Поездка в Псков
Так нежен облик твой,
прекрасный, дивный край.
Блеск золотых крестов,
звон колокольный…
Быть может так
мог начинаться рай,
Святой, Божественной
любовью полный?
В мое ты сердце
навсегда попал.
Не жди, что я тебя забуду скоро.
Ты стал так дорог, ты родным мне стал.
Когда же вновь вернусь назад, в Печоры?
Первое, с чего нужно начать: слава Богу за все! Как хорошо, что съездили!
Маше не пришлось меня долго уговаривать, мне и самой хотелось поехать в какое-нибудь святое место, тем более, что в Пскове я еще не была. Туда мы ехали через Москву, обратно – через Санкт-Петербург.
Оставив вещи в камере хранения Ленинградского вокзала Москвы, пошли гулять по столице. На Красной площади шла подготовка к какому-то массовому зрелищу, вся площадь превратилась в огромную сцену со зрительными местами. Дошли до Иверской часовни, приложились к иконе, даже удалось послушать немного проповеди батюшки, который там отслужил молебен с акафистом. Потом у храма Василия Блаженного сделали несколько фотоснимков. Погодка была отличная, солнечная, как летом, только ветерок слегка подувал. На Ленинградский вокзал шли пешком, через мосты и фотографировали красивейшие виды Москвы: храм Христа Спасителя, Успенский собор Кремля…
От Пскова до Печор примерно полтора часа езды на автобусе, автовокзал находится рядом с железнодорожным. Псков нас встретил дождливой погодой: серое небо, низкие дождевые тучи. Когда ехали в автобусе, начался дождь. Но в Печорах выглянуло солнышко и… невозможно было не улыбнуться ему в ответ. Там погода все дни стояла отличная, даже лучше, чем в Ярославле – вот тебе и северный район!
Прямо с автобуса мы почти бегом (от радости!) побежали в монастырь, поклониться, поздороваться… Вот только потом подниматься в гору с сумками было несладко. Но ничего, поднялись и пошли устраиваться на улицу Кузнечную, дом 17, где нас уже ждала раба Божия Любовь, ласково встретив с подносом, и пригласила: «Попейте чайку!» Пили чай, устраивались, располагались…
До вечерней службы еще оставалось время, и мы решили погулять по местности, посмотреть, что тут есть, и заглянуть в магазин – кушать-то ведь хочется! А солнышко нам «улыбалось», было по-весеннему (или даже по-летнему!) тепло. Я гуляла в одной теплой кофте, а моя Марийка в легкой курточке.
Печоры небольшие, за день можно обойти несколько раз. Мы купили в магазине картошки, хлеба, масла, чтобы потом, дома что-нибудь приготовить. В святых местах не особо думаешь о еде, о ней и не хочется думать, только бы немножко подкрепиться, уж не до изысканного вкуса. Даже простой непритязательный суп с макаронами пролетал незаметно.
Наступило время вечерней службы. В монастыре особый дух, ни с чем несравнимый, ни на что не похожий. А монашеский хор! Конечно, главное само желание человека, придя в храм, встретиться с Богом, но в монастырях особенно все располагает к молитве...
Основание обители связано с открытием Богом зданных пещер. В XIV веке на этом месте был глухой непроходимый лес, изрезанный оврагами, с прозрачными речками, в которых водилась рыба. В лесу было много диких зверей. Однажды охотники, придя сюда, услышали дивное пение. Приняв его за ангельское, рассказали своим согражданам города Изборска. Изборяне выкупили эти земли и разделили между собой. Участок земли с глубоким оврагом достался крестьянину Ивану Дементьеву, который положил начало деревне Пачковке, стоящей до сего дня рядом с монастырем. Однажды в 1392 году Иван Дементьев пришел на обрыв оврага и срубил большое дерево, а оно, падая, увлекло за собой еще несколько деревьев, под корнями которых обнаружился вход в пещеру. Над пещерой была надпись: «Богом зданная пещера». Кем и когда была сделана эта надпись, известно лишь Богу. Монастырская летопись повествует о том, что один юродивый монах, именем Варлаам, неоднократно приходил и стирал эту надпись, которая чудесным образом появлялась снова. После, вразумившись этим чудом, перестал стирать надпись. Здесь подвизались пустынники, и пещеры служили для них местом Богослужений и жилья. Предание говорит, что пустынники были монахами из Киево-Печерской Лавры.
В один из дней мы посетили эти пещеры. Взяв с собой свечи, так как в пещерах темно, вместе с монахом-проводником спустились под землю. Войдя в пещеры, оказываешься в настоящем подземном городе с улицами, каждая из которых имеет свое название, и даже с храмом. Вот только жители этого города уже давно пребывают с Господом. Здесь же покоятся их святые мощи, в специальных погребальных ячейках в стенах, закрытых керамидами – это глиняные или каменные надгробные плиты. В Ближних пещерах почивают мощи святых угодников Божиих: преподобной матери Вассы, преподобного Марка – первого Печерского старца, преподобного Ионы – первого строителя Псково-Печерского монастыря и праведного иеросхимонаха Лазаря.
Проходя вглубь пещер, попадаем на первую улицу, называемую Главной. От нее уже идут ответвления других улиц. Всего в пещерах семь улиц, каждая из которых заканчивается тупиком, где расположен либо храм (как, например, пещерный храм в честь Воскресения Христова), либо кладбище (как в конце Малой Братской улицы находится Братское кладбище за иконой Воскресения Христова), либо канун для совершения панихид.
У нас была уникальная возможность поклониться святым мощам схиигумена Саввы (Остапенко), архимандрита Серафима (Розенберга), архимандрита Нафанаила (Поспелова), иеросхиомнаха Симеона (Желнина), который имел от Бога дар прозорливости и благодатной молитвы. Особым местом в пещерах для нас стало место погребения «народного» Батюшки архимандрита Иоанна (Крестьянкина). «Полюбите! – писал отец Иоанн. – И вы будете радоваться с другими и за других. Полюбите ближнего! И вы полюбите Христа».
Здесь нужно остановиться подробнее. Узнав, что в определенное время можно попасть в келью отца Иоанна, мысль об этом не давала нам покоя. И вот, двери кельи открыты. В комнате светло, уютно, много икон, есть книги, облачения. На память мы взяли конфеты…
В другой день, когда мы хотели вновь попасть к отцу Иоанну, это был праздник святых Адриана и Наталии, у нас получилось вот что. Пришли мы, сели на лавочку и ждем отца Филарета, чтобы он открыл келию. Подошли еще несколько человек, ждем. А в коридоре у одной двери особо много посетителей, это келия отца Адриана, к которому люди едут из разных уголков страны со своими проблемами. Вдруг из-за этой двери выходит женщина и говорит о том, что кто хочет поздравить отца Адриана с праздником, могут проходить в порядке очереди, но задерживать батюшку вопросами не надо, он себя плохо чувствует. Мы как услышали – сразу подбежали и заняли очередь. И удалось же! Слава Богу за все! Батюшка Адриан с любовью нас благословил, помазал маслицем. Небольшая келья, иконы, книги… простота, и так близок Господь!
В книге «Михайлов день» Нина Павлова пишет: «Помню, как в Псково-Печерском монастыре один иерарх жаловался на отца Адриана:
- Вот иду я по монастырю, и вокруг тишь, благодать, благолепие. Но стоит выйти из кельи отцу Адриану, как сразу начинается скандал – кто-нибудь тут же завизжит, загавкает или захрюкает…»
Мы до конца не понимали тогда, к кому попали. Да и сейчас тоже, эх… Батюшка Адриан, помолись за нас, грешных!
На территории монастыря находятся несколько церквей: Михайловский собор (в котором пребывает рука святой мученицы Татианы), Никольская церковь, Сретенская (мощи преподобного Симеона) и Благовещенская церкви, но главное – самый большой и красивый Успенский собор (мощи преподобномученика Корнилия). Прямо к нему ведет «кровавый путь», о нем-то и пойдет речь далее.
Преподобномученик Корнилий – знаменитый устроитель и благоукраситель монастыря, написавший первоначальную летопись Псково-Печерской обители – был убиен неправедно прогневавшимся царем Иоанном Грозным. Приближаясь к монастырю, царь напрасно полагал, что преподобный хочет отделиться от Российского Государства. Игумен Корнилий с братией вышли навстречу царю. Иоанн Грозный в гневе, не владея собой, отсек святому игумену голову. Но тотчас же раскаялся при виде невинной жертвы. Он взял на руки тело преподобного и внес в обитель. Эта дорога с тех пор и поныне называется «кровавым путем». Преподобный закончил свою земную жизнь, как говорит летописец, будучи «земным царем предпослан к Царю Небесному» в вечное жилище.
Душеполезные листки, которые выпускает Лавра, знакомят паломника с монастырем и правилами поведения в нем, ее святыми, чтимыми праздниками, есть даже отдельная рубрика о Боге для детей – «Колокольчик».
На территории монастыря есть святой источник и каждый желающий может набрать здесь воды. Вокруг множество цветов, которые радуют глаз и заставляют восхищаться этой красотой и благолепием. А один раз мне даже показалось, что на сосну забралась белка, но она пробежала так быстро, что я не успела сфотографировать. Среди прочих деревьев можно встретить и яблони, сплошь увешаны зелеными яблоками.
Конечно, какое паломничество без послушаний. Вот и мы решили не нарушать этого правила, и получили благословение мыть помещение просфорной. Нас вели туда неизвестными закоулками, лестницами, подъемами и спусками, это было интересно. Как и везде, за выполнение послушаний полагается обед. Мы тоже ели в монастырской трапезной, где матушки так заботливо и вкусно приготовили, казалось бы, простую еду.
В другой раз нам досталось помогать послушнику Андрею по храму. Это был Успенский собор. Храм не очень большой, но с достаточным количеством икон, поэтому помощь оказалась не лишней. Тут мы не просто помогали, но и прикладывались к иконам, к которым в другое время просто невозможно подойти. А еще послушник Андрей раскрыл перед нами некоторые тайны этого собора, что был интересным и познавательным.Нам представилась удивительная возможность приложится к иконе, написанной самим преподобномучеником Корнилием. Она находится прямо за другой иконой в алтарной стене Успенского храма, поэтому простому прихожанину ее не увидеть. Икона хорошо сохранилась, не смотря на то, что ей уже около пятисот лет!
В соборе находится главная святыня монастыря – чудотворная икона «Успение Пресвятой Богородицы». Андрей пригласил нас обязательно посетить их престольный праздник Успения в следующем году. Здесь бывает такое торжество! Накануне праздника после малой вечерни икону выносится из Успенского собора и по совершении литии торжественным крестным ходом по дорожке, выложенной из живых цветов, переносится на паперть Михайловского собора. Всенощное бдение с пением акафиста заканчивается за полночь. В самый день праздника, под колокольный звон крестный ход движется вокруг Святой обители. Завершается празднество чином Погребения Богоматери по древней иерусалимской традиции. Новой таинственной Пасхой, чудом всемогущества Божия называл праздник Успения Божией Матери архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Святая Православная Церковь в своих молитвенных прошениях к одной только Богоматери обращается со словами: «спаси нас». Божия Матерь есть величайшая Заступница и Помощница всех труждающихся в благоугождении Богу.
За время нашего пребывания в монастыре мы побывали почти во всех его храмах на Богослужениях. Любовались колокольным звоном. Да-да, не только слушали, но и любовались, потому что у нас такого нет. Там, чтобы собрать людей на Богослужение, выходит монах или послушник и звонит при помощи специальной петли на тросе, куда вставляется нога. Кстати, такая колокольня находится рядом со Сретенским храмом, в котором нас однажды благословлял схимник отец Никон. От одной паломницы мы узнали, что отец Никон каждый день в определенное время служит молебен у мощей преподобного Симеона и освящает там масло, воду, сухарики. Отец Никон благословил нас, помазал маслом, окропил святой водой, угостил вкусными сухариками.
Стоит ли говорить, что уезжать нам не хотелось. За несколько дней просто сродняешься с обителью. Здесь совершенно другой мир: без суеты, тихий, благодатный…
По приезду в Псков сдали вещи в камеру хранения вокзала и пошли паломничать дальше. Маша предложила первым посетить Снетогорский женский монастырь Рождества Богородицы. Конечно, я согласилась, раньше и не подозревала о существовании этого монастыря, а тут такая история…
Снетогорский монастырь впервые упоминается в Псковских летописях 1299 года, когда 4/17 марта ливонские рыцари осадили Псков. Тогда святая обитель была разорена; игумен ее, преподобный Иоасаф, а также 17 иноков и пресвитер Константин были сожжены в храме. Судьба святых иноков не могла не привлечь к себе внимание псковских жителей и с XIV века Снетогорский монастырь пользуется большим почетом. В соборе Рождества Богородицы находится икона Божией Матери «Снетогорская». На иконе изображена Богородица с Младенцем на руках, Ей предстоят Архангелы Михаил и Гавриил, а у престола – святой благоверный князь Довмонт и преподобный Иоасаф. На трерритории монастыря кроме указанного находятся еще Никольский и Вознесенский храмы. Кстати, дивные настенные фрески в храме Рождества Богородицы сохранились и до наших дней. Сюда в 1825 году приезжал Александр Сергеевич Пушкин, а в 1920-х гг. экономом был Псково-Печерский старец преподобный Симеон (Желнин). В советское время монастырь был превращен в дом отдыха. С 1993 года в монастыре возрождается монашеская жизнь. Монастырь имеет подсобное хозяйство и ферму в деревне. В ноябре 2002 года в монастыре был пожар и сейчас он нуждается в материальной поддержке на восстановление. Богослужение в монастыре совершается каждый день по полному суточному кругу. По воскресеньям читается акафист Божией Матери перед Ее иконой «Игумения Афонской Горы», в среду – Николаю Чудотворцу.
Наши прогулки по Пскову надолго, а, может навсегда, останутся в моей памяти. Такой красивый город, не смотря на дождевые тучи, прекрасные виды храмов, стоящих на берегах рек: Великая, Пскова, Мирожка.
Далее наш путь пролегал через «сердце» Пскова – Свято-Троицкий кафедральный собор Кремля. На полиелее мы были там. Большой, величавый, красивый, предстает он перед взорами паломников и всех приходящих сюда. Как написано в летописи: первая равноапостольная святая княгиня Ольга, проплывая по реке Великая, напротив крутого мыса на слиянии двух рек – Псковы и Великой – сделала остановку. Она встала на молитву и увидела чудное явление с неба – Три Светоносных луча покрыли весь мыс. Она изрекла: «…На месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велик зело и славен будет…» На месте видения святая княгиня поставила дубовый Крест. Первый храм Святой Троицы – деревянный – существовал недолго, порядка 180 лет. В настоящее время это уже четвертый «Белостенный, среброглавый, осенен великой славой светлый Троицкий собор». В соборе много старинных икон, рака со святыми мощами псковских святых, мироточивая икона целителя Пантелеимона. Многое можно еще рассказать об этом удивительном месте, но лучше один раз там побывать.
Потом мы дошли по набережной реки Великой до Спасо-Мирожского монастыря, находящегося в живописном месте, но он оказался закрыт. Начинался дождь, позже перешедший в ливень. Темнело. Едва не заблудившись и вымокнув, не смотря на зонт, мы дошли до вокзала. Сапоги я промочила насквозь, они стали непригодны для ношения.
Еще одна ночь в поезде и мы в Санкт-Петербурге рано утром!
Набережная реки Карповки на Каменном острове…
Первым местом паломнического пребывания стал Свято-Иоанновский монастырь. В нем покоятся мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского. Погода была «серая», начинался дождь, а мы шли на воскресную Божественную литургию в монастырь. Перед входом внутрь находится икона во весь рост Батюшки Иоанна, с которой он смотрит, радостно улыбаясь и, как будто приветствуя тебя, приглашает войти. Это был первый лучик радости, пронзивший сердце сквозь затянутое небо серыми тучами. И что удивительно – к середине службы небо изменилось. Когда мы уже вышли, нас встретило яркое солнце и голубое небо. Согрел теплом наши сердца Великий Батюшка.
В 2010 году монастырь выпустил книгу «Светильник веры и благочестия», в которую помимо жития святого, включены его чудеса – новые! Это нам лишний раз доказывает, что Батюшка вновь и вновь слышит нас и молится, помогая превозмогать скорби и решать разного характера важные вопросы.
Одно из чудес, произошедших в монастыре – обновление иконы Покрова Богоматери. Обновление иконы Церковь воспринимает как знак милости Божией, как призыв народа к покаянию и усердной молитве. Обновление совершилось на глазах множества людей. Перед освящением главного монастырского храма в честь Двенадцати Апостолов (1991 г.) монахини обратились к приходам с просьбой пожертвовать иконы. Матушка Серафима выбрала большую икону, где с трудом удалось различить фигуру Божией Матери, держащей Свой Покров. Икону поместили в алтаре храма в монастыре, к тому же она подходила по форме к одной из алтарных ниш. Вскоре после Пасхи 1992 г. алтарница заметила, что Лик Пречистой Девы на иконе Покрова просветлел. Затем он стал постепенно обновляться сверху вниз, от Лика к стопочкам Богоматери. Священнослужители видели, как каждый день небольшой участок иконы просветлялся, краски становились яркими и насыщенными, а мелкие трещины сами собой зарастали. К Пятидесятнице почти всё изображение обновилось. Икона из грязно-серой стала небесно-голубой. Сама Матерь Божия засияла неземной красотой. По благословению Патриарха Алексия II икона была перенесена в храм для всенародного поклонения. С тех пор каждую пятницу после вечернего богослужения перед ней поется акафист Покрову Божией Матери.
Далее на Смоленском кладбище, где тихо и светло, мы ждали своей очереди к святой Ксении и читали ей акафист. Воистину она «…граду сему похвала и утверждение» (из кондака). При жизни помогала людям и теперь не оставляет. А очередь не уменьшалась, потому что народ все приходил и приходил…
Хорошо гулять по чудному граду святого Петра! Его улицы, каналы, мосты и даже переменчивая погода поражает своим разнообразием.
Мы вышли на Невский проспект. Вскоре показался Казанский собор. Как он величественен, как прекрасен! Главная святыня храма – почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери. Вместе с паломниками из Италии мы приложились к иконе. Кроме того, в соборе находится гробница генерал-фельдмаршала М.И.Кутузова. На полуциркульной площади перед собором можно увидеть бронзовые памятники прославленным русским полководцам М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли. Большие и красочные газеты выпускает собор с детской страничкой, объясняющей основы православной жизни во Христе.
К набережной Невы мы шли через храм Спаса на Крови, который очень напоминает храм Василия Блаженного в Москве. Исаакиевским собором любовались снаружи.
Вот вроде бы и всё путешествие, и на поезд опаздывать не хотелось, но…
Александро-Невская Лавра находится недалеко от вокзала, и мы поехали. На площади Александра Невского возвышается памятник, изображающий его, сидящим на коне. Кстати, Великий князь перед смертью принял монашество (схиму) с именем Алексий и является небесным покровителем Петербурга. В архитектурном облике Лавры доминирует стиль русского барокко XVIII века, благодаря чему она так радует наши взоры. Времени у нас было катастрофически мало, поэтому только забежали в Лавру, приложились к мощам святого Александра, к иконе Спасителя в белом хитоне и побежали обратно. Да, именно побежали, но успели заметить, что в Лавре красиво, просторно, много цветов. А еще нас снова поливал дождь, а в небе мы увидели радугу. Вот такие интересные явления природы в северной столице нашей страны.
Оказывается в Свято-Троицком храме Лавры помимо мощей благоверного князя, находится чудотворная икона Божией Матери «Невская Скоропослушница», подобной иконы больше нигде нельзя встретить. Есть еще одно место в Лавре – Некрополи. Там погребены некоторые известные личности: А.В. Суворов, М.В. Ломоносов, П.И. Чайковский, Ф.М. Достоевский, Д.И. Фонвизин и другие.
И вот, поезд примчал нас домой. Родному городу, конечно, обрадовались, но и там, в паломничестве, было хорошо…
Слава Богу, мы домой приехали!
Слава Богу, были в тех местах…
Сколько повидали мы хорошего,
Не напишешь в 20-ти листах!
Сколько было радости, волнения,
Разговоров, иль прерванных снов,
Слава Богу, все по Его милости,
Я надеюсь, мы вернемся вновь…
Вновь туда, где сердце дышит радостью,
Где молитвы трепетно поют,
Где душа от скверны очищается,
Вновь туда, где Ангелы живут!
Ирина Табакова