«Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову»
Священномученик Игнатий Богоносец
2 марта все православные христиане вступили в Великий Пост, чтобы вместе подготовиться к дню Светлого Христова Воскресения. Первая великопостная неделя очень строгая по вкушению пищи. Церковная традиция предусматривает 2 марта полный отказ от еды. В период с 3 по 6 марта разрешается употребление сырых продуктов и неподогретого питья. Так же можно употреблять в пишу все виды фруктов, овощей, сухофруктов, орехов, меда и черного хлеба. В субботу и в воскресенье первой седмицы разрешается употребление вареной пищи с добавлением растительного масла.
Такого строгого устава в тягость придерживаться даже тем, кто выполняет монотонную работу, не требующую больших вложений физического и умственного труда. Однако у тех, кто выкладывается на своем рабочем месте «по полной», такого графика питания придерживаться очень трудно. И это учетом того, что далеко не все коллективы разделяют точку зрения постящегося. Некоторые посчитают своим долгом вступить в полемику о целесообразности поста как такового, называя пост – обыкновенной диетой, а кто-то начинает специально подтрунивать, выставляя напоказ в обеденный перерыв все мясные деликатесы, которые только смогли «сообразить» дома.
Конечно, если опыт соблюдения поста уже есть, то выработался своеобразный иммунитет на тех, кто пытается ввести в соблазн. А если такового опыта не имеется и все подобные выпады со стороны окружающих вводят в сильное искушение? Как быть в такой ситуации?
Для начала не забывать, что пост дается во очищение души и тела. Строгость в пищевой воздержанности приучает вниманию к своему внутреннему миру. Только в определенном ограничении, когда человек испытывает некое неудобство, из него начинает буквально «лезть» все то, что следует лечить исповедью и Причастием, чтобы удостоиться жизни вечной. Вот что писал по этому поводу блаженный Августин: «Дни Четыредесятницы обозначают жизнь настоящего века, так как и дни Пасхи предизображают вечное блаженство. Во время поста мы имеем сокрушение, а в Пасху исполняемся радости, так как в настоящей жизни должны мы нести покаяние, чтобы в будущей жизни достигнуть вечных благ».
Также нельзя рассчитывать на благосклонность нечести, открыто вступая в бой со своими страстями. Отсюда и нападки ближних, и не очень ближних. В жизни отца Иоанна Крестьянкина был такой случай, когда кто-то из прихожан заявил, что пост – деревенщина (слово-то какое нашли!) Русской Православной Церкви, то ли дело католики, которые его отменили. На что батюшка ответил, что правильно сделали иноверцы. «Постятся те, кто ещё надеется спастись! – продолжил батюшка. – А римо-католические прелаты прекрасно знают, кто они и по какому пути идут. Так зачем же им поститься? Зачем изматывать себя? Пусть хоть здесь в удовольствие поживут. Им-то на что надеяться?».
К тому же не следует забывать, что для болящих, трудящихся тяжелым трудом всегда есть послабления. Эти послабления дает либо духовник, либо приходской священник. Чтобы не заниматься самобичеванием в периоды послаблений священник Игорь Фомин напоминает, что «У каждого своя мера»: для работающего человека — время особое, как и для любого другого. Неработающих людей нет — кто-то работает на государственной службе, кто-то в частных компаниях, кто-то на дому. И мера поста у каждого своя. Так как воздерживались древние отцы в египетских пустынях, наверное, сейчас поститься невозможно. Никто и не говеет, вкушая три боба в день, подобно тому, как, согласно житию преподобной Марии Египетской, питался Великим постом преподобный Зосима. Но отчуждать себя от тела всей Церкви в этот период ни в коем случае нельзя.
Каждый должен воздерживаться в ту меру, чтобы не просто волочить ноги, но и что-либо делать. Один духовник говорил, что если человек умирает от поста, то это грех самоубийства. Поэтому можно выделить для себя: да, я не смогу обходиться этим постом без подсолнечного масла, но я зато смогу обходиться без лишней болтовни на работе, без телевизора, без осуждения или участия в каких-то других недостойных мероприятиях. Я отключу себя от развлекательной части интернета. Может быть, дам себе задание прочитать какие-то определенные книги…».
Пост – время трудное, сложное, требующее от христиан большой самоотдачи. Но не стоит забывать, что пример поста, строго воздержания нам подал Спаситель. Сам Христос держал пост «сорок дней и сорок ночей» (Мф. 4:2)! И Он же в Нагорной проповеди призывал: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:16).
Поститесь постом приятным!
Автор Александра Светлозарова