Пасхальное богослужение и приветствие. Задолго до полуночи в православные храмы стекаются верующие в праздничных одеждах и благоговейно ожидают начала Пасхального богослужения. Священнослужители надевают праздничное облачение. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении светоносного праздника. Священство выходит из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, шедшим поутру ко Гробу Господню, идут вокруг храма крестным ходом с пением стихиры Пасхи: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют не небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Все молящиеся держат возжжённые свечи, выражая духовную радость великого праздника. Шествие сопровождается ликующим пасхальным трезвоном с колокольни, как с небес.
Крестный ход останавливается у затворённых западных врат храма, как бы у дверей Гроба Христова, и здесь священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам о Воскресении Христовом, первым возглашает радостную весть: «Христос воскресе!» Предстоятель возглашает древние стихи пророчества святого царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…»
Наконец, предстоятель, держа в руках крест с трёхсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма, они отверзаются, и ликующий сонм, духовенство, хор и все молящиеся, как некогда мироносицы к апостолам, входят в церковь, залитую светом всех светильников, оглашая её песнью:«Христос воскресе из мертвых…» Начинается Пасхальная заутреня, состоящая из пения канона преподобного Иоанна Дамаскина, песни которого разделяются многократным: «Христос воскресе из мертвых!» Священники с крестом и кадилом обходят всю церковь, наполняя её фимиамом, и радостно приветствуют народ словами: «Христос воскресе!», на что верующие радостно отвечают: «Воистину воскресе!» Неоднократные выходы священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам после Воскресения.
В конце утрени после пения: «друг друга обымем, рцем: братие! И ненавидящих нас простим вся Воскресением» - все верующие начинают приветствовать друг друга. Радостное Пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда узнали о Воскресении Христовом, говорили друг другу: «Христос воскресе!» и отвечали: «Воистину воскресе!» Взаимное лобзание есть выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом смертью и Воскресением Сына Божия.
Затем читается слово святителя Иоанна Златоуста. Совершаются Пасхальные часы и Литургия при открытых Царских вратах, которые открыты с начала заутрени и не закрываются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз (то есть открыл) нам врата Небесного Царствия. На Литургии читается 1-е зачало Евангелия от Иоанна Богослова, начинающееся словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…», в котором изображается Божественность нашего Искупителя. Если Литургия совершается собором священнослужителей, то Евангелие читается на разных языках в знак того, что всем народам на земле адресуется «благая весть» (так переводится греческое слово «Евангелие») о Господе.
Тропарь Пасхи. Тропарём в церковной традиции называется краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события, это своего рода визитная карточка праздника: каждому празднику соответствует свой тропарь. Тропарь Святой Пасхи по-церковнославянски поётся так: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Что в переводе на современный русский язык будет: Христос воскрес из мёртвых, Своей смертью победив смерть и дав жизнь находившимся в гробах (мёртвым). Радостный гимн: «Христос воскресе…», возвещающий о Воскресении Христа, впервые звучит в пасхальную ночь, потом многократно повторяется в церковных богослужениях на протяжении всех 40-ка дней празднования Пасхи. Весть о Воскресении Спасителя возвещается всем народам во всех уголках земли, и в православных храмах можно услышать пение тропаря Пасхи на разных языках.
Продолжительность праздника Пасхи. Со времён апостольских торжественное празднование Христианской Пасхи продолжается семь дней, которые называются Светлой седмицей (неделей). В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этого периода богослужение бывает то же, что и в первый день Пасхи с немногими изменениями. Каждый день Светлой седмицы после Литургии при непрерывном колокольном звоне совершается крестный ход вокруг храма, который символизирует победное шествие Христа Спасителя со всей Своей Церковью – небесной и земной. Это и наше шествие навстречу Воскресшему Христу. Во время крестного хода делается четыре остановки, на которых читается Евангелие о Воскресении Господа. Православная Церковь, славя «Пасху двери райские нам отверзающую», в продолжение всего семидневного торжества оставляет Царские врата в храме открытыми.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонения и земные поклоны отменяются. Пасхальные песнопения в церкви поются до праздника Вознесения Господня, который всегда бывает на сороковой день после первого дня Пасхи. Таким образом, общая продолжительность Христианского Пасхального торжества составляет 40 дней, в течение которых христиане так приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»
Артос. Слово «артос» в переводе с греческого означает «квасной хлеб», хлеб для всех членов Церкви общий, освящённый хлеб, иначе – всецелая просфора. Употребление артоса ведёт своё начало от первых веков христианства. Ученики Спасителя после Его Вознесения на Небо часто собирались на общую молитву и трапезу, вспоминали Тайную вечерю, причащались Святых Христовых Тайн. Первое место за столом они всегда оставляли невидимо присутствующему Господу и клали для Него хлеб, по окончании трапезы они поднимали этот хлеб, благодарили Бога, говоря: «Христос воскресе!». Затем раздробляли Христов хлеб и с благоговением потребляли как святыню. И, разойдясь по разным странам для проповеди Евангелия, они старались соблюдать этот обычай вместе с новообращёнными христианами. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в день Христова Воскресения полагать в храме хлеб, как видимое выражение того, что Воскресший Спаситель стал для всех нас истинным хлебом жизни. Этот обычай через века дошёл до нашего времени.
Артос освящается в первый день Святой Пасхи после ночной Пасхальной литургии. Его помещают на солее храма перед образом Спасителя на всю Светлую седмицу. Ежедневно во время крестного хода он тоже обносится вокруг храма. В субботу Светлой седмицы после особой молитвы артос раздробляется и раздаётся всем верующим как святыня. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими вместе с просфорой в святом углу возле икон, принимаются в особых случаях как духовное врачевство от болезней и немощей и всегда со словами: «Христос воскресе!» испортившийся артос, как и просфору, нельзя выбрасывать, их следует сжечь самому или отнести для этого в церковь.
Крашеные яйца. Этот пасхальный обычай происходит от святой мироносицы равноапостольной Марии Магдалины, ученицы Христа. После Вознесения Господа она с евангельской проповедью пришла в Рим, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо (в древности, на приём к высокому лицу в знак уважения приносили с собой какой-либо дар), сказала: «Христос воскресе!» и таким образом начала свою проповедь о Спасителе. Окрасив яйцо в цвет крови, святая открыла великую тайну благочестия, что «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет.1,18-19).
Одаривая друг друга крашеными яйцами, мы по примеру святой Марии Магдалины, исповедуем животворящую смерть и Воскресение Господа – два события, которые соединяет в себе Пасха Христова. Как из яйца, из-под мёртвой скорлупы, рождается жизнь, которая была ею скрыта – так из гроба, жилища смерти и тления, восстал Жизнодавец Христос, и некогда восстанут в вечную жизнь и все умершие. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов (истин) нашей Божественной веры и служит видимым знаком воскресения мертвых.
Освящение кулича и пасхи. Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровию: «Пасха Христос Избавитель», - так поёт Церковь и говорит апостол Павел (1Кор.5,7). Поэтому особенно прилично причащаться Тела и Крови Христовых в Светлый день Пасхи. Но так как православные христиане обыкновенно принимают Святые Дары в продолжении Великого поста и в Светлый праздник Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особенные приношения верующих, называемые куличами и пасхами, чтобы их вкушение напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе. Во многих храмах освящение куличей начинается в субботу после Литургии. Окончив подвиги поста, прекращая говение, православные семейно вкушают благословенную пасху и употребляют её во всю Светлую седмицу.
Христосование. На Пасху принято христосоваться. Кроме словесного пасхального приветствия: «Христос воскресе!» и ответа: «Воистину воскресе!» - все: взрослые и дети, мужчины и женщины трижды целуют друг друга в знак радости Воскресения Христова, которая переполняет христиан. А песнопения Пасхальной службы учат, что все люди действительно братья, и от радости мы больше не помним ни обид своих, ни обидчиков.
О посещении кладбища в день Пасхи. Церковный Устав не содержит чина Пасхальной панихиды, но не запрещает в этот день навестить родные могилки. Наши усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как живые, слышат наше обращение к ним. Можно посетить в день Пасхи кладбище, чтобы похристосоваться с усопшими родными, но это христосование должно быть радостным, а не заупокойным молением, всегда настраивающим на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: «Христос воскресе!», положат красное яичко, но совершать заупокойную службу не дерзнут. Все заупокойные песнопения и поминовения на Светлой седмице (Пасхальной неделе) Церковным Уставом устраняются даже из домашнего молитвенного правила. Служение панихиды откладывается до Радоницы – вторника второй недели после Пасхи, когда совершается пасхальное поминовение усопших.
Пасхальная милостыня. Уже с древних времён Пасхальная седмица выделялась особенными делами благочестия и благотворения. В этот великий праздник христиане прощали должникам, помогали сиротам, нищим и убогим. С древности в Православной Церкви остались предписания раздавать бедным продукты, освящённые в Пасху. Святитель IV века Григорий Нисский в слове на праздник Пасхи говорил, что тот, кто оказывает милость в этот день, «знает, что в день будущего воскресения, по образу коего мы чествуем настоящий день, он и сам будет иметь нужду в долготерпении и благости Господа и потому, оказывая милость ныне, ожидает воздаяния в тот день…» В дореволюционной России благотворительность в Пасху и другие православные праздники имела всеобщую распространённость. Тон задавали русские цари, посещавшие в праздничные дни тюрьмы, больницы и богадельни, поздравлявшие людей, там находящихся, раздавали им праздничное угощение для разговления.
(Составлено по книгам: Празднуем Пасху в храме и дома. М., 2010; Пасхальные хлопоты. М., 2007)