Во времена процветания Византийской империи, где господствующей государственной религией было христианство, западная часть её столицы Константинополя – Влахерны – славилась по всему Востоку своими святынями. Главной же их достопримечательностью была Богородичная церковь, построенная при императоре Льве I Великом (457-474). Сюда в 457 году из Палестины были перенесены риза Пресвятой Богородицы, Её головной покров (омофор) и часть пояса. Эти святыни привлекали в Константинополь многочисленных паломников.
Через четыре с половиной столетия, в 911 году при императоре Льве IV Философе (886-911) в Византию вторглись язычники и осадили Царьград (Константинополь). Историки предполагают, что это были наши предки-славяне под водительством князя Олега. Жители великого города, не имея достаточно сил противостоять неприятелю, прибегли к последнему средству – помощи Заступницы Небесной Богородицы.
В воскресный день 1 октября (по старому стилю) во время всенощного бдения Влахернский храм был переполнен верующими, молящимися о спасении. Среди них был Андрей, Христа ради юродивый, - по преданию, славянин, когда-то попавший в плен и потому живущий на чужбине. Уже на исходе ночи он и его ученик Епифаний неожиданно увидели идущую по воздуху озарённую небесным светом величественную Жену в сопровождении Иоанна Крестителя, апостола Иоанна Богослова и Ангелов.
Преклонив колена, Царица Небесная начала со слезами молиться. Матерь Божия просила Своего Сына принять молитвы всех людей, призывающих Его пресвятое имя и прибегающих к Её заступничеству. Затем Богородица сняла с головы покрывало и распростёрла его над молившимися в храме людьми, как бы защищая их таким образом от врагов видимых и невидимых. Покров этот блистал «паче лучей солнечных». Святые Андрей и Епифаний с душевным трепетом созерцали это дивное видение.
Так же неожиданно Пресвятая Богородица исчезла. Стал невидимым и Её омофор. Но ещё долго молящиеся ощущали благодать, вдруг осенившую храм. Их упование на Заступницу Небесную было не напрасным – вскоре враги, осаждавшие «град Константина» были отогнаны.
Праздник, установленный Греческой Церковью в честь чудесного явления Пресвятой Богородицы во Влахернском храме, был в дальнейшем забыт. А на христианской Руси наоборот – он стал одним из наиболее любимых и почитаемых. В 1164 году великий князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, ввёл праздник Покрова Пресвятой Богородицы в церковный обиход.
С XII века появились на Руси и Покровские храмы. Наиболее известные из них – потрясающий своими архитектурными достоинствами храм Покрова на Нерли недалеко от Владимира, построенный в 1165 году Андреем Боголюбским, и знаменитый собор Покрова Божией Матери, что на Рву. Этот храм на Красной площади Российской столицы был воздвигнут в 1552 году царём Иоанном IV Грозным в честь взятия Казани, более известное его название - Собор Василия Блаженного. Он стал одним из символов нашей Родины. Оба храма занесены ЮНЕСКО в реестр памятников мирового значения.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы наши верующие отмечают ежегодно 14 октября (по новому стилю). По уставу Русской Православной Церкви этот праздник является великим, т.е. относится как бы ко второй категории праздников, по сравнению с двунадесятыми. Но русские люди настолько любят, тепло чтут Богоматерь, что почитают праздник Покрова наравне с двунадесятым. С древних веков и посегодня они верят, что Пресвятая Матерь Божия покрывает (т.е. охраняет) их и землю Русскую от всяких невзгод и напастей.
По книге: Глаголева О.В. Святые дни. М.,2009