В Палестине, в трёх днях пути от Иерусалима, в покрытой садами долине у самой подошвы горы лежит тихий городок Назарет. Более двух тысяч лет назад город был так мал и незначителен, что стал «притчей во языцех» - о нём упоминали только с пренебрежением: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин.1, 46). Ведь тогда ещё никто в мире не знал, что именно в этом презираемом всеми городке родится Матерь Божия, и в течение 30-ти лет будет жить Господь наш Иисус Христос!
А тогда уже жила в Назарете благочестивая чета – Иоаким и Анна, будущие родители Пресвятой Девы, святая Церковь называет их Богоотцами. Происходили они из древних знатных родов: Иоаким был потомком царя Давида, Анна – из рода первосвященника Аарона, брата пророка Моисея. Они были глубоко верующими людьми, более известными окружающим не своим происхождением, а благочестием и милосердием. Семья была довольно зажиточная – Иоаким владел большими стадами овец, но довольствовались они малым, оставляя для своих нужд только третью часть доходов. Другие две части они жертвовали: одну часть на Иерусалимский храм, другую раздавали бедным.
Несмотря на то, что Иоаким и Анна жили благочестиво и праведно, Господь послал им нелёгкое испытание – дожив до преклонного возраста, им было уже около 70-ти лет, и прожив в супружестве полвека, они не имели детей. Супруги тяжело переживали своё горе; неустанно и горячо молили Бога, чтобы Он послал им ребёнка; молча терпели несправедливые поношения и насмешки соседей – в ветхозаветные времена бездетность считалась Божиим наказанием за грехи.
Была ещё одна – особенная – причина горя благочестивых Иоакима и Анны. Как и все иудеи того времени, они знали из пророчеств Священного Писания, что именно из рода царя Давида, из которого происходил и Иоаким, должен родиться Мессия – Спаситель мира. Из пророчеств было известно и время рождения Спасителя, и оно стремительно приближалось. В каждой иудейской семье радовались каждому родившемуся у них мальчику – может быть, он будет Спасителем и навечно прославит давших ему жизнь! Поэтому-то каждая иудейская женщина горячо молила Всевышнего даровать ей ребёнка. Но мольбы Анны оставались безответными – счастье материнства обходило её стороной. Так в уповании на Божию милость прошла вся жизнь…
И вот когда уже надежда оставила Иоакима и Анну (ничего не поделаешь – годы!), их долготерпение было вознаграждено. И восторжествовала справедливость – ведь, по словам святителя Григория Паламы (архиепископ Фессалоникийский, жил в XIV веке, удостоился Божественных Откровений), «в то время не было никого, кто был бы большим в добродетели, чем эта бездетная чета, кто был бы благороднее нравом…»
В один из больших праздников старец Иоаким, как и многие его соотечественники, направился в Иерусалим, чтобы в храме принести жертву Богу. Но в этот раз первосвященник Иссахар не принял его даров. Он сказал, что дар бездетного, а значит, грешного человека, неприятен Богу, и потому Иоаким недостоин участвовать в жертвоприношении. Громко сказанные жестокие и несправедливые слова первосвященника, вызвавшие смех и осуждение бывших в храме иудеев, пронзили болью сердце Иоакима. Не глядя ни на кого, поспешил он из храма, прочь от людей, в пустынное место, где в пещере 40 дней и ночей оплакивал своё горе. Растворяя в слезах свою скорбь, он возносил молитвы Всевышнему: «Не вкушу никакой пищи, не возвращусь в дом свой, пока не услышит меня Господь Бог Израилев. Пусть слёзы мои будут мне пищей, а пустыня – домом моим…»
Весть о том, что жертва Иоакима не принята, а сам он куда-то исчез, долетела и в Назарет, узнала обо всём и Анна. Всем своим существом ощутила она ту боль, которую испытал Иоаким. Жалость к несчастному мужу и самой себе, причине этого несчастья была так сильна, что слёзы неудержимым потоком потекли из её глаз, застилая окружающий мир. «Теперь, - причитала Анна, - я несчастнее всех: Богом отвержена, у людей в поношении и мужем оставлена! О чём плакать теперь: о вдовстве ли своём или о безчадии, о сиротстве своём или о том, что не удостоилась называться матерью!»
Но вот до её слуха донеслось птичье пение. Обернувшись на мелодичные трели, плачущая Анна увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с неоперившимися птенцами, которых кормила маленькая птичка. Ещё сильнее потекли из глаз бедной женщины слёзы, из самого её сердца вырвался вопль к Всемогущему: «Увы мне, одинокой, грешнейшей из всех дочерей Израиля, перед всеми женами униженной! Другие носят на руках детей своих и ими утешаются, лишь одна я лишена этого! От других принимают дары в церковь Божию и им оказывают уважение за то, что у них есть дети. Одна я отвержена от храма Бога моего! С кем мне сравнить себя? Ни с птицами небесными, ни со зверями! Ведь они приносят Тебе плод свой, Господи! Только я одна остаюсь бесплодной! Даже с землёй не могу я сравнить себя, потому что и земля приносит плоды свои Богу, благословляя Отца Небесного. Одна я, как степь безводная, безчадна на этом свете. Горе мне, горе! Воззри же, Господи, на меня и услыши стенания и молитвы мои!»
И… о, чудо! Рыдающая Анна увидела Ангела Господня, который произнёс: « Анна! Господь услышал твои молитвы – ты родишь Дочь и наречёшь Её Марией, что значит госпожа и надежда. Ею даруется спасение всему миру». Ангел велел Анне идти в Иерусалим, где у Золотых ворот храма она встретится с Иоакимом. Изумлённая женщина воскликнула в ответ: «Жив Господь Бог мой!» и преисполненная благодарности Богу поспешила в Иерусалим. Там в указанном Ангелом месте её уже ждал взволнованный Иоаким – с ним тоже случилось невероятное чудо. Он рассказал супруге, что к нему в пустыне явился Ангел Господень и сказал: «Господь принял твои молитвы, Иоаким: у вас родится Дочь на радость всему миру. Иди же в Иерусалим и у Золотых ворот встретишь свою жену». Потрясённые своим счастьем Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы в храме и дали обещание посвятить будущего ребёнка Богу.
Вскоре у праведной четы родилась Дочь, Которой суждено было «соединить небо и землю» - Бога и человечество. Появление на свет этого долгожданного и вымоленного у Бога ребёнка было великим чудом, ведь Мария родилась от престарелых родителей вопреки законам природы. Но Богу подвластно всё, недаром называют Его Всемогущим. Иоаким и Анна нежно любили свою Марию. Помня слова Ангела, что Ей предстоит великое будущее, что по Божественному замыслу Она должна стать Матерью Спасителя, счастливые родители благоговели перед Ней.
Рождество Пресвятой Богородицы – один из 12-ти самых главных праздников Святой Православной Церкви, празднуется верующими 21 сентября (по новому стилю). Это первый двунадесятый праздник в церковном годичном круге, т.к. новый церковный год (Новолетие) начинается 14 сентября по новому стилю (1 сент. по старому ст.).
По книге: Глаголева О.В. Святые дни. М., 2009.