29 – 3 апреля 2010 года
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА.
Начиная с Вербной субботы, в которую вспоминается воскрешение Господом праведного Лазаря, и Входа Господня в Иерусалим, церковные песнопения ведут нас по стопам Христа. С зажженными свечами мы таинственно участвуем в торжественном входе Царя Славы, грядущего на вольную смерть, и с ветвями пальм или верб при пении «Осанна» встречаем Его у врат Иерусалима. Вербное воскресение есть уже наступление Страстной седмицы. Каждый последующий день ее приближает нас к великой, таинственной ночи Воскресения Христова.
В Страстную седмицу полагается особенно строгий пост. Перед верующими в эти великие дни проходит вся жизнь Христа, все чудеса, сотворенные Им на земле, все Его учение.
Великий Понедельник.
В Великий Понедельник мы вспоминаем безплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня, как образ человека, погибающего нераскаявшимся.
В этот день вспоминается разговор Иисуса Христа на Елеонской горе, в котором Он говорил ученикам о втором Своем пришествии. Ученики спросили Его: «Скажи нам, когда это будет?» (Мф. 24, 3). Первым признаком приближения Суда Божия называет Господь явление лжехристов. Они будут приходить под именем Христовым, «будут говорить: я Христос. Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24, 4-5), то есть чтобы никто не отклонился от веры во Христа, не соблазнился желанием перейти в другую веру. Вторым признаком будут войны; в этих войнах пройдет немало времени, они усилятся, народы и царства смешаются в ожесточенной борьбе. И сама природа восстанет на людей, истребляя их голодом, моровыми поветриями и землетрясениями. Но все это будет лишь началом бедствий. Третьим признаком приближения последних дней Господь полагает жестокое гонение на Его учеников и последователей. Тогда многие отпадут от веры, будут ненавидеть оставшихся верными; умножатся между людьми беззакония и во многих иссякнет любовь, а лжепророки будут пользоваться успехом. «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 13). Кто претерпит все страдания, не изменив любви и Христову учению, не поддавшись лжеучителям, тот заслужит спасение. Проповедание во всем мире благовестия о Царстве Христовом будет четвертым признаком приближения Суда Божия: «и тогда придет конец». Разрушение Иерусалима римлянами в 70 году от Рождества Христова служит как бы прообразом гибели всего мира. Суд над столицей Иудеи наступил, как последствие ее беззаконий и оскудения в ней любви; точно также и последний день мира, день гнева Божия придет тогда, когда истощится мера Божиего долготерпения наших беззаконий; служа лишь похотям, люди забудут, что они чада Божии и братья между собой.
Великий Вторник.
В Великий Вторник вспоминаются притчи Иисуса Христа о десяти девах, о талантах, о Страшном Суде. Неразумные девы – это те люди, кто знает о Страшном Суде Божием, но не готовится к нему, не запасает «елея для светильников» - то есть дел веры. Придет на землю Жених – Судия наш Иисус Христос – и разбудит всех, спящих сном смерти. Каждый явится перед Ним таким, каким его застала смерть. И неоткуда будет ждать помощи. Тогда и услышат они глас Христа: «Я не знаю вас, отойдите от Меня». То же будет и с теми, кто, получив от Бога различные дарования и способности, «каждый по его силе», по нерадению и небрежению не служил ими Богу и своим ближним. Сразу после притчи о десяти девах и талантах за богослужением читается грозное пророчество о Страшном Суде, который совершит пришедший на землю снова, как грозный Судия, Сын Божий. Посмертному воздаянию посвящена значительная часть служб Великого Вторника.
Великая Среда.
В Великую Среду мы вспоминаем о женщине, помазавшей ноги Спасителя и тем приготовившей Его к погребению, а также предательство Иуды. «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф.26, 14-16). Все ученики Христа, следуя за Ним, любя Его, имели плотские ожидания и надежды. Но более всего имел их Иуда. Веруя в небесное посланничество Иисуса, он был убежден, что не останется в убытке, оставив ради Него дом и хозяйство. Страстью любостяжания он страдал с детства, и ни пример Самого Иисуса, ни других апостолов – не исправили его. И вот, ослепленный страстью к наживе, он дерзнул на неслыханное святотатство – продал Божественного Учителя Его врагам за тридцать сребреников.
Великий Четверток.
В Великий Четверток рассказывается о Тайной Вечери, на которой Господь установил Таинство Причащения. В этот-то вечер Иуда и предал Учителя. Во время самой Вечери Иисус Христос сказал ученикам Своим: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса; ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи, кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее…» (Ин.13, 21-27). И когда они ели, «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая учеником, сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26, 26-28). При этом Он повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22, 19). Так было установлено Таинство Причащения, и апостолы под видом хлеба и вина причастились Тела и Крови Христовых. В этот день есть обычай всем христианам причащаться, помня страдания Господа и всячески боясь причинить Ему новые страдания после принятия Святых Тайн.
Великий Пяток.
В Великую Пятницу вспоминается Церковью суд и осуждение Господа, Его распятие, страдание и сама смерть на Кресте. На вечерне из алтаря на середину храма выносится для общего поклонения Плащаница – большой плат с изображением на нем лежащего во гробе Спасителя. Плащаница находится в продолжении трех неполных дней, напоминая этим трехдневное пребывание Иисуса Христа во гробе.
… Когда пригвождали Иисуса Христа ко Кресту, Он молился за Своих врагов и говорил: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк.23, 34). Один из повешенных с Ним злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, благоразумный разбойник, сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое! И сказал ему Иисус: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23, 43). Солнце померкло, сделалась великая тьма, которая продолжалась три часа. В третьем часу пополудни Иисус Христос сказал: «Свершилось» (Ин.19, 30). Потом Он громким голосом воскликнул: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк.23, 46), - склонил голову и испустил дух. «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин.19, 34).
Великая Суббота.
На утрени этого дня совершается Чин Погребения Спасителя, в конце которого Плащаница выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг церкви. По внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам в знак того, что Спаситель Божеством Своим неразлучно пребыл на Престоле с Богом Отцом и Духом Святым.
В пятницу вечером пришел к Пилату Иосиф из Аримафеи, тайный ученик Христа и попросил ему отдать тело Иисусово. Пришел ко Кресту также и Никодим, тоже тайный ученик Иисуса. И принес благовония из смирны и алоя. Иосиф и Никодим сняли тело Иисуса Христа, обвили пеленами с благовониями, как обыкновенно погребали иудеи. Близко от того места, где Иисус Христос был распят, находился сад, а в саду гроб, высеченный в скале, который Иосиф приготовил для себя. В этом своем гробе он с Никодимом и положил тело Христа, привалив большой камень к двери гроба. В снятии Иисуса Христа со Креста и погребении участвовали Пресвятая Матерь Его и жены-мироносицы. Возвратившись с погребения, они приготовили благовония и масти, чтобы полностью совершить обряд помазания тела Иисуса Христа по прошествии субботы.
Первосвященники и фарисеи «поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» (Мф.27, 66). Когда тело Иисуса Христа лежало во гробе, Он душою Своею сошел во ад, сокрушил врата адовы, возвестил находящимся там душам умерших людей о Своей победе над диаволом и смертью, вывел оттуда в рай души людей, с верою ожидающих Его пришествия, а Божеством своим был на Престоле с Богом Отцом и Духом Святым. После Великой Субботы верующие ожидают великой радости – восстания их мертвых Христа Жизнодавца – Славного Христова Воскресения.
/С сокращениями/
протоиерей Александр Шаргунов,
журнал «Русский дом», 2009, № 4.