Как относиться православному человеку к стахованию жизни, недвижимости, автомобиля?
Отвечает протоиерей Николай Агафонов.
Легче всего было бы ответить, что страхование своей жизни и имущества – дело личного выбора православного христианина и никакого вреда его духовной жизни не приносит. Но мне кажется это слишком поверхностным взглядом. Поэтому попытаемся разобраться в этом вопросе несколько глубже.
В Священном Писании сказано: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно не спит сторож» (Пс.126, 1). То есть никто не может нам гарантировать сохранение нашей жизни и нашего имущества, кроме Бога. Поэтому истинно верующий человек, помня слова Христа о том, что и волос не упадёт с нашей головы без воли Божией, во всём полагается на Его святую и благую волю.
Многострадальный Иов, потеряв детей, всё имущество и здоровье, в смирении воскликнул: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1, 20). А когда жена стала уговаривать Иова похулить Бога и умереть, чем так страдать, он ответил: «Ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злое не будем принимать?» (Иов. 2, 10).
Но все ли православные христиане готовы сегодня взойти на такую высшую ступень полного упования на волю Божию, в конечном её результате всегда благую и промыслительную? Случайных бедствий и несчастий не бывает; все они для нас – сигнал от Бога: что-то неблагополучно в нашей жизни. А бывает и так, что потеря здоровья или имущества попускается Богом, чтобы освободить для нас время или место в нашей душе для вечного спасения.
Страхование жизни и имущества в надежде получить хоть какую-то компенсацию само по себе не грех, но в то же время – индикатор, проверяющий нашу готовность (или неготовность) во всём положиться на промыслительную волю Божию.
Универсальный ответ на все подобные житейские вопросы дал замечательный русский философ Лев Карсавин: «Каждый человек должен иметь перед собой Иисуса Христа и с Ним согласовывать все свои поступки. Ведь каждое слово Мессии было связано со всей Его жизнью и деятельностью. Поэтому любой человек может соотносить с Ним свой внутренний голос, поняв, согласуется ли его решение в конкретной жизненной ситуации с обликом Христа». Если мы примем это за правило, то в данном вопросе для нас актуальны слова Самого Господа: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 33-34).
Из книги: Протоиерей Николай Агафонов. Проповедь за церковной оградой. Самара, 2009.