Тропарь праздника
Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.
Перевод на русский:
О Христос Бог наш! Ты преобразился на горе, показав Свою славу ученикам настолько, насколько они могли её видеть. Да воссияет по молитвам Богородицы и нам, грешным, Твой вечный свет. Податель света, слава Тебе!
Кондак праздника
На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.
Перевод на русский:
О Христос Бог наш! Ты преобразился на горе, и Твои ученики увидели Твою славу настолько, насколько они могли её воспринять, – чтобы, увидев Тебя распинаемого, поняли: страдание Твоё – добровольно, и проповедали миру, что Ты – воистину Сияние Отца.
Апостольское чтение на Литургии
Братья, более и более старайтесь делать твёрдым ваше звание и избрание, ибо, делая это, вы никогда не споткнётесь. Ведь так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Поэтому я должен всегда напоминать вам об этом, хотя вы это и знаете и утверждены в настоящей истине.
Но я считаю справедливым, пока я нахожусь в этой [телесной] палатке, пробуждать вас напоминанием, зная, что скоро отнимется эта палатка моя, как и Господь наш Иисус Христос объявил мне. Буду же стараться, чтобы вы могли и после моего исхода, при каждом случае, вспоминать об этом.
Мы ведь поведали вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не последовав за хитросплетёнными баснями, но как очевидцы Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда принёсся к Нему от величественной славы такой голос: «Это Сын Мой, Возлюбленный Мой, в Котором – Моё благоволение!» И этот голос, принёсшийся с небес, мы услышали, будучи с Ним на святой горе.
Мы имеем прочнейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, держась его, как светильника, сияющего в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать День и утренняя звезда не взойдет в сердцах ваших.
Евангельское чтение на Литургии
В то время взял Иисус Петра, Иакова и брата его Иоанна, и возвёл их на гору высокую, будучи с ними наедине. И Он преобразился перед ними, и просияло лицо Его, как солнце, а одежды Его сделались белы, как свет. И явились им Моисей и Илия, собеседующие с Ним. А Пётр на это сказал Иисусу: «Господи! Хорошо нам здесь быть! Если хочешь, я устрою здесь три палатки (скинии): одну для Тебя, одну для Моисея и одну для Илии». Он ещё говорил, как вдруг осенило их сияющее облако, и из облака прозвучал Голос: «Это – Сын Мой Возлюбленный, Тот, в Ком Моё благоволение! Его слушайте!»
Ученики, услышав это, пали на свои лица и очень устрашились. Иисус подошел к ним, и, коснувшись их, сказал: «Встаньте и не бойтесь!» А они, подняв глаза свои, не увидели никого, кроме Самого Иисуса.
А когда они спускались с горы, Иисус наказал им: «Никому не говорите об этом видении, пока Сын Человеческий не восстанет из мёртвых!»
Преображение: событие и смысл
Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда слово «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нём рассказывают три евангелиста: Матфей (Мф.17:1-13)[7], Марк (Мк.9:2-13) и Лука (Лк.9:28-36).
Через восемь дней после торжественного исповедания апостолом Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала белой до блистания. И беседовали с Ним два мужа; это были Моисей и Илия. Явившись в сиянии небесной славы, они говорили об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.
А Пётр и его спутники забылись дрёмой; когда же очнулись, то увидели Его славу и двух мужей, стоящих с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Пётр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» Он и сам не знал, что говорил, – замечает Лука и продолжает. – И ещё он не договорил, как появилось облако и осенило их; и они устрашились, когда вошли в то облако. И из облака раздался Голос: «Это – Сын Мой Избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк.9:28-36).
А евангелист Марк уточняет: «И когда они спускались с горы, Иисус велел им никому не рассказывать о том, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Они это исполнили, но в беседе между собой допытывались: что это значит – воскреснуть из мёртвых?» (Мк.9:9-10).
Историко-богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царём-воителем. Эти лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, Владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.
При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении («разрушении») им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея, смысл которого состоял в подготовке людей к окончательному Откровению Спасения. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.
На иконах праздника Иисус обычно предстаёт в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими религиозно-нравственными законами, У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.
Источник: azbyka.ru