Пророк Моисей и Богослужение Церкви
Хотя в истории Ветхого Завета роль пророка, боговидца и законодателя Моисея огромна, в богослужебном календаре день его памяти малозаметен – служба ему даже не имеет праздничного знака. Но это не умаляет значение Моисея в христианском богослужении, так как сюжеты из его жизни, его слова и пророчества, описанные в книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие, присутствуют во всех богослужебных книгах и часто составляют важные элементы службы. Так, фрагменты из указанных библейских книг, особенно из Исхода, читаются в качестве паремий на вечерне практически всех двунадесятых праздников (кроме Входа в Иерусалим и Вознесения) и всю Страстную Седмицу. Другой пример – две первые библейские песни канона на утрени, которые также представляют собой слова пророка Моисея (Исх. 15:1-19и Втор. 32:1-43).
Еще более показательны частые упоминания в богослужебных текстах событий из жизни пророка Моисея в качестве прообразов новозаветных событий. Так, Купина Неопалимая, в огне которой Моисею явился Бог, в Богородичных тропарях толкуется как прообраз Божией Матери. Переход евреев через Красное море понимается и как прообраз Приснодевства Марии, и как прообраз Крещения, при этом движением жезла Моисея при разделении моря прообразуется Крест Господень. Манна, ниспосланная Богом евреям в пустыне (Исх. гл.16) воспоминается в качестве прообраза Христа (и Евхаристии). Христос также прообразуется камнем, из которого, после удара жезлом Моисея, потекла вода (Исх. 17:6). И сам молящийся Моисей, крестообразно воздев руки во время битвы с амаликитянами (Исх. 17:11-13), прообразовал Христа распятого: как поется в 1-й песне канона праздника Воздвижения Креста Господня, «образ древле Моисей пречистыя Страсти в себе самом прообрази». Есть и множество других прообразов, связанных с жизнью пророка Моисея.
Источник: Православный иллюстрированный календарь "от Пасхи до Пасхи" 2019-2020 год, 17 сентября.