Поездка к батюшке Павлу.
«Господи! Молитвами праведников помилуй грешников»
Архимандрит Павел (Груздев).
Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 13 октября 2012 года, состоялась поездка группы наших прихожан, в числе которых были наиболее активные посетители Воскресной школы для взрослых, в город Романов-Борисоглебск (Тутаев). Здесь проживал последние годы своей земной жизни и здесь отошёл в Небесные обители Божий угодник, народный старец, архимандрит Русской Православной Церкви отец Павел (Груздев).
Сюда к нему ехали не только жители Ярославской земли, ехали люди из разных мест: имя отца Павла почитаемо во всей России. При жизни он был прославлен от Бога многими дарами, его предстательство пред Господом было сильно и действенно. А теперь люди едут на его могилку: поклониться и попросить помощи в скорбях и нуждах, как у живого, ибо молитва праведника не прекращается с его уходом в иной мир, а, может, ещё сильнее становится. Вот и мы едем, многие впервые.
Город Романов-Борисоглебск (Тутаев) находится в 38 км к северо-западу от Ярославля, расположен на обоих берегах реки Волги, до 1822 года это были два разных поселения. На левом берегу Волги – Романов, основанный в 13 веке князем Романом Угличским, на правом берегу – Борисоглебск, известный с 15-го века и названный в честь первых русских святых, князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Указ Императора Александра Первого объединил эти поселения в один город Романов-Борисоглебск, в 1918 году город был переименован в Тутаев (по фамилии большевика И.Тутаева).
Батюшка Павел похоронен на Леонтьевском кладбище, что на левой Романовской стороне, куда мы сразу и направились. К могиле отца Павла ведёт тропинка, посыпанная тонким, в один камешек, слоем гравия, да ещё невдалеке от кладбищенского входа стоит самодельный простенький указатель-стрелка: Архимандрит Павел. Старец похоронен рядом с могилами родителей, в одной ограде. Кресты из чёрного гранита, цветы. Батюшкин крест массивней и выше, возле него подсвечник с горящими свечами и зажжённая лампада, неугасимая.
Мы прошли в ограду, поклонились батюшке Павлу, приложились с молитвой ко кресту на его могилке, кто догадался взять свечи, поставили их на защищённый от непогоды подсвечник. Наш настоятель протоиерей Михаил с тремя певчими служил панихиду о упокоении раба Божия архимандрита Павла, а мы молились. Кто просил о чём батюшку Павла – тайна. Наша поездка сопровождалась мелким осенним дождём: вот мы стоим под зонтами и молимся.
К отцу Павлу приезжают в любую погоду, в любое время года. Пока шла наша панихида, подошли ещё люди и тоже со священником, значит, панихиды по отцу Павлу не кончаются. Не кончается молитва, не прерывается общение верующих со старцем, продолжается помощь избранника Божия нам, немощным и грешным, просящим помощи сильного и праведного. По окончании панихиды батюшка Михаил помазал нас маслом от лампады с могилки Архимандрита – ответ его. Любил он людей. Просто, искренне и очень сильно. По-настоящему, по-Божьи. Любил и любит! По нездоровью не мог принять всех лично. Теперь может всех.
С кладбища мы поехали в Леонтьевскую церковь, в которой молился, читал и пел на клиросе Павел Груздев, когда жил с родителями здесь, на левой, Романовской стороне. Родился-то он в Мологе, уездном русском городе, который стоял «на двух реках, на Мологе и на Волге, на крутых берегах», как говаривал старец. С 5-ти лет жил в Мологском Афанасьевском монастыре, где были монахинями три его родные тётки и был благословляем Патриархом Всероссийским Тихоном, приезжавшим в обитель. Захватившие власть большевики закрыли монастырь, в нём образовался колхоз, в котором и работал Павел. При сооружении Рыбинского водохранилища огромная площадь ушла под воду, в том числе и город Молога, семья Груздевых, как и другие семьи мологжан стали переселенцами: из собственного дома сделали плот и сплавились по Волге, поселились в Тутаеве на левом берегу.
Леонтьевская церковь (так называют в народе храм Вознесения Господня) двухэтажная: внизу тёплая (т.е. отапливаемая) – главный престол в честь иконы Божией Матери «Знамение» и придел во имя великомученицы Параскевы. Верхний летний (не отапливается) храм имеет главный престол Вознесения Господня и придел во имя святителя Леонтия Ростовского. Каменный храм был возведён в 1795 году (в более ранние времена здесь стояла деревянная церковь святителя Леонтия), строился, украшался и содержался стараниями и средствами романовских купцов. Уцелевшую в безбожные 30-е годы, церковь закрывали в хрущёвскую кампанию 1960 года. Здесь находились многие древние иконы ещё из деревянных храмов. Население очень почитало чудотворную икону святой Параскевы Пятницы, по молитвам у которой исцелялись от глазных болезней (в 1609 году во время польского нашествия дерзкие разорители были поражены слепотой от этой иконы).
В мае 1941 года община Леонтьевской церкви пережила драматические события: по сфабрикованному делу были арестованы настоятель храма иеромонах Николай (Воронцов), почитавшийся верующими как старец, его келейник и несколько прихожан, среди которых был Павел Груздев. По приговору тройки ОГПУ настоятеля расстреляли, остальные провели долгие годы в заключении и лагерях. Павел Груздев всю свою жизнь отдал Господу, прошёл тяжкий 11-летний путь лагерника, исповедника за веру, вернувшись домой, снова читал и пел в Леонтьевской церкви, принял монашество и священнический сан, более 30-ти лет служил в храме села Верхне-Никульское, стал почитаемым старцем, которому Всевышний сподобил дар предвидения и возможность исцелять души и тела человеческие.
В 1989 году Леонтьевский храм был возвращён верующим, по благословению отца Павла и с помощью Божией отремонтирован.Мы посетили нижнюю церковь. Небольшая, немного тесновата на взгляд современного человека, топится печка, что тоже удивительно горожанину, некрашеные деревянные полы поскрипывают, бегает смелая и добрая девчушка, скромная матушка принимает у нас записки – всё предельно просто, но истинно и духовно значительно (как у отца Павла). Дух стоит характерный для старинных, не закрывавшихся храмов – намоленности (а ведь церковь закрывали!). Много старинных икон, есть вообще редкие, на пример: «Не рыдай мене, Мати» в серебряном окладе. Ростовая икона великомученицы Параскевы, образ Николая Можайского с мечом, в иконостасе большая икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», написанная монахиней Ольгой, тётей отца Павла. Проходим, прикладываемся, ставим свечи. Выходит отец Михаил, настоятель, выносит скуфью самого Батюшки, которую передала в храм родственница его. Подходим по очереди, каждому на голову её надевают…
Быть на левом берегу в Тутаеве и не приложиться к редкой иконе Божией Матери «Прибавление ума» – никак не возможно! И мы продолжаем путь по Романовской стороне. Сельские виды, улицы и дома больше напоминают деревню, а не город. Правая сторона вся такая городская, современная, а здесь как будто время течёт медленнее, может, это и хорошо. И опять тут – отец Павел с его простотой, думается о нём. И «Прибавление ума» – ведь это не тот ум, которым кичатся люди, это истинный ум, божественный, духовный, он часто скрыт от глаз, остаётся прикровенным, как это было у отца Павла. Вот и Покровский храм, где находится святыня.
Сочетание стройной шатровой колокольни с приземистым скромным храмом, толстые стены. Стоит на территории бывшего Ново-Покровского мужского монастыря, упоминаемого в документах 17-18 веков. Покровский храм – один из древнейших на Романовской стороне. Не закрывался и в годы гонений, а в течение 30-ти лет (1961 – 1989) оставался единственным действующим на левой стороне города. Под Покровом Пресвятой Богородицы хранится большое количество святынь из упразднённых храмов Романова-Борисоглебска. Из Воскресенского храма, разобранного в 1930-е годы происходит мощевик, в котором находятся 110 частиц мощей святых угодников Божиих.
Но особо почитаемый образ Покровской церкви – икона Пресвятой Богородицы «Прибавление ума», редкой иконографии, перед которой молятся о просвещении души. Празднование – в первое воскресение после Успения Пресвятой Богородицы.
«О, преславная Мати Христа Бога нашего, благих Подателя, милостию Своею всю вселенную сохрани, даруй нам, рабам Твоим, премудрость и разум, Светом Сына твоего души наша просвети, Едина Всепетая, от Херувим и Серафим славимая» (тропарь).
Наше посещение Покровского храма совпало с кануном праздника Покрова, с особым чувством мы приложились к великолепной иконе Покрова Пресвятой Богородицы, находящейся в иконостасе, к образу «Прибавление ума», другим старинным иконам храма, подали поминальные записки и, напитанные благодатью, поехали домой в Ярославль.
А в дороге один из наших прихожан читал нам вслух притчи из книги, купленной им в Покровской церкви. Книга называется: «Притчи православных старцев», издана в Воронеже в 2012 году. Есть в этой книге и притчи, рассказанные архимандритом Павлом (Груздевым). Среди всех даров отца Павла выделялся замечательный дар рассказчика: он словно исцелял собеседников живительной силой своего слова. Все, кто общался с батюшкой, слушал его простые житейские рассказы, вспоминают, что возвращались от него, «как на крыльях» – настолько радостно преображался их внутренний мир.
Текст подготовила Григорьева Е.Н.
Фото Каткова М.В.