В 2012 году во время паломнической поездки в Израиль, произошла встреча представителей нашего прихода с игуменом Киприаном (Ященко). Им удалось побеседовать с отцом Киприаном, задать вопросы и получить на них интересные ответы. На память о встрече в Иерусалиме игумен Киприан подарил приходу нашего храма свою книгу «Православное воспитание». В книге собраны интервью и воспоминания отца Киприана о своих духовных наставниках, родителях и тех жизненных обстоятельствах, которые складываются в удивительную картину Промысла Божиего о каждом из нас. Книга составлена в виде лекций – бесед с каждым читателем этой книги. В этой статье приводится маленький фрагмент из этой книги.
«Духовной личностью чаще всего не рождаются, а становятся в результате определенного жизненного пути. Попробуем рассмотреть жизнь человека от начала до конца. При этом еще не понятно, когда она начинается, и тем более – когда заканчивается. С чего начинается человеческая жизнь, с какого момента? – С зачатия. Это факт, установленный наукой, святыми отцами. Есть даже церковный праздник, с этим связанный – Зачатие Пресвятой Богородицы Иоакимом и Анной. Церковь празднует сам факт зачатия, как начала человеческой жизни святого человека. Зачатие – в центре круга. В еврейских семьях считалось, что на бездетной семье нет благодати Божией. И вот Иоаким на 40 дней удалился от супруги, молился, просил Бога, чтобы Он дал ребенка – как некий внешний знак дара Божиего семье, в это время и Анна молилась, постилась. После этого поста была физическая близость с пониманием и с большим желанием, чтобы Господь дал ребенка. Сейчас люди, к сожалению, потеряли смысл зачатия ребенка. Это воспринимается как удовольствие. Господь действительно дал людям влечение, для того чтобы они размножались, чтобы не уклонялись от продолжения рода. Изначально зачатие по замыслу Божию должно было происходить у людей, как у Ангелов. Это великая тайна. Но это было. А человек, совершив первородный грех и естественная природа превратилась в падшую, зачатие превратил в целую индустрию удовольствия. Произошло искажение в человеческом роду, и поэтому продолжение рода, связанное с молитвой, соединением с Богом, сейчас – большая редкость.
В одной сибирской деревне я однажды был потрясен: вошел в класс и увидел там человек 20 ребят с искаженными, дебильными лицами. Они действительно были умственно отсталыми. Я спросил: «Что это такое? Почему дети такие?» А мне учительница рассказала: «У нас в деревне все спились. Это дети пьяной ночи».
Существует наказание Божие, если зачатие происходит в пьяном виде, в пост, если супруги даже не понимают, что они делают. Поэтому первый способ искалечить своего ребенка – это необдуманно подойти к его зачатию. Множество детей сейчас рождаются больными, несут крест мученичества за безбожие родителей.
Смотрите, у Адама и Евы было два сына – Авель и Каин. Один зачат в греховном состоянии, другой – после покаяния; один – падшей жизни, а другой – святой. Этот закон продолжает действовать.
Крещением снимается печать первородного греха, но остается греховный навык. И человек по навыку автоматически может продолжать делать что-то безнравственное.
Но помимо первородного есть еще и родовой грех. Да, в роду, из поколения в поколение грехи передаются. В былые времена, прежде чем с человеком начать какое-то совместное дело, жениться или замуж выходить, спрашивали: а какого он рода? Или более того – какой он породы. Например, при выведении животных – не дай Бог непородистая попадется – весь род испортится, физиологические качества изменяются. Примерно то же происходит с человеком. В роду один покончи с собой, другой покончил, это как печать, весь род поврежден самоубийцами. И наоборот. Бывают и исключения. Но все равно есть некая родовая духовная платформа, с которой человек входит в мир. Как говорится, яблоня от яблони не далеко падает.
Нам самим хорошо бы покопаться в своем роду: а кем у нас были предки, как они закончили свою жизнь, какими были в духовном плане? Есть ли у нас в роду священники, монахи, вообще отмаливал ли кто-то ваш род, был ли в роду молитвенник? Или, наоборот, в нем все неверующие.
У нас сейчас несколько потерянных тяжелых поколений. Отчего? В начале XXвека сколько священников, христиан поубивали, сколько церквей разорили, колокола посбрасывали, монастыри разрушили. И мало кто сейчас кается за содеянное. И за грехи, как мученики, страдают те, кто рождается в этом роду. Пока кто-нибудь не додумается, не начнет молиться, каяться…
И хоть и говорят «сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына» (Иез. 18:20). Но здесь имеется в виду именно закон, юридическая норма, а не духовная. При этом в книге Исхода говорится: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящих милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:5-6).
Предположим человек родился в таком роду, где пьяницы, убийцы, но он не обречен! Если человек приходит в Церковь, чистосердечно кается, ему вообще все грехи могут проститься. Да, этому человеку тяжело. Но Господь смотрит именно на то: каким ты был и каким ты стал в конце жизни. В чем твои труды?
Вот встретились люди, полюбили друг друга. Любой батюшка расскажет: повенчаешь их, а дальше начинается… Из одного вылезает родовой абракадабр – человек не может даже понять и осознать, чего он кричит, скандалит, почему в истерики впадает. У другого обнаруживается такой родовой грех, что никто не может поверить. Он с сослуживцами – учтивый, в храм придет как ягненочек. А дома такое творит, что все рушит, как слон в посудной лавке. Но это не значит, что надо расходиться, что люди не сошлись характерами, родовыми наследиями. Это значит, что надо особо молиться, просить помощи Божией. У Господа все возможно. Даже самые несовместимые люди – и психологически, и по интересам – все равно могут соединиться и создать счастливую семью. И детишки у них могут быть без тяжелой наследственности, без болезней, без греховной обремененности. Мы должны понимать, что это не закон кармы, а разное стартовое духовное состояние людей.
Возвращаясь к этапам становления личности, отметим три важных периода или момента: первый – еще до зачатия; второй – само зачатие; третий – внутриутробный период развития.
Итак, первый способ испортить ребенка – это вообще не покаяться, прийти к зачатию с родовыми грехами, и тогда все это отразится на малыше. Второй важный момент – сам факт зачатия, как оно происходит. Третий способ изувечить ребенка или, наоборот, его воспитать – во время внутриутробного периода развития. Это уже живое существо внутри утробы. Есть целая наука – перинатальная, или внутриутробная, педагогика.
Как можно воспитать ребенка внутри утробы? Частое Причастие матери носящей. Воздержание, супружеский пост. Умеренное питание. Музыка успокаивающая или еще лучше – духовная. Здоровый образ жизни в целом, ну хотя бы не сидеть под выхлопной трубой, не нервничать. Потому что даже в Древнем Риме носящую женщину удаляли от тяжелых зрелищ, чтобы она была в спокойном состоянии. Многие матери свидетельствуют: на последних неделях, если читаешь Евангелие, ребенок дает знать, он радуется. Конечно, и Причастие, и молитва закладывают духовную основу личности». Будем рады, если кого-то заинтересовала книга. Предисловие к этому изданию составил схиархимандрит Илий (Ноздрин).