Преображение Господне.
(Мф.17,1-13; Мк.9,2-13; Лк.9,28-36)
Приближалось время добровольного искупительного подвига Господа и Бога нашего Иисуса Христа – Его страданий и крестной смерти, которые Он понёс за грехи человечества, желая спасти нас от вечной погибели. Чтобы поддержать веру в Своих учениках, дабы они не отчаялись, не разуверились, не пали духом, когда увидят Его Распятие, Господь показал им Свою Божественную славу.
Незадолго до событий Своей Крестной Жертвы Господь избрал от лица всех Своих учеников троих апостолов – Петра, Иакова и Иоанна – и с ними взошёл на высокую гору помолиться. Это была прекрасная гора Фавор, покрытая богатой растительностью, обособленно стоящая, господствующая над плодородной долиной реки Иордан.
Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Когда же они проснулись, то увидели, что Господь преобразился: лицо Его сияло, как солнце, а одежды Его стали белыми и блистающими неземным светом. Во славе Небесной к Иисусу Христу явились два пророка Божия – Моисей и Илия и тихо беседовали с Ним о предстоящих претерпеть Ему в Иерусалиме страданиях и смерти.
Видя Учителя в Его Небесном Божественном свете, ученики исполнились такой необычайной, никогда не испытанной прежде радости, что им захотелось навсегда остаться здесь вместе с Господом и пророками и не возвращаться вниз, в сложный и скорбный мир. И когда они увидели, что Моисей и Илия отходят от Иисуса Христа, самый горячий из них Петр воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (т.е. палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии», - не зная, что и сказать. Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!»
Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошёл к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Встав, ученики увидели Учителя в обычном виде, а пророков с Ним уже не было. Когда они сходили с горы, Господь повелел им никому не рассказывать о том, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых.
Славное Преображение Господа нашего Иисуса Христа наша Святая Православная Церковь празднует ежегодно 19 августа (по новому стилю). День этот почитается одним из самых великих праздников – двунадесятых. Своим Преображением Спаситель показал нам, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии Небесном и как преобразится тогда весь наш мир.
Тропарь праздника Преображения Господня:
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху. Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!»
Перевод с церковнославянского языка на русский:
«Ты, Христе Боже, преобразился на горе, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько могли её видеть. Пусть и для нас грешных воссияет Твой вечный свет по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!»
Богослужение в этот праздник имеет ту особенность, что по окончании Литургии благословляются и освящаются принесённые верующими в храм виноград и древесные плоды – яблоки, груши, сливы и др. Праздник Преображения выбран для благословения плодов потому, что в Иерусалиме (откуда заимствован наш церковный Устав) к тому времени созревал виноград, который, собственно, и положено освящать в этот день. Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает этим, что в ней, как в обществе святом, всё – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как Его творение.
В прежние времена в России простой народ усвоил празднику Преображения Господня название: Яблочный Спас, так как виноград в нашей северной стране не выращивается из-за неподходящего для этого климата, а вместо виноградных гроздьев освящались яблоки, как наиболее доступные у нас плоды. В настоящее время для нас стали доступными и виноград, и другие заморские плоды – можно приносить освящать. Но надо помнить, что не фрукты в центре праздника, а Спаситель наш Господь Иисус Христос.
Господь приоткрывает нам тайну будущего века: о том, как радостно, как счастливо нам будет с ним жить. Святой преподобный Серафим Саровский говорил, что словами того не опишешь, настолько хорошо в Царствии Небесном, и что если бы хоть одним глазком удалось кому-то посмотреть на него, то он согласился бы в этой земной нашей жизни претерпеть всяческие скорби, муки и болезни, только бы не лишиться Царствия Небесного. В этом празднике Господь открывает нам то, что нас ждёт за гранью здешней нынешней жизни. Но ждёт нас это в том случае, если мы станем жить благочестиво, исполняя в повседневности заповеди Божии. Вот на это и должно нам обратить всё своё внимание и труды.
Составлено по книге: Закон Божий. М., 2011 и др. православ. источникам.