что ей надо убедить Патриарха достать Святой Пояс из ковчега, запечатанного императором и Патриархом ещё в четвёртом веке. Царица рассказала все императору и он уговорил Патриарха открыть ковчег. Когда Пояс положили на больную, она исцелилась. И в знак благодарности, живя в супружеском целомудрии, царица Зоя вышила Пояс золотой ниткой. Учёные говорят, что в этом тоже был Промысл Божий, потому что иначе Пояс не сохранился бы до сегодняшнего дня. Множество чудес по заступничеству Божией Матери совершается от Пояса вплоть до наших дней.
О духовном значении принесении Пояса Богородицы в пределы России Патриарх Кирилл сказал: «Тысячи паломников посещают Ватопедскую обитель только для того, чтобы помолиться перед этой святыней, облобызать часть одежды Пресвятой Богородицы. Люди молятся перед Поясом Богородицы об исцелении от болезней. Многие неизлечимые болезни, в том числе онкологические, отступают по горячим молитвам людей перед этой святыней. В Ватопедском монастыре изготавливаются небольшие копии этого пояса, и известно, что некоторые женщины, страдающие бесплодием, носят такие пояски. И если это ношение сопровождается покаянием, горячей молитвой, крепкой верой, то в очень многих случаях, которые зафиксированы, молитва достигала Престола Царицы Небесной, и женщины смогли родить детей. Для нашей страны это серьезная проблема и важная тема. И я очень надеюсь, что и мужчины, и женщины во время посещения этой святыней земли Русской будут горячо молиться у неё, прикладываться к ней и просить помощи Царицы Небесной в их жизни, в том числе и в рождении чад. Пусть пребывание Пояса Пресвятой Богородицы многим поможет понять силу Божественной благодати и близость присутствия к нам небесного мира».
Отправляясь в поездку к Поясу Пресвятой Богородицы, учитывая холодные дни, я взял с собой валенки, утепляясь основательно. Тем более, что в новостных передачах по телевизору, рассказывали о многочасовых очередях желающих приложиться к Святыне. Приехав к Храму Христа Спасителя около двух часов ночи, мы пошли искать начало очереди. Место, предназначенное для очереди из желающих приложиться к Поясу Божией Матери, было огорожено и разделено на множество участков определенной продолжительности. Во избежание огромного бесконтрольного столпотворения поделенные фрагменты этой длинной ограды играли роль шлюза, и по мере накопления народа одна часть открывалась, пропуская некоторое количество людей, затем закрывалась и открывалась следующая.
На протяжении всей очереди стояли автобусы, где можно было погреться, так же стояли кареты скорой помощи и полевая армейская кухня, ларьки с едой. Стояли здесь и биотуалеты. Организация была отличная и. как выяснилась, было много добровольцев, желающих послужить приезжавшим из разных городов в Москву для поклонения Поясу Богородицы. Полицейское оцепление было скорее для помощи людям и их безопасности, ведь скопление людей было огромное. Мы прошли на начало очереди примерно около семи километров. И к нашему великому удивлению, вопреки слышанному ранее из СМИ об огромной очереди, мы весьма быстрым шагом прошли это же расстояние до Храма Христа Спасителя, без каких либо остановок и задержек.
Тёплые вещи не понадобились, от быстрого шага мне стало даже жарко. Слава Богу, по ходатайству Пресвятой Богородицы я сподобился приложиться к Её Честному Чудотворному Поясу. Нет смысла описывать и передавать непередаваемое, то, что происходит от приобщения к святыням, да мы и сами не всегда понимаем, а часто не ощущаем видимым образом, что происходит. Вот так закончилось мое первое посещение величественного Храма Христа Спасителя. До этого дня я в этом огромном и чудном Храме не был, и поэтому впитывал все окружающее меня особо.
В Москве хранятся небольшие частицы пояса Пресвятой Девы. Казалось бы, особо напрягаться и не надо. Но для меня наиболее близко высказывание протодиакона Андрея Кураева сказавшего по этому поводу: «… у паломников есть желание совершить некие усилия. Суть любого паломничества состоит и в этом. Может, в нашу эпоху, когда мы паломничаем слишком легко - в комфортабельных автобусах и самолетах - возникает нужда в трудном пути. Традиционно ведь паломник менялся не у святыни, а по пути к ней, преодолевая массу трудностей пешего похода из Москвы в Киев или в Иерусалим». Вот это желание приложить усилия и наводит на размышления. В Евангелии от Марка есть место, где говорится: «подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий!
Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Вопрос конкретный – что мне делать. В романе «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского один из трёх братьев, Алёша, был привлекателен внешностью, образован и имел большие перспективы в будущем. Сказажу, что в романе Алёша является далеко не таким, как его карикатурно изобразили в фильме советского периода. Так вот он стал послушником после услышанных им слов Спасителя: «…если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19,21). Алёша говорил, что он не может вместо «продай имение и раздай нищим», бросить монетку в кружку и вместо «следуй за Мною», ходить к обедне по выходным. Кстати говоря, в давние времена те же слова из Евангелия побудили к действию Антония Великого, считающегося основателем монашества. И Алёша жаждал большего.
Возможно, что и люди, которые стояли в многочасовых очередях, движимы были тем же желанием усилий, желанием откликнуться на оказанное внимание и любовь Пресвятой Богородицей, шагнув навстречу. Предполагаю, что посещение городов нашей страны Поясом Богородицы, так же как и чудотворные иконы с любовью привозимые ранее в Москву Ватопедскими монахами, является благословением Божией Матери нашей многострадальной стране, в которой происходит преображение, пробуждаются уснувшие души христиан.
Вспоминается один монах, бывший некогда насельником Ватопедского монастыря, звали его Максим. Отправлен он был к нам в Россию для перевода богослужебных книг и на склоне лет, много потрудившись, обрёл покой в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Мощи преподобного Максима Грека и сейчас почивают в одном из храмов Лавры.
Когда пала Киевская Русь, бежавшим на север от татаро-монгольской угрозы людям пришлось как бы заново строить её. Связь с Византией прервалась, местность была дикая с густыми лесами и не было рядом Киево-Печерской Лавры - сердца Киевской Руси. По милости Божией новый очаг святости воссиял и на севере - Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Преподобный Сергий Радонежский, основатель Лавры, родился в 1314 году в семье благочестивых ростовских бояр и в крещении был назван Варфоломеем. После кончины родителей, 23-х лет от роду, он с братом Стефаном поселился в пустынном лесу для уединенной молитвенной жизни. Срубили малую церковь во имя Живоночальной Троицы, тем самым положив начало самой знаменитой обители на Руси.
Брат, не выдержав лишений и трудностей уединенной жизни, ушёл в Москву, а Варфоломей остался приняв, постриг с именем Сергий. Спустя некоторое время, узнав о суровой добродетельной жизни преподобного Сергия, к нему стали стекаться иноки, жаждущие подвигов пустынножительства, а затем и крестьяне стали приходить к нему за советом и поселяться рядом. Так образовался монастырь и посад вокруг него. По молитвам преподобного Сергия совершались многие чудеса и исцеления. Около семидесяти православных святых считаются учениками преподобного Сергия, которыми было основано на Руси примерно пятьдесят монастырей, ставших центрами духовного просвещения и благочестия. Проведя жизнь в молитвенных трудах, благодатный старец удостоился блаженной кончины. Его святые мощи почивают в Соборе во имя Святой Живоначальной Троицы в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
И мне посчастливилось побывать в этом святом намоленом месте и приложиться к святым мощам преподобного Сергия. Так же благосклонностью Божией и молитвами преподобного Сергия и к мощам других святых угодников Божиих, находящихся в приделе преподобного Никона Радонежского, которому преподобный Сергий передал управление обителью, мощи его почивают тут же. Придел этот находится у южной стены Троицкого собора, к нему примыкает Серапионова палатка, поставленная над гробницей святителя Серапиона Новгородского. В приделе и палатке почивают и многие другие угодники Божии. Просто чудесным образом, по Божией милости, нам разрешено было к ним приложиться!
Места, где сейчас основаны города и проложены дороги, ведущие к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, столетия назад были покрыты густым лесом. В один из дней 1380 года этим путем к Троицкому монастырю, к игумену Сергию ехал князь Димитрий просить благословения и молитв на битву с татарским ханом Мамаем, предводителем татарской орды, обложившим данью нашу страну и наводившим ужас. Много лет Русь находилась под игом татаро-монгол. Великий князь изложил игумену свои думы и сомнения. Вместо ответа игумен встал на колени перед образом Богородицы и застыл в безмолвной молитве. Опустился на колени и Димитрий. Окончив молитву, преподобный Сергий сказал: «Иди князь, заступись за веру православную, и знай, что одолеешь ты супостата, но много русских воинов сложат головы в том бою». Перед уходом преподобный Сергий привел князю двух иноков, Пересвета и Ослябю, благословив их на ратный подвиг. В праздник Рождества Богородицы на Куликовом поле князь Димитрий одержал победу, уничтожив тем самым страх русского народа перед татарами.
Сражение происходило близ берега реки Дон, и князя Димитрия стали называть Донским. Икона Божией Матери, сопутствовавшая великому князю Димитрию Донскому и осенявшая воинов на поле брани, была так же названа «Донской» и стала почитаться защитницей Руси. Каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед этой иконой молились о даровании победы, и она неоднократно являла свою чудотворную силу. В 1591 году царем Феодором Иоанновичем в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея был построен Донской монастырь на месте нахождения стана русских воинов, готовившихся вступить в бой с вражеским воинством. Посреди русского стана была походная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, в которой находилась икона Божией Матери именуемая «Донская», благодаря чему было дано название монастырю.
Донской ставропигиальный мужской монастырь имеет особое значение для нашего прихода, так как здесь почивают святые мощи нашего покровителя – Святителя Тихона Московского, в честь которого строится у нас новый большой храм, давший названии всему нашему приходу.
Более двух веков Русская Церковь жила без патриарха. После кончины в 1700 году Патриарха Адриана царь Петр Первый отменил патриаршество, и в 1721 году был учрежден Святейший Правительствующий Синод. И только в 1917 году в Храме Христа Спасителя на Поместном Соборе после Литургии старцем Смоленской Зосимовой пустыни Алексием из ковчега с именами трёх кандидатов, избранных на Церковном Соборе, был вынут жребий с именем нового избранника Божия. Патриархом Московским и всея Руси стал святитель Тихон. Преподобный старец Алексий Зосимовский, вынувший жребий, в работе собора участвовал только из послушания, так как был затворником. Таким образом совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви. С крестом Патриаршего служения в тяжелые для России дни на плечи святителя Тихона легли страшные испытания и великая тяжесть ответственности. Личной проповедью и неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал лютую ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под домашним арестом в Московском Донском монастыре. Жизнь Святейшего постоянно была под угрозой. Трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы.
Временем раннее избрания святителя Тихона патриархом, он возглавлял и Ярославскую кафедру. За годы своего архиерейства в Ярославле он привёл епархию в состояние духовной сплоченности. Отличался мудростью, терпением, гуманностью и благожелательством. Часто объезжал епархию, совершая службы в приходских и монастырских храмах. Архиереи в ту пору передвигались в каретах, а святитель Тихон любил ходить по городу пешком. Ярославцы так полюбили своего архипастыря, что избрали его почётным гражданином города. А в наши дни в Ярославле строится Храм его имени.
7 апреля 1925 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы на 61-ом году жизни Святейший Патриарх Тихон скончался и был погребен в Донском монастыре. Приезд Чудотворного Пояса Пресвятой Богородицы собрал около 800 тысяч верующих в Москве, примерно 3 000 000 по стране и многочасовые очереди паломников. А в 1925 году 12 апреля на похоронах Патриарха Тихона в Донском монастыре люди так же по 9 – 10 часов выстаивали в очереди, чтобы проститься с любимым пастырем. В ограде Донского монастыря об упокоении души Святейшего молились не менее 300 тысяч человек. Отпевание совершали 56 архиереев и около 500 пресвитеров. Представьте только, как нужно прожить жизнь, чтобы во время гонений на Церковь собралось столько народа на похоронах!
Замечательные слова о Патриархе Тихоне сказал митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шёл прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нёс всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».
В 1981году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей прославил в лике Новых Мучеников и Исповедников Российской Церкви Патриарха Тихона. А в 1989 году Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью Московского Патриархата.
На этом я завершу рассказ о паломнической поездке, очень насыщенной, но короткой по времени. Многое опущено, что- то не написано, что- то не охвачено, возможно, где- то получилось обрывисто и неполно. Но всёже надеюсь, что главное о святых и благодатных местах, о которых я пытался сказать, я сказал. И буду очень рад, если мой рассказ у кого-нибудь из читающих, хотя бы вызовет интерес, а может, и желание побывать в этих великолепных монастырях.
Сколько веры, сколько силы!
Духом плоть побеждена...
С этой верой тьма могилы
Человеку не страшна!
Благодатные примеры -
Эти светочи земли...
О, хотя б частицу веры
Их мне, Господи, пошли!
А. Круглов
Михаил Телешов. 2011 г.