Почему в храме нужно стоять?
Вопрос. В храме вдоль стен стоят лавочки, однако сидеть на них мне, здоровому, в общем-то человеку, неловко. Когда же решаешься сесть, обычно оказывается, что лавочки уже заняты. Иногда грешным делом завидую католикам с их скамеечками. А они, говорят, ценят то, что мы в храме не привязаны к одному месту, можем передвигаться, не мешая остальным (если, конечно, храм не забит до отказа). Говорят, что когда-то и в православных храмах сидели во время службы. Так ли это? И если да, то почему сейчас этого нет? С уважением Татьяна Ивановна.
Отвечает иерей Олег Давыденков, доктор богословия, ПСТГУ.
Действительно, верующие до VI века могли молиться сидя. Если в храме не было специальных сидений, садились прямо на пол. Но, как известно, человеку свойственно устраиваться с максимальным комфортом. Даже существует такая история про одного епископа, настоятеля монастыря. Владыка во время службы никогда не присаживался хоть на минутку. Когда его спросили – почему, он ответил: «Если я сяду, остальные вообще лягут». Это и в самом деле так. Сидеть, конечно же, удобно. Но лежать-то еще удобнее. Так можно очень далеко зайти. И ведь Православная Церковь отказалась от скамеек не в одночасье. Она пришла к этому, основываясь на практическом опыте. Когда ты молишься стоя, ты не расслабляешься, а стоит сесть, уже и в сон потянуло. Как показывает практика, когда тело в тонусе, тогда и душа в молитве.
Конечно же, речь идет о здоровых людях. Как сказал митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но даже больным, если они в силах, во время чтения Евангелия лучше стоять.
Журнал «Нескучный сад», 2006, №5.